"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ"В РАБОТЕ ЛОГОПЕД
статья по логопедии
Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Наблюдения психологов показывают также, что именно первые местные игры детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности поведения и развития их детей. Если родители видят, что их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, это может стать поводом для размышлений о собственной системе воспитания. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ» В РАБОТЕ ЛОГОПЕД
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы.
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Здесь логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным, Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга. Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.
Песочная терапия успешно применяется в практике логопедов. Занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы. Занятия песочной терапии помогают детям лучше узнать себя и открыть свой творческий потенциал.
Направления коррекционной работы
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:
Дыхательная гимнастика
Пальчиковый практикум
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков
Развитие фонематического слуха
Формирование слоговой структуры слова
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Обучение грамоте
Развитие связной речи
Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы.
Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Наблюдения психологов показывают также, что именно первые местные игры детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности поведения и развития их детей. Если родители видят, что их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, это может стать поводом для размышлений о собственной системе воспитания. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
В работе логопеда песочная терапия становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей логопатов и способствует оздоровлению всего организма ребенка. Эффект применения песочной терапии зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической по...
Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...
песочная терапия в работе логопеда
Статья раскрывает методику использования песочной игротерапии в работе с детьми коррекционной группы для детей с ТНР. Автором раскрывается актуальность данной методики, приводится система ...
Песочная терапия в работе логопеда
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.Эти методы терапии...
Использование элементов песочной терапии в работе логопеда
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу эффекти...
Песочная терапия в работе логопеда
Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, а дать возможность ребенку раскрыться и быть самим собой. Именно на песке ребено...
Консультация "Песочная терапия в работе логопеда"
Практические материалы с песком для детей с ОВЗ....