Обобщение педагогического опыта.Обучение грамоте дошкольников
консультация по логопедии (подготовительная группа)

ОБОБЩЕНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА                                         

 ТЕМА: «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ  ГРАМОТЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ  ».

 

В наше  время  детей  с нарушением  речи  становится  всё больше.  Вопросы  подготовки  воспитанников  детских  садов  к  школе  приобретают  всё  большее  значение,  потому  что  в  настоящее  время  изменилось  содержание  начального  обучения.  Школа  заинтересована  в  том,  чтобы  дети,  поступающие  в  1-й  класс,  были  хорошо  подготовлены  к  обучению  грамоте,  т. е.  имели  бы  развитый  фонематический  (речевой)  слух,  хорошую  устную  речь,  навыки  в  составлении и анализе  предложений,  в  делении  слов  на  слоги,  умели  держать  карандаш  и  различать  строчки  в  тетради.  Дети,  получившие  такую  подготовку,  легко  и  свободно  овладевают  в  школе  процессом  чтения  и  письма.

Данный  вопрос изучается многими специалистами в области логопедии. Такими авторами, как: Г. А. Волковой, В. В. Коноваленко, И. Лопухиной, Л. Лалаевой, Л. Г. Милостивенко, Н. И. Москаленко, Т. А. Ткаченко.

Готовность  к  обучению  дошкольников  грамоте  в  детском  саду  предполагает,  что  ребёнок  приступает  к  анализу  своей  речи  и  узнаёт,  что  она  состоит  из  предложений,  которые,  в  свою  очередь,  состоят  из  отдельных  слов,  слова  из  слогов,  слоги  из  звуков.  Звуки  при  письме  обозначаются  буквами.  С  психологической  точки  зрения  начальный  период  обучения  грамоте – это  формирование  у  ребёнка  нового  отношения  к  речи.  Предметом  познания  становится  сама  речь,  её  внешняя  звуковая  сторона.

Я работаю учителем – логопедом 10 лет 08 месяцев. Выпустила в школу 4,5 выпуска детей.

Мне хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.

Каждый год я что-то совершенствую в методике обучения, а содержание и последовательность программы сохраняю.

Результаты  обследования показывают, что у всех детей, поступивших в логопедическую группу недостаточно развита  слоговая структура слов  (26% правильных ответов по методике Г. А. Волковой), звуковой анализ слов (42% правильных ответов по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной). Когда обработала результаты обследования, я пришла к выводу, что необходимо разработать систему работы по формированию готовности к обучению дошкольников грамоте. Свою работу построила, учитывая индивидуальные особенности детей, а также опираясь на принципы:

- систематичности;

- повторности;

- последовательности;

- наглядности;

- доступности.

В течение всего обучения я начинала работу с детьми с 15 сентября, сразу после предварительного обследования. Дети с первого же дня пребывания в детском саду начинали ощущать себя учениками. Это в значительной степени изменяло их поведение на занятиях. Они сразу же становились более, подтянутыми, сосредоточенными, внимательными, ответственными.

Я изучила методики работы следующих авторов: Н. И. Москаленко «Учим детей грамоте», Л. Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Н. В. Нищевой «Система коррекционной работы». Я разработала систему фронтальных занятий, которые включают в себя разделы:

- психогимнастика;

- сообщение темы занятия;

-характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие слухового внимания и памяти;

- произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;

- физминутка;

- работа с текстом,

- деление слов на слоги;

- работа со схемой предложения;

- звукобуквенный анализ слогов, слов;

- работа с буквой.

При этом огромную роль уделяю работе с родителями, т. к. дома необходимо постоянно закреплять пройденный материал.

Другим важным начинанием было совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, я даю сразу же его графическое изображение — букву (в подготовительной группе). И третье отличие состояло в том, что я упражняю детей в написании буквы печатным шрифтом, т. е. разрешаю детям поупражняться в печатном изображении букв  карандашом в тетради. Это вызывает у них большой интерес к занятиям. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, выкладывают буквы из палочек и верёвочек, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Мои наблюдения показывают, что у детей подготовительной к школе группы уже есть потребность узнавать наряду с изучаемым звуком и соответствующую букву, а также графически изображать ее.

Покажу на примере, как проходит знакомство детей с буквами м или н.

На занятии дети выделяют первый звук в словах. В словах мак, мох, муха — звук м. В словах: нос, нас, ноты — н. Дети определяют звук и дают его характеристику: м (или н)—согласный, может звучать мягко и твердо, находиться в слове в начале, середине и конце.

После характеристики звука и показа буквы м (или «н») предлагаю детям построить ее. Для этого используется игра «Как построить букву». Сначала дети выкладывают буквы из палочек, затем сами строят эти буквы у доски: двое ребят соединяют (один левую, а другой правую) руки, опустив их вниз, и получается буква м; или, встав лицом друг к другу, соединяют обе руки, получается буква н. Дети строят и другие буквы, такие, как х, к, т, п, д, г, р, я, ч, л, у, ф.

Следующий вид работы — написание букв в тетрадях. Дети старательно пишут  буквы. Для письма используются тетради в клетку. В начале каждой строчки дается образец написания.

На занятии включены в работу одновременно несколько анализаторов — зрительный, речедвигательный и слуховой, плюс разработка кисти руки, т. е. формирование двигательного навыка при написании букв. Я считаю, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

В  период  обучения  грамоте  большое  значение  отвожу  развитию  фонематического  слуха,  умению  различать  в  речевом  потоке  отдельные  слова,  звуки  в слове.  Например,  такие  задания,  как:

- подчеркни  такую  же  букву;

- обведи  в  кружок  букву,  предложенную  из  ряда  букв;

- допиши  букву  из  предложенных  элементов  букв;

- зачеркни  букву,  отличающуюся  от  остальных;

- назови  букву  с  наложенным  на  неё  изображением;

- узнай  букву  на  ощупь.

При  обучении  навыкам  звукового  анализа  дети  нуждаются  дополнительно  в  слуховой  и  зрительной  опоре.  Такой  опорой  являются  зрительные  символы  звуков,  которые  изображаются  в  виде «Звуковых  человечков»   и  называются  «Звуковичками». Также  использую  для  гласных  звуков  геометрические  формы  красного  цвета.  Их  внешний  вид  напоминает  очертания  губ  при  артикуляции  соответствующих  звуков:

 А – большой  круг, У – маленький  кружок  и т. д.  Для  согласных  звуков – зрительные  символы  синего и зелёного  цвета  в  виде  геометрических  форм.

На занятиях по формированию готовности  к обучению грамоте я широко использую игру «Живые буквы». Провожу ее так же, как игру «Живые звуки», в различных вариантах. Буквы могут «двигаться», «меняться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре — одни буквы «уходят», другие «становятся» на их место: сом—сок—суп, кот—ток—тук—так.

В игровой образной форме я знакомлю детей с мягкими и твердыми согласными звуками. Смягчение согласных также усваивается в игре, если подать их образно, например, так: «Согласные буквы стоят смирно, вытянувшись прямо и твердо, если за ними становятся гласные — а, о, у, ы, э (ма), а когда за согласными буквами становятся гласные — и, е, ё, ю, я (которые смягчают все согласные буквы), то они сразу становятся мягкими и стоят чуть согнувшись, наклонив голову, опустив плечи (мя)».

Работа по словообразованию, по изменению слов и превращению одного слова в другое путем замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится мной на протяжении всего учебного года. Я знакомлю детей со всеми буквами алфавита.

Благодаря тому, что в процессе занятия различные виды работы многократно сменяют друг друга, интерес и внимание детей к занятию не ослабевают до конца.

В середине занятия обязательно проводится физкультминутка — 2—3 минуты.

Имея в виду, что основной вид деятельности ребенка дошкольника — игра, я стремлюсь многие виды работы проводить в игровой форме. Например, раздаю детям по одной букве крупного размера, затем произношу звуки, слоги или слова с изучаемыми буквами. Если произносятся звуки, дети выходят к доске и несут соответствующие буквы, если произносятся слоги, дети поднимают соответствующие буквы, входящие в состав названного слога, выходят с ними к доске и становятся в нужном порядке. Чтобы предупредить ошибки, предварительно каждый слог анализируется на слух.

Таким образом, дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков в слоге. Аналогично проходит игра и со словами, предлагаемыми детям для анализа, например суп или сок. Кроме указанных в «Программе», также разбираем и другие слова с пройденными звуками. Большее количество слов, предлагаемых детям для анализа, способствует развитию фонематического восприятия, совершенствованию умений анализировать односложные и двухсложные слова, состоящие из трех звуков. Для формирования у детей отчетливого представления о местоположении звука в слове я использую игру «Найди свое место в слове». Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использую самолётики, которые разделены на три части, показывая, где начало, где середина и где конец слова. Затем называю слово и прошу определить место какого-либо звука в этом слове. Если кто-либо из детей ошибается, другие его поправляют.

Большое значение я придаю насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью я так организую работу на занятии, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Покажу это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой с. Один ребенок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время дается задание – найти  соответствующую букву в  кассе, третьему — написать эту букву или выложить из палочек.

Если разбирается, например, слово суп, то в начале оно анализируется на слух, т. е. определяется количество и порядок входящих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук с — согласный, глухой и звучит в слове суп твердо, звук у—гласный, звук п — согласный, глухой и звучит в этом слове тоже твердо.

При использовании такой формы работы каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. Я получаю возможность проверить одновременно нескольких детей.

Каждый год в конце I периода обучения я проверяю знания детей, провожу своего рода контрольные проверки. Как правило, подводя итоги обучения в конце I периода, я вижу, что большинство детей не только хорошо усваивают изучаемые звуки, умеют их выделять и определять их место в слове, но и усваивают следующие соответствующие звукам буквы: а, у, о, и, ы, э, п, т, к, х, л, с, м, н.

Во 2 периоде работа по анализу и синтезу слов несколько усложняется. Дети выполняют слоговой, звуковой и буквенный анализ слов.

В своей работе я воспитываю у детей последовательность и целенаправленность в выполнении задания. Для этого 3 - 4 детям предлагаю сразу несколько заданий: определить количество слогов в данном слове, разобрать звуковой и буквенный состав каждого слова. Для этого даю каждому ребенку картинку и у каждого получается свое слово. Остальные дети следят за работой своих товарищей и если кто-то ошибается, ошибка тут же исправляется. Когда выполнят задание, каждый ребенок объясняет, почему в его слове один или два слога. Отмечает, как звучит в этом слове изучаемый звук (твёрдо или мягко). После этого дается задание всем детям придумать слова, чтобы они подходили к данной схеме (выбирается сначала одна из схем, затем 2,3). Дети активно называют слова. Одновременное выполнение заданий несколькими детьми позволяет увеличить индивидуальную работу.

Также  провожу  профилактическую работу.  Игровые  упражнения,  в  которых  широко  используются  словесные  указания: вверх – вниз, слева  направо,  стихотворные  тексты,  задания  типа:

- отгадай  и  нарисуй;

- быстрый  карандаш,

- весёлое  рисование,

- рисование  штрихами,

- рисование  узоров из  штрихов  разной  высоты  цветными  карандашами,

- меняющиеся  паузы – просветы  между  штрихами,

- штрих – зигзаг с постепенным  удлинением и укорочением,

- штрих,  идущий  от  центра  круга,

- стрельба  по  мишеням,

 - рисование непрерывной  линии  с  постепенным  её  увеличением  или уменьшением.

В результате такой работы вероятность дисграфии у моих выпускников уменьшается. К концу года дети не только хорошо овладевают всеми звуками и соответствующими буквами, а также осваивают  звуковой  анализ  слов (76% правильных  ответов  по  методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной), слоговую  структуру слова (74% правильных  ответов по  методике Г. А. Волковой), большинство детей начинают читать. После пребывания в подготовительной группе нашего детского сада дети идут в школу хорошо подготовленными, с развитыми навыками учебной деятельности.

 Посещая логопедическую группу детского сада, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять.

Но на этом моя работа не закончена, я  планирую совершенствовать и пополнять свои знания в области логопедии, работать над поиском более эффективных методов «формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР»

            

 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "кулак — ребро — ладонь"), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводится профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).

9. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения  школьными   знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Гадасина  Л. Я.,  Ивановская  О. Г. «Звуки  на  все  руки». СПб,  1999 г.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Екатеринбург, 1998г.

3. Колесникова  Е. В. «Развитие  звуко-буквенного  анализа». М,  1998 г.

4. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985г. 

5.  Крупенчук О. И. "Научите меня говорить правильно", СПб, 2004г.

6. Милостивенко  Л. Г. «Методические  рекомендации  по  предупреждению  ошибок  чтения  и  письма  у  детей»,  СПб,  1995 г.

7.   Москаленко  Н. И. «Учим  детей  грамоте», Минск,  1998 г.

8. Новоторцева Н. В. "Учимся писать: обучение грамоте в
детском саду",  Ярославль,  1998 г.

9. Новоторцева Н. В. "Учимся  читать:  обучение  грамоте  в  детском  саду  и  дома»,  Ярославль,  1998 г.

10. Лалаева  Р. И. «Нарушения  чтения  и  пути  их  коррекции  у  младших  школьников», СПб,  1998 г.

11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи», СПб, 2001г.

12.   Парамонова Л.Г. «Как подготовить ребенка к школе», СПб, 1997г.

13. Пожиленко  Е. А. «Волшебный  мир  звуков  и  слов»,  М, 2002 г.

14. Ткаченко Т. А.  «В  первый  класс – без  дефектов  речи», СПб, 1999 г.         

15. Ткаченко Т. А. "Если дошкольник плохо говорит", СПб, 1997г..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0buchenie_gramote_pedagogi.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА                                          

 ТЕМА: «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ  ГРАМОТЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ  ».

В наше  время  детей  с нарушением  речи  становится  всё больше.  Вопросы  подготовки  воспитанников  детских  садов  к  школе  приобретают  всё  большее  значение,  потому  что  в  настоящее  время  изменилось  содержание  начального  обучения.  Школа  заинтересована  в  том,  чтобы  дети,  поступающие  в  1-й  класс,  были  хорошо  подготовлены  к  обучению  грамоте,  т. е.  имели  бы  развитый  фонематический  (речевой)  слух,  хорошую  устную  речь,  навыки  в  составлении и анализе  предложений,  в  делении  слов  на  слоги,  умели  держать  карандаш  и  различать  строчки  в  тетради.  Дети,  получившие  такую  подготовку,  легко  и  свободно  овладевают  в  школе  процессом  чтения  и  письма.

Данный  вопрос изучается многими специалистами в области логопедии. Такими авторами, как: Г. А. Волковой, В. В. Коноваленко, И. Лопухиной, Л. Лалаевой, Л. Г. Милостивенко, Н. И. Москаленко, Т. А. Ткаченко.

Готовность  к  обучению  дошкольников  грамоте  в  детском  саду  предполагает,  что  ребёнок  приступает  к  анализу  своей  речи  и  узнаёт,  что  она  состоит  из  предложений,  которые,  в  свою  очередь,  состоят  из  отдельных  слов,  слова  из  слогов,  слоги  из  звуков.  Звуки  при  письме  обозначаются  буквами.  С  психологической  точки  зрения  начальный  период  обучения  грамоте – это  формирование  у  ребёнка  нового  отношения  к  речи.  Предметом  познания  становится  сама  речь,  её  внешняя  звуковая  сторона.

Я работаю учителем – логопедом 10 лет 08 месяцев. Выпустила в школу 4,5 выпуска детей.

Мне хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.

Каждый год я что-то совершенствую в методике обучения, а содержание и последовательность программы сохраняю.

Результаты  обследования показывают, что у всех детей, поступивших в логопедическую группу недостаточно развита  слоговая структура слов  (26% правильных ответов по методике Г. А. Волковой), звуковой анализ слов (42% правильных ответов по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной). Когда обработала результаты обследования, я пришла к выводу, что необходимо разработать систему работы по формированию готовности к обучению дошкольников грамоте. Свою работу построила, учитывая индивидуальные особенности детей, а также опираясь на принципы:

- систематичности;

- повторности;

- последовательности;

- наглядности;

- доступности.

В течение всего обучения я начинала работу с детьми с 15 сентября, сразу после предварительного обследования. Дети с первого же дня пребывания в детском саду начинали ощущать себя учениками. Это в значительной степени изменяло их поведение на занятиях. Они сразу же становились более, подтянутыми, сосредоточенными, внимательными, ответственными.

Я изучила методики работы следующих авторов: Н. И. Москаленко «Учим детей грамоте», Л. Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Н. В. Нищевой «Система коррекционной работы». Я разработала систему фронтальных занятий, которые включают в себя разделы:

- психогимнастика;

- сообщение темы занятия;

-характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие слухового внимания и памяти;

- произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;

- физминутка;

- работа с текстом,

- деление слов на слоги;

- работа со схемой предложения;

- звукобуквенный анализ слогов, слов;

- работа с буквой.

При этом огромную роль уделяю работе с родителями, т. к. дома необходимо постоянно закреплять пройденный материал.

Другим важным начинанием было совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, я даю сразу же его графическое изображение — букву (в подготовительной группе). И третье отличие состояло в том, что я упражняю детей в написании буквы печатным шрифтом, т. е. разрешаю детям поупражняться в печатном изображении букв  карандашом в тетради. Это вызывает у них большой интерес к занятиям. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, выкладывают буквы из палочек и верёвочек, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Мои наблюдения показывают, что у детей подготовительной к школе группы уже есть потребность узнавать наряду с изучаемым звуком и соответствующую букву, а также графически изображать ее.

Покажу на примере, как проходит знакомство детей с буквами м или н.

На занятии дети выделяют первый звук в словах. В словах мак, мох, муха — звук м. В словах: нос, нас, ноты — н. Дети определяют звук и дают его характеристику: м (или н)—согласный, может звучать мягко и твердо, находиться в слове в начале, середине и конце.

После характеристики звука и показа буквы м (или «н») предлагаю детям построить ее. Для этого используется игра «Как построить букву». Сначала дети выкладывают буквы из палочек, затем сами строят эти буквы у доски: двое ребят соединяют (один левую, а другой правую) руки, опустив их вниз, и получается буква м; или, встав лицом друг к другу, соединяют обе руки, получается буква н. Дети строят и другие буквы, такие, как х, к, т, п, д, г, р, я, ч, л, у, ф.

Следующий вид работы — написание букв в тетрадях. Дети старательно пишут  буквы. Для письма используются тетради в клетку. В начале каждой строчки дается образец написания.

На занятии включены в работу одновременно несколько анализаторов — зрительный, речедвигательный и слуховой, плюс разработка кисти руки, т. е. формирование двигательного навыка при написании букв. Я считаю, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

В  период  обучения  грамоте  большое  значение  отвожу  развитию  фонематического  слуха,  умению  различать  в  речевом  потоке  отдельные  слова,  звуки  в слове.  Например,  такие  задания,  как:

- подчеркни  такую  же  букву;

- обведи  в  кружок  букву,  предложенную  из  ряда  букв;

- допиши  букву  из  предложенных  элементов  букв;

- зачеркни  букву,  отличающуюся  от  остальных;

- назови  букву  с  наложенным  на  неё  изображением;

- узнай  букву  на  ощупь.

При  обучении  навыкам  звукового  анализа  дети  нуждаются  дополнительно  в  слуховой  и  зрительной  опоре.  Такой  опорой  являются  зрительные  символы  звуков,  которые  изображаются  в  виде «Звуковых  человечков»   и  называются  «Звуковичками». Также  использую  для  гласных  звуков  геометрические  формы  красного  цвета.  Их  внешний  вид  напоминает  очертания  губ  при  артикуляции  соответствующих  звуков:

 А – большой  круг, У – маленький  кружок  и т. д.  Для  согласных  звуков – зрительные  символы  синего и зелёного  цвета  в  виде  геометрических  форм.

На занятиях по формированию готовности  к обучению грамоте я широко использую игру «Живые буквы». Провожу ее так же, как игру «Живые звуки», в различных вариантах. Буквы могут «двигаться», «меняться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре — одни буквы «уходят», другие «становятся» на их место: сом—сок—суп, кот—ток—тук—так.

В игровой образной форме я знакомлю детей с мягкими и твердыми согласными звуками. Смягчение согласных также усваивается в игре, если подать их образно, например, так: «Согласные буквы стоят смирно, вытянувшись прямо и твердо, если за ними становятся гласные — а, о, у, ы, э (ма), а когда за согласными буквами становятся гласные — и, е, ё, ю, я (которые смягчают все согласные буквы), то они сразу становятся мягкими и стоят чуть согнувшись, наклонив голову, опустив плечи (мя)».

Работа по словообразованию, по изменению слов и превращению одного слова в другое путем замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится мной на протяжении всего учебного года. Я знакомлю детей со всеми буквами алфавита.

Благодаря тому, что в процессе занятия различные виды работы многократно сменяют друг друга, интерес и внимание детей к занятию не ослабевают до конца.

В середине занятия обязательно проводится физкультминутка — 2—3 минуты.

Имея в виду, что основной вид деятельности ребенка дошкольника — игра, я стремлюсь многие виды работы проводить в игровой форме. Например, раздаю детям по одной букве крупного размера, затем произношу звуки, слоги или слова с изучаемыми буквами. Если произносятся звуки, дети выходят к доске и несут соответствующие буквы, если произносятся слоги, дети поднимают соответствующие буквы, входящие в состав названного слога, выходят с ними к доске и становятся в нужном порядке. Чтобы предупредить ошибки, предварительно каждый слог анализируется на слух.

Таким образом, дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков в слоге. Аналогично проходит игра и со словами, предлагаемыми детям для анализа, например суп или сок. Кроме указанных в «Программе», также разбираем и другие слова с пройденными звуками. Большее количество слов, предлагаемых детям для анализа, способствует развитию фонематического восприятия, совершенствованию умений анализировать односложные и двухсложные слова, состоящие из трех звуков. Для формирования у детей отчетливого представления о местоположении звука в слове я использую игру «Найди свое место в слове». Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использую самолётики, которые разделены на три части, показывая, где начало, где середина и где конец слова. Затем называю слово и прошу определить место какого-либо звука в этом слове. Если кто-либо из детей ошибается, другие его поправляют.

Большое значение я придаю насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью я так организую работу на занятии, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Покажу это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой с. Один ребенок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время дается задание – найти  соответствующую букву в  кассе, третьему — написать эту букву или выложить из палочек.

Если разбирается, например, слово суп, то в начале оно анализируется на слух, т. е. определяется количество и порядок входящих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук с — согласный, глухой и звучит в слове суп твердо, звук у—гласный, звук п — согласный, глухой и звучит в этом слове тоже твердо.

При использовании такой формы работы каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. Я получаю возможность проверить одновременно нескольких детей.

Каждый год в конце I периода обучения я проверяю знания детей, провожу своего рода контрольные проверки. Как правило, подводя итоги обучения в конце I периода, я вижу, что большинство детей не только хорошо усваивают изучаемые звуки, умеют их выделять и определять их место в слове, но и усваивают следующие соответствующие звукам буквы: а, у, о, и, ы, э, п, т, к, х, л, с, м, н.

Во 2 периоде работа по анализу и синтезу слов несколько усложняется. Дети выполняют слоговой, звуковой и буквенный анализ слов.

В своей работе я воспитываю у детей последовательность и целенаправленность в выполнении задания. Для этого 3 - 4 детям предлагаю сразу несколько заданий: определить количество слогов в данном слове, разобрать звуковой и буквенный состав каждого слова. Для этого даю каждому ребенку картинку и у каждого получается свое слово. Остальные дети следят за работой своих товарищей и если кто-то ошибается, ошибка тут же исправляется. Когда выполнят задание, каждый ребенок объясняет, почему в его слове один или два слога. Отмечает, как звучит в этом слове изучаемый звук (твёрдо или мягко). После этого дается задание всем детям придумать слова, чтобы они подходили к данной схеме (выбирается сначала одна из схем, затем 2,3). Дети активно называют слова. Одновременное выполнение заданий несколькими детьми позволяет увеличить индивидуальную работу.

Также  провожу  профилактическую работу.  Игровые  упражнения,  в  которых  широко  используются  словесные  указания: вверх – вниз, слева  направо,  стихотворные  тексты,  задания  типа:

- отгадай  и  нарисуй;

- быстрый  карандаш,

- весёлое  рисование,

- рисование  штрихами,

- рисование  узоров из  штрихов  разной  высоты  цветными  карандашами,

- меняющиеся  паузы – просветы  между  штрихами,

- штрих – зигзаг с постепенным  удлинением и укорочением,

- штрих,  идущий  от  центра  круга,

- стрельба  по  мишеням,

 - рисование непрерывной  линии  с  постепенным  её  увеличением  или уменьшением.

В результате такой работы вероятность дисграфии у моих выпускников уменьшается. К концу года дети не только хорошо овладевают всеми звуками и соответствующими буквами, а также осваивают  звуковой  анализ  слов (76% правильных  ответов  по  методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной), слоговую  структуру слова (74% правильных  ответов по  методике Г. А. Волковой), большинство детей начинают читать. После пребывания в подготовительной группе нашего детского сада дети идут в школу хорошо подготовленными, с развитыми навыками учебной деятельности.

 Посещая логопедическую группу детского сада, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять.

Но на этом моя работа не закончена, я  планирую совершенствовать и пополнять свои знания в области логопедии, работать над поиском более эффективных методов «формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР»

             

 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "кулак — ребро — ладонь"), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводится профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).

9. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения  школьными   знаниями.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гадасина  Л. Я.,  Ивановская  О. Г. «Звуки  на  все  руки». СПб,  1999 г.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Екатеринбург, 1998г.

3. Колесникова  Е. В. «Развитие  звуко-буквенного  анализа». М,  1998 г.

4. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985г.  

5.  Крупенчук О. И. "Научите меня говорить правильно", СПб, 2004г.

6. Милостивенко  Л. Г. «Методические  рекомендации  по  предупреждению  ошибок  чтения  и  письма  у  детей»,  СПб,  1995 г.

7.   Москаленко  Н. И. «Учим  детей  грамоте», Минск,  1998 г.

8. Новоторцева Н. В. "Учимся писать: обучение грамоте в
детском саду",  Ярославль,  1998 г.

9. Новоторцева Н. В. "Учимся  читать:  обучение  грамоте  в  детском  саду  и  дома»,  Ярославль,  1998 г.

10. Лалаева  Р. И. «Нарушения  чтения  и  пути  их  коррекции  у  младших  школьников», СПб,  1998 г.

11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи», СПб, 2001г.

12.   Парамонова Л.Г. «Как подготовить ребенка к школе», СПб, 1997г.

13. Пожиленко  Е. А. «Волшебный  мир  звуков  и  слов»,  М, 2002 г.

14. Ткаченко Т. А.  «В  первый  класс – без  дефектов  речи», СПб, 1999 г.         

15. Ткаченко Т. А. "Если дошкольник плохо говорит", СПб, 1997г..

ИЗУЧЕНИЕ   ВЛАДЕНИЯ   ЗВУКОВОЙ  СТОРОНОЙ   РЕЧИ.

ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Подготовка исследования. Подготовить 4 карточки размером 8 х
14 см с изображениями мака, дома, сыра, кита (под каждым изображением
дается схема звукового состава слова. Она состоит из 3 клеток, по числу
звуков в слове); набор фишек, одинаковых по форме и цвету (белые).

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 5-7
лет индивидуально.

Перед ребенком кладут поочередно карточки и предлагают ответить
на вопросы: «Что нарисовано на картинке? Какой звук в слове первый?
Второй? Третий?» По мере называния звуков ребенок кладет фишки,
заполняя ими клеточки под картинкой.

Обработка данных. Подсчитывают количество правильных и
неправильных ответов и оформляют таблицу.

Выявляют трудности, возникающие у детей в процессе овладения
навыками звукового анализа слова; зависимость умения анализировать звуки  от возраста.

По методике Г.А.  Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной.

ИССЛЕДОВАНИЕ  СЛОГОВОЙ  СТРУКТУРЫ   СЛОВА.

ПРОВЕДЕНИЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ:

Проведение  исследования. Эксперимент проводится с детьми 5-7 лет индивидуально.

Ребёнку поочерёдно называются слова, в которых он должен определить заданный звук в слоге (в начале, в середине, в конце).

Отмечается характер искажения:

- Сокращение числа слогов;

- Упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков);

- Уподобление слогов;

- Добавление числа слогов;

- Перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.

По методике Г. А. Волковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"

"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа             воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...

Обобщение педагогического опыта. Подготовка руки дошкольника к письму.

Информация для родителей по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму....

Обобщенный педагогический опыт: «Ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения как средство развития выразительности детских рисунков»

В работе представлена система работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажами разного настроения в форме диалога с детьми, предполагающего их активное включение в процесс обсуждения содержания...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...

обобщение педагогического опыта " Экологическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС"

Тема: Экологическое воспитание детей дошкольнло возроста в условиях ФГОС...

Обобщение передового опыта» Обучение старших дошкольников чтению как важнейшее условие перехода к обучению в школе»

Опыт работы по обучению дошкольников чтениюв образовательное пространство МБДОУ  детский сад « Теремок» (в рамках одной возрастной группы для детей 6-7 лет)...