Обобщение педагогического опыта.Обучение грамоте дошкольников
консультация по логопедии (подготовительная группа)
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ТЕМА: «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ».
В наше время детей с нарушением речи становится всё больше. Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают всё большее значение, потому что в настоящее время изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в 1-й класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма.
Данный вопрос изучается многими специалистами в области логопедии. Такими авторами, как: Г. А. Волковой, В. В. Коноваленко, И. Лопухиной, Л. Лалаевой, Л. Г. Милостивенко, Н. И. Москаленко, Т. А. Ткаченко.
Готовность к обучению дошкольников грамоте в детском саду предполагает, что ребёнок приступает к анализу своей речи и узнаёт, что она состоит из предложений, которые, в свою очередь, состоят из отдельных слов, слова из слогов, слоги из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребёнка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона.
Я работаю учителем – логопедом 10 лет 08 месяцев. Выпустила в школу 4,5 выпуска детей.
Мне хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.
Каждый год я что-то совершенствую в методике обучения, а содержание и последовательность программы сохраняю.
Результаты обследования показывают, что у всех детей, поступивших в логопедическую группу недостаточно развита слоговая структура слов (26% правильных ответов по методике Г. А. Волковой), звуковой анализ слов (42% правильных ответов по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной). Когда обработала результаты обследования, я пришла к выводу, что необходимо разработать систему работы по формированию готовности к обучению дошкольников грамоте. Свою работу построила, учитывая индивидуальные особенности детей, а также опираясь на принципы:
- систематичности;
- повторности;
- последовательности;
- наглядности;
- доступности.
В течение всего обучения я начинала работу с детьми с 15 сентября, сразу после предварительного обследования. Дети с первого же дня пребывания в детском саду начинали ощущать себя учениками. Это в значительной степени изменяло их поведение на занятиях. Они сразу же становились более, подтянутыми, сосредоточенными, внимательными, ответственными.
Я изучила методики работы следующих авторов: Н. И. Москаленко «Учим детей грамоте», Л. Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Н. В. Нищевой «Система коррекционной работы». Я разработала систему фронтальных занятий, которые включают в себя разделы:
- психогимнастика;
- сообщение темы занятия;
-характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие слухового внимания и памяти;
- произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
- физминутка;
- работа с текстом,
- деление слов на слоги;
- работа со схемой предложения;
- звукобуквенный анализ слогов, слов;
- работа с буквой.
При этом огромную роль уделяю работе с родителями, т. к. дома необходимо постоянно закреплять пройденный материал.
Другим важным начинанием было совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, я даю сразу же его графическое изображение — букву (в подготовительной группе). И третье отличие состояло в том, что я упражняю детей в написании буквы печатным шрифтом, т. е. разрешаю детям поупражняться в печатном изображении букв карандашом в тетради. Это вызывает у них большой интерес к занятиям. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, выкладывают буквы из палочек и верёвочек, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Мои наблюдения показывают, что у детей подготовительной к школе группы уже есть потребность узнавать наряду с изучаемым звуком и соответствующую букву, а также графически изображать ее.
Покажу на примере, как проходит знакомство детей с буквами м или н.
На занятии дети выделяют первый звук в словах. В словах мак, мох, муха — звук м. В словах: нос, нас, ноты — н. Дети определяют звук и дают его характеристику: м (или н)—согласный, может звучать мягко и твердо, находиться в слове в начале, середине и конце.
После характеристики звука и показа буквы м (или «н») предлагаю детям построить ее. Для этого используется игра «Как построить букву». Сначала дети выкладывают буквы из палочек, затем сами строят эти буквы у доски: двое ребят соединяют (один левую, а другой правую) руки, опустив их вниз, и получается буква м; или, встав лицом друг к другу, соединяют обе руки, получается буква н. Дети строят и другие буквы, такие, как х, к, т, п, д, г, р, я, ч, л, у, ф.
Следующий вид работы — написание букв в тетрадях. Дети старательно пишут буквы. Для письма используются тетради в клетку. В начале каждой строчки дается образец написания.
На занятии включены в работу одновременно несколько анализаторов — зрительный, речедвигательный и слуховой, плюс разработка кисти руки, т. е. формирование двигательного навыка при написании букв. Я считаю, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.
В период обучения грамоте большое значение отвожу развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Например, такие задания, как:
- подчеркни такую же букву;
- обведи в кружок букву, предложенную из ряда букв;
- допиши букву из предложенных элементов букв;
- зачеркни букву, отличающуюся от остальных;
- назови букву с наложенным на неё изображением;
- узнай букву на ощупь.
При обучении навыкам звукового анализа дети нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков, которые изображаются в виде «Звуковых человечков» и называются «Звуковичками». Также использую для гласных звуков геометрические формы красного цвета. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков:
А – большой круг, У – маленький кружок и т. д. Для согласных звуков – зрительные символы синего и зелёного цвета в виде геометрических форм.
На занятиях по формированию готовности к обучению грамоте я широко использую игру «Живые буквы». Провожу ее так же, как игру «Живые звуки», в различных вариантах. Буквы могут «двигаться», «меняться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре — одни буквы «уходят», другие «становятся» на их место: сом—сок—суп, кот—ток—тук—так.
В игровой образной форме я знакомлю детей с мягкими и твердыми согласными звуками. Смягчение согласных также усваивается в игре, если подать их образно, например, так: «Согласные буквы стоят смирно, вытянувшись прямо и твердо, если за ними становятся гласные — а, о, у, ы, э (ма), а когда за согласными буквами становятся гласные — и, е, ё, ю, я (которые смягчают все согласные буквы), то они сразу становятся мягкими и стоят чуть согнувшись, наклонив голову, опустив плечи (мя)».
Работа по словообразованию, по изменению слов и превращению одного слова в другое путем замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится мной на протяжении всего учебного года. Я знакомлю детей со всеми буквами алфавита.
Благодаря тому, что в процессе занятия различные виды работы многократно сменяют друг друга, интерес и внимание детей к занятию не ослабевают до конца.
В середине занятия обязательно проводится физкультминутка — 2—3 минуты.
Имея в виду, что основной вид деятельности ребенка дошкольника — игра, я стремлюсь многие виды работы проводить в игровой форме. Например, раздаю детям по одной букве крупного размера, затем произношу звуки, слоги или слова с изучаемыми буквами. Если произносятся звуки, дети выходят к доске и несут соответствующие буквы, если произносятся слоги, дети поднимают соответствующие буквы, входящие в состав названного слога, выходят с ними к доске и становятся в нужном порядке. Чтобы предупредить ошибки, предварительно каждый слог анализируется на слух.
Таким образом, дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков в слоге. Аналогично проходит игра и со словами, предлагаемыми детям для анализа, например суп или сок. Кроме указанных в «Программе», также разбираем и другие слова с пройденными звуками. Большее количество слов, предлагаемых детям для анализа, способствует развитию фонематического восприятия, совершенствованию умений анализировать односложные и двухсложные слова, состоящие из трех звуков. Для формирования у детей отчетливого представления о местоположении звука в слове я использую игру «Найди свое место в слове». Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использую самолётики, которые разделены на три части, показывая, где начало, где середина и где конец слова. Затем называю слово и прошу определить место какого-либо звука в этом слове. Если кто-либо из детей ошибается, другие его поправляют.
Большое значение я придаю насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью я так организую работу на занятии, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Покажу это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой с. Один ребенок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время дается задание – найти соответствующую букву в кассе, третьему — написать эту букву или выложить из палочек.
Если разбирается, например, слово суп, то в начале оно анализируется на слух, т. е. определяется количество и порядок входящих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук с — согласный, глухой и звучит в слове суп твердо, звук у—гласный, звук п — согласный, глухой и звучит в этом слове тоже твердо.
При использовании такой формы работы каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. Я получаю возможность проверить одновременно нескольких детей.
Каждый год в конце I периода обучения я проверяю знания детей, провожу своего рода контрольные проверки. Как правило, подводя итоги обучения в конце I периода, я вижу, что большинство детей не только хорошо усваивают изучаемые звуки, умеют их выделять и определять их место в слове, но и усваивают следующие соответствующие звукам буквы: а, у, о, и, ы, э, п, т, к, х, л, с, м, н.
Во 2 периоде работа по анализу и синтезу слов несколько усложняется. Дети выполняют слоговой, звуковой и буквенный анализ слов.
В своей работе я воспитываю у детей последовательность и целенаправленность в выполнении задания. Для этого 3 - 4 детям предлагаю сразу несколько заданий: определить количество слогов в данном слове, разобрать звуковой и буквенный состав каждого слова. Для этого даю каждому ребенку картинку и у каждого получается свое слово. Остальные дети следят за работой своих товарищей и если кто-то ошибается, ошибка тут же исправляется. Когда выполнят задание, каждый ребенок объясняет, почему в его слове один или два слога. Отмечает, как звучит в этом слове изучаемый звук (твёрдо или мягко). После этого дается задание всем детям придумать слова, чтобы они подходили к данной схеме (выбирается сначала одна из схем, затем 2,3). Дети активно называют слова. Одновременное выполнение заданий несколькими детьми позволяет увеличить индивидуальную работу.
Также провожу профилактическую работу. Игровые упражнения, в которых широко используются словесные указания: вверх – вниз, слева направо, стихотворные тексты, задания типа:
- отгадай и нарисуй;
- быстрый карандаш,
- весёлое рисование,
- рисование штрихами,
- рисование узоров из штрихов разной высоты цветными карандашами,
- меняющиеся паузы – просветы между штрихами,
- штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорочением,
- штрих, идущий от центра круга,
- стрельба по мишеням,
- рисование непрерывной линии с постепенным её увеличением или уменьшением.
В результате такой работы вероятность дисграфии у моих выпускников уменьшается. К концу года дети не только хорошо овладевают всеми звуками и соответствующими буквами, а также осваивают звуковой анализ слов (76% правильных ответов по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной), слоговую структуру слова (74% правильных ответов по методике Г. А. Волковой), большинство детей начинают читать. После пребывания в подготовительной группе нашего детского сада дети идут в школу хорошо подготовленными, с развитыми навыками учебной деятельности.
Посещая логопедическую группу детского сада, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять.
Но на этом моя работа не закончена, я планирую совершенствовать и пополнять свои знания в области логопедии, работать над поиском более эффективных методов «формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР»
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "кулак — ребро — ладонь"), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводится профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).
9. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. «Звуки на все руки». СПб, 1999 г.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Екатеринбург, 1998г.
3. Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа». М, 1998 г.
4. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985г.
5. Крупенчук О. И. "Научите меня говорить правильно", СПб, 2004г.
6. Милостивенко Л. Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», СПб, 1995 г.
7. Москаленко Н. И. «Учим детей грамоте», Минск, 1998 г.
8. Новоторцева Н. В. "Учимся писать: обучение грамоте в
детском саду", Ярославль, 1998 г.
9. Новоторцева Н. В. "Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома», Ярославль, 1998 г.
10. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», СПб, 1998 г.
11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи», СПб, 2001г.
12. Парамонова Л.Г. «Как подготовить ребенка к школе», СПб, 1997г.
13. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов», М, 2002 г.
14. Ткаченко Т. А. «В первый класс – без дефектов речи», СПб, 1999 г.
15. Ткаченко Т. А. "Если дошкольник плохо говорит", СПб, 1997г..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0buchenie_gramote_pedagogi.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ТЕМА: «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ».
В наше время детей с нарушением речи становится всё больше. Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают всё большее значение, потому что в настоящее время изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в 1-й класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма.
Данный вопрос изучается многими специалистами в области логопедии. Такими авторами, как: Г. А. Волковой, В. В. Коноваленко, И. Лопухиной, Л. Лалаевой, Л. Г. Милостивенко, Н. И. Москаленко, Т. А. Ткаченко.
Готовность к обучению дошкольников грамоте в детском саду предполагает, что ребёнок приступает к анализу своей речи и узнаёт, что она состоит из предложений, которые, в свою очередь, состоят из отдельных слов, слова из слогов, слоги из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребёнка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона.
Я работаю учителем – логопедом 10 лет 08 месяцев. Выпустила в школу 4,5 выпуска детей.
Мне хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.
Каждый год я что-то совершенствую в методике обучения, а содержание и последовательность программы сохраняю.
Результаты обследования показывают, что у всех детей, поступивших в логопедическую группу недостаточно развита слоговая структура слов (26% правильных ответов по методике Г. А. Волковой), звуковой анализ слов (42% правильных ответов по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной). Когда обработала результаты обследования, я пришла к выводу, что необходимо разработать систему работы по формированию готовности к обучению дошкольников грамоте. Свою работу построила, учитывая индивидуальные особенности детей, а также опираясь на принципы:
- систематичности;
- повторности;
- последовательности;
- наглядности;
- доступности.
В течение всего обучения я начинала работу с детьми с 15 сентября, сразу после предварительного обследования. Дети с первого же дня пребывания в детском саду начинали ощущать себя учениками. Это в значительной степени изменяло их поведение на занятиях. Они сразу же становились более, подтянутыми, сосредоточенными, внимательными, ответственными.
Я изучила методики работы следующих авторов: Н. И. Москаленко «Учим детей грамоте», Л. Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Н. В. Нищевой «Система коррекционной работы». Я разработала систему фронтальных занятий, которые включают в себя разделы:
- психогимнастика;
- сообщение темы занятия;
-характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие слухового внимания и памяти;
- произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
- физминутка;
- работа с текстом,
- деление слов на слоги;
- работа со схемой предложения;
- звукобуквенный анализ слогов, слов;
- работа с буквой.
При этом огромную роль уделяю работе с родителями, т. к. дома необходимо постоянно закреплять пройденный материал.
Другим важным начинанием было совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, я даю сразу же его графическое изображение — букву (в подготовительной группе). И третье отличие состояло в том, что я упражняю детей в написании буквы печатным шрифтом, т. е. разрешаю детям поупражняться в печатном изображении букв карандашом в тетради. Это вызывает у них большой интерес к занятиям. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, выкладывают буквы из палочек и верёвочек, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Мои наблюдения показывают, что у детей подготовительной к школе группы уже есть потребность узнавать наряду с изучаемым звуком и соответствующую букву, а также графически изображать ее.
Покажу на примере, как проходит знакомство детей с буквами м или н.
На занятии дети выделяют первый звук в словах. В словах мак, мох, муха — звук м. В словах: нос, нас, ноты — н. Дети определяют звук и дают его характеристику: м (или н)—согласный, может звучать мягко и твердо, находиться в слове в начале, середине и конце.
После характеристики звука и показа буквы м (или «н») предлагаю детям построить ее. Для этого используется игра «Как построить букву». Сначала дети выкладывают буквы из палочек, затем сами строят эти буквы у доски: двое ребят соединяют (один левую, а другой правую) руки, опустив их вниз, и получается буква м; или, встав лицом друг к другу, соединяют обе руки, получается буква н. Дети строят и другие буквы, такие, как х, к, т, п, д, г, р, я, ч, л, у, ф.
Следующий вид работы — написание букв в тетрадях. Дети старательно пишут буквы. Для письма используются тетради в клетку. В начале каждой строчки дается образец написания.
На занятии включены в работу одновременно несколько анализаторов — зрительный, речедвигательный и слуховой, плюс разработка кисти руки, т. е. формирование двигательного навыка при написании букв. Я считаю, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.
В период обучения грамоте большое значение отвожу развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Например, такие задания, как:
- подчеркни такую же букву;
- обведи в кружок букву, предложенную из ряда букв;
- допиши букву из предложенных элементов букв;
- зачеркни букву, отличающуюся от остальных;
- назови букву с наложенным на неё изображением;
- узнай букву на ощупь.
При обучении навыкам звукового анализа дети нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков, которые изображаются в виде «Звуковых человечков» и называются «Звуковичками». Также использую для гласных звуков геометрические формы красного цвета. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков:
А – большой круг, У – маленький кружок и т. д. Для согласных звуков – зрительные символы синего и зелёного цвета в виде геометрических форм.
На занятиях по формированию готовности к обучению грамоте я широко использую игру «Живые буквы». Провожу ее так же, как игру «Живые звуки», в различных вариантах. Буквы могут «двигаться», «меняться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре — одни буквы «уходят», другие «становятся» на их место: сом—сок—суп, кот—ток—тук—так.
В игровой образной форме я знакомлю детей с мягкими и твердыми согласными звуками. Смягчение согласных также усваивается в игре, если подать их образно, например, так: «Согласные буквы стоят смирно, вытянувшись прямо и твердо, если за ними становятся гласные — а, о, у, ы, э (ма), а когда за согласными буквами становятся гласные — и, е, ё, ю, я (которые смягчают все согласные буквы), то они сразу становятся мягкими и стоят чуть согнувшись, наклонив голову, опустив плечи (мя)».
Работа по словообразованию, по изменению слов и превращению одного слова в другое путем замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится мной на протяжении всего учебного года. Я знакомлю детей со всеми буквами алфавита.
Благодаря тому, что в процессе занятия различные виды работы многократно сменяют друг друга, интерес и внимание детей к занятию не ослабевают до конца.
В середине занятия обязательно проводится физкультминутка — 2—3 минуты.
Имея в виду, что основной вид деятельности ребенка дошкольника — игра, я стремлюсь многие виды работы проводить в игровой форме. Например, раздаю детям по одной букве крупного размера, затем произношу звуки, слоги или слова с изучаемыми буквами. Если произносятся звуки, дети выходят к доске и несут соответствующие буквы, если произносятся слоги, дети поднимают соответствующие буквы, входящие в состав названного слога, выходят с ними к доске и становятся в нужном порядке. Чтобы предупредить ошибки, предварительно каждый слог анализируется на слух.
Таким образом, дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков в слоге. Аналогично проходит игра и со словами, предлагаемыми детям для анализа, например суп или сок. Кроме указанных в «Программе», также разбираем и другие слова с пройденными звуками. Большее количество слов, предлагаемых детям для анализа, способствует развитию фонематического восприятия, совершенствованию умений анализировать односложные и двухсложные слова, состоящие из трех звуков. Для формирования у детей отчетливого представления о местоположении звука в слове я использую игру «Найди свое место в слове». Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использую самолётики, которые разделены на три части, показывая, где начало, где середина и где конец слова. Затем называю слово и прошу определить место какого-либо звука в этом слове. Если кто-либо из детей ошибается, другие его поправляют.
Большое значение я придаю насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью я так организую работу на занятии, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Покажу это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой с. Один ребенок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время дается задание – найти соответствующую букву в кассе, третьему — написать эту букву или выложить из палочек.
Если разбирается, например, слово суп, то в начале оно анализируется на слух, т. е. определяется количество и порядок входящих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук с — согласный, глухой и звучит в слове суп твердо, звук у—гласный, звук п — согласный, глухой и звучит в этом слове тоже твердо.
При использовании такой формы работы каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. Я получаю возможность проверить одновременно нескольких детей.
Каждый год в конце I периода обучения я проверяю знания детей, провожу своего рода контрольные проверки. Как правило, подводя итоги обучения в конце I периода, я вижу, что большинство детей не только хорошо усваивают изучаемые звуки, умеют их выделять и определять их место в слове, но и усваивают следующие соответствующие звукам буквы: а, у, о, и, ы, э, п, т, к, х, л, с, м, н.
Во 2 периоде работа по анализу и синтезу слов несколько усложняется. Дети выполняют слоговой, звуковой и буквенный анализ слов.
В своей работе я воспитываю у детей последовательность и целенаправленность в выполнении задания. Для этого 3 - 4 детям предлагаю сразу несколько заданий: определить количество слогов в данном слове, разобрать звуковой и буквенный состав каждого слова. Для этого даю каждому ребенку картинку и у каждого получается свое слово. Остальные дети следят за работой своих товарищей и если кто-то ошибается, ошибка тут же исправляется. Когда выполнят задание, каждый ребенок объясняет, почему в его слове один или два слога. Отмечает, как звучит в этом слове изучаемый звук (твёрдо или мягко). После этого дается задание всем детям придумать слова, чтобы они подходили к данной схеме (выбирается сначала одна из схем, затем 2,3). Дети активно называют слова. Одновременное выполнение заданий несколькими детьми позволяет увеличить индивидуальную работу.
Также провожу профилактическую работу. Игровые упражнения, в которых широко используются словесные указания: вверх – вниз, слева направо, стихотворные тексты, задания типа:
- отгадай и нарисуй;
- быстрый карандаш,
- весёлое рисование,
- рисование штрихами,
- рисование узоров из штрихов разной высоты цветными карандашами,
- меняющиеся паузы – просветы между штрихами,
- штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорочением,
- штрих, идущий от центра круга,
- стрельба по мишеням,
- рисование непрерывной линии с постепенным её увеличением или уменьшением.
В результате такой работы вероятность дисграфии у моих выпускников уменьшается. К концу года дети не только хорошо овладевают всеми звуками и соответствующими буквами, а также осваивают звуковой анализ слов (76% правильных ответов по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной), слоговую структуру слова (74% правильных ответов по методике Г. А. Волковой), большинство детей начинают читать. После пребывания в подготовительной группе нашего детского сада дети идут в школу хорошо подготовленными, с развитыми навыками учебной деятельности.
Посещая логопедическую группу детского сада, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять.
Но на этом моя работа не закончена, я планирую совершенствовать и пополнять свои знания в области логопедии, работать над поиском более эффективных методов «формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР»
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "кулак — ребро — ладонь"), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводится профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).
9. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. «Звуки на все руки». СПб, 1999 г.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Екатеринбург, 1998г.
3. Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа». М, 1998 г.
4. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985г.
5. Крупенчук О. И. "Научите меня говорить правильно", СПб, 2004г.
6. Милостивенко Л. Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», СПб, 1995 г.
7. Москаленко Н. И. «Учим детей грамоте», Минск, 1998 г.
8. Новоторцева Н. В. "Учимся писать: обучение грамоте в
детском саду", Ярославль, 1998 г.
9. Новоторцева Н. В. "Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома», Ярославль, 1998 г.
10. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», СПб, 1998 г.
11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи», СПб, 2001г.
12. Парамонова Л.Г. «Как подготовить ребенка к школе», СПб, 1997г.
13. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов», М, 2002 г.
14. Ткаченко Т. А. «В первый класс – без дефектов речи», СПб, 1999 г.
15. Ткаченко Т. А. "Если дошкольник плохо говорит", СПб, 1997г..
ИЗУЧЕНИЕ ВЛАДЕНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ.
ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Подготовка исследования. Подготовить 4 карточки размером 8 х
14 см с изображениями мака, дома, сыра, кита (под каждым изображением
дается схема звукового состава слова. Она состоит из 3 клеток, по числу
звуков в слове); набор фишек, одинаковых по форме и цвету (белые).
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 5-7
лет индивидуально.
Перед ребенком кладут поочередно карточки и предлагают ответить
на вопросы: «Что нарисовано на картинке? Какой звук в слове первый?
Второй? Третий?» По мере называния звуков ребенок кладет фишки,
заполняя ими клеточки под картинкой.
Обработка данных. Подсчитывают количество правильных и
неправильных ответов и оформляют таблицу.
Выявляют трудности, возникающие у детей в процессе овладения
навыками звукового анализа слова; зависимость умения анализировать звуки от возраста.
По методике Г.А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 5-7 лет индивидуально.
Ребёнку поочерёдно называются слова, в которых он должен определить заданный звук в слоге (в начале, в середине, в конце).
Отмечается характер искажения:
- Сокращение числа слогов;
- Упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков);
- Уподобление слогов;
- Добавление числа слогов;
- Перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.
По методике Г. А. Волковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"
"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...
Обобщение педагогического опыта. Подготовка руки дошкольника к письму.
Информация для родителей по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму....
Обобщенный педагогический опыт: «Ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения как средство развития выразительности детских рисунков»
В работе представлена система работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажами разного настроения в форме диалога с детьми, предполагающего их активное включение в процесс обсуждения содержания...
Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»
Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...
обобщение педагогического опыта " Экологическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС"
Тема: Экологическое воспитание детей дошкольнло возроста в условиях ФГОС...
Обобщение передового опыта» Обучение старших дошкольников чтению как важнейшее условие перехода к обучению в школе»
Опыт работы по обучению дошкольников чтениюв образовательное пространство МБДОУ детский сад « Теремок» (в рамках одной возрастной группы для детей 6-7 лет)...