«Игровые технологии в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР»
консультация по логопедии

Консультация для воспитателей по использованию  в работе с детьми, имеющими общие нарушения речи, речевых  игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_s_d._s_zpr.docx16.57 КБ
Файл razvitie_rechi_v_syuzh.rolev_.igre_.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Игровые технологии в работе

учителя - логопеда

с детьми с ЗПР»

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей, когда вы скажете: «А сейчас будем играть».

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится. Он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

В работе с детьми, имеющими общие нарушения речи, речевым играм отводится очень большая роль. Эти игры проводятся в течение всего дня: до завтрака, перед занятиями, как физминутка во время занятий, во время коррекционного часа, на прогулках.

Речевые или логопедические игры направлены на развитие всех сторон речи.

Речевые игры в зависимости от цели воздействия, этапа работы делятся примерно на 4 основных раздела.

I. Подготовительные игры.

Подготовительные игры служат для развития слуха, органов речи и дыхания. Они готовят ребенка к восприятию звуков и правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха (речевого слуха). Подбор игр осуществляется в строгой последовательности: сначала игры для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки (шумы, звуковые игрушки, стуки, шуршание), затем определение направления звука.

Пример: «Где звенит?», «Где постучали?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто что услышал?», «Скажи, что ты слышишь?».

Затем идут игры для развития речевого слуха, т.е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Следующим этапом будут игры для развития фонематического слуха, т.е. умению слышать и различать речевые звуки. Для правильного произношения звуков требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. К подготовительным играм относятся также игры на развитие голоса и дыхания.

II. Игры на формирование правильного звукопроизношения.

Цель их по мере исправления звуков – закреплять правильное звукопроизношение. Это могут быть игры - звукоподрожания, предложения, небольшие стихи.

Эти игры часто сочетаются с развитием движений, т.е. во время произнесения слов совершаются определенные движения – по смыслу, сочетаются также с развитием слухового внимания, когда на определенные слова дети должны отреагировать каким-либо движением. И, конечно, правильно произносить закрепляемые звуки во время игры.

Эти игры часто многоцелевые.

III. Дидактические настольные игры.

Эти игры предназначены для закрепления звуков в словах, предложениях, в связном тексте, для совершенствования словаря, фразовой речи. Могут выступать и как основное занятие и как начало или конец занятия. Дидактические игры проводятся и в целях умственного воспитания.

IV. Потешки, считалки, загадки.

Потешки, считалки, загадки предназначены для закрепления правильного звукопроизношения. Они развивают слуховую память, выразительность речи.

V. Игры - диалоги.

Вырабатывается выразительность речи, мимика, жест, движения, имитирующие персонажей, закрепляются поставленные звуки.

При проведении речевых игр нужно перед игрой настроить детей, рассказать о персонажах игр, создать эмоциональный настрой, использовать атрибуты или костюмы. Соблюдать правила игры, постоянно напоминая об этом детям. После игры сказать, кто как играл, почему что-то не получилось. Пусть старшие дети сами делают выводы, находят причину неудач. А после того, как игры будут усвоены, сделать ведущими детей (подготовительная, старшая группы).

Учитель-логопед: Михайлова И.А.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей «Развитие речи в сюжетно – ролевой игре»

Чему учить в сюжетно-ролевой игре

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривают с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той   или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой  игре  развивается речевая активность детей.

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама наливает чай»; «Шофер едет на машине». Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты моя дочка», — говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер», — решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.

Первоначально игровая деятельность детей с общим недоразвитием речи носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Обучение детей с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия; «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати. На кроватке спит Катя». Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью логопед (или воспитатель) просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.

Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая логопеда, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому, Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а логопед сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку».

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель или логопед дает качественную оценку действию («Я легко глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко»), обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него   развивается чувство языка.

Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, что он часто укладывает куклу спать, не сняв с нее платье и даже пальто. Поэтому сначала необходимо показать порядок игровых действий и только потом давить задания типа: «Уложи   куклу спать».

Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: «Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя. Жалею Катю. Обнимаю Катю. Катя не плачет. Смеется Катя!» Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у детей. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, делать замечания детям или привлекать их к участию в игре, так как в этом случае теряется целостность восприятия сюжета.

Когда речевой сюжет или его фрагмент «проигран» полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий: «Погладь Катю! Вот так погладь Катю!.. Пожалей... Скажи: не плачь, Катя!» (сравните с первым образцом речи). Таким образом, логопед одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.

В ходе игры воспитатель или логопед должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). При общем недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Принимая во внимание характер игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте и особенности детей с общим недоразвитием речи, им нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворять их индивидуальные запросы, так как первоначально коллективное использование игрушек таким детям недоступно.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играют с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно.

Сюжетно-ролевые игры организуют логопед и воспитатель. Обучение детей практическим действиям (через игры с дидактической куклой) проводится логопедом в форме занятия, а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляются воспитателем. Развитые сюжетно-ролевые игры логопеду следует использовать для актуализации имеющихся у ребенка речевых средств.

Учитель-логопед: Михайлова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ...

Использование игровых технологий в работе с детьми в дошкольном возрасте

             Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерны...

Игровые технологии в работе с детьми с ОНР

Игра  – на мой взгляд, является социально значимой  формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей ...

"Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении"

Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении....

Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении

В материале указаны виды игровых технологий и их примение в практической деятельности педагога....