Играем с чистоговорками
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию.
С помощью чистоговорки, педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_s_chistogovorkkami.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Логопедические игры с чистоговорками»
Учитель-логопед Колчинская О.С.
Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата при регулярном их повторении.
Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию.
С помощью чистоговорки, педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, а затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции.
В чем значение использования чистоговорок в развитии речи детей дошкольного возраста?
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предлагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
Чистоговорки помогают снять эмоциональное напряжение;
Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Каковы приемы работы с чистоговоркой? Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.
Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками одновременно нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах. Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями. Воспитатели могут использовать чистоговорки в ходе образовательной деятельности, в режимных моментах. Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ни-ни-ни – куртку застегни и т.д. Следует помнить, что дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации.
Виды заданий для работы с чистоговорками:
1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с различной интонацией;
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения.
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
- добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са). и т.д.
-прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.
-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
-повторяем без ошибок:
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
-поменяем звуки:
«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
- изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
4.отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора
5. подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая? Са-са-са – это лиса.
-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе, на столе, под столом юла
-называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.
-называем слова «ласково»:
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
6. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса. и т.д.
7. Интонационное выделение слова в чистоговорке.
Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ
ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?
ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.
8. Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.
Цель: развивать фонематический слух.
ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА
9. Инсценировка чистоговорки.
Цель: закрепление четкого произношения звуков.
Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее: ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).
10. Закончи чистоговорку.
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)
11. Прием «ЭХО»
Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах
ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.
ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?
12. Проговори и прохлопай.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ
13. Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА
14. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА
15. Скажи, какой или какая?
Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.
Воспитатель: ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?
Ребенок: ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА? (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д
16. Составь чистоговорку по картинке.
Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.
Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать чистоговорку:
ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.
ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.
17. Посчитай.
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.
АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.
АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.
ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…
ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ
18. Выложи фишками.
Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить. Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.
ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО
ПАМЯТКА.
Как правильно разучить скороговорку вместе с ребёнком.
- Прочитайте скороговорку медленно.
- Предложите ребёнку подумать, о чём говорится в скороговорке.
- Предложите послушать, какие слова похожи друг на друга по звучанию.
- Пусть ребёнок проговорит скороговорку медленно вслух, постарается запомнить.
- Теперь пусть он проговорит скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленнее,
потом быстрее. - Пусть произнесёт скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
- Теперь посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Логопедические игры с чистоговорками"
В данной консультации рассказывается о том как с помощью чистоговорок родители смогут автоматизировать звуки....
«Логопедические игры с чистоговорками»
Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок....
Картотека по теме посуда (физминутки, пальчиковые игры, стихи, чистоговорки, загадки)
Физминутки ПОСУДАВот большой стеклянный чайник.Очень важный, как начальник.Вот фарфоровые чашки,Очень крупные, бедняжки.Вот фарфоровые блюдца,Только стукни — разобьются.Вот серебряные ложки,Голов...
Картотека по теме посуда (физминутки, пальчиковые игры, стихи, чистоговорки, загадки)
Расширять и активизировать словарный запас по теме «Посуда»....
Буклет "Логопедические игры с чистоговорками"
Первое слово ребенка дарит родителям непередаваемые эмоции. Затем идет второе слово, третье... далее следуют предложения и беглая речь уже не за горами. Однако, внимательные родители и п...
Семинар – практикум с использованием дистанционных форм взаимодействия с педагогами на тему: «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Интерактивные игры».
laquo;Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Интерактивные игры»....
родительское собрание в средней группе "Логопидические игры с чистоговорками"
развитие фонетического слуха и лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме....