Дидактические авторские пособия, мастер-классы, буклеты.
материал по логопедии

Чиркова Светлана Николаевна

 

Автор:Чиркова Светлана Николаевна, Учитель-логопед МБДОУ Д/с №20 «Надежда»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  деятельности  по  познавательно-речевому  развитию  детей  № 20  «Надежда»  городского  округа «город  Якутск»  677008, РС(Я), г.  Якутск,  ул. Билибина  №  27/1, телефон:  8(4112) 36-80-02, факс: 8(4112) 36-81-15

______________________________________________________________

Авторское дидактическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР

 «ЗВУКОБУК»

Авторы: Бурцева Мария Владимировна,

              Чиркова Светлана Николаевна,

Учителя-логопеды.

Якутск 202

Паспорт пособия

Тема

Авторское дидактическое пособие для логопедов и воспитателей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста  «ЗВУКОБУК»

Авторы

Учителя-логопеды МБДОУ д/с №20 «Надежда» Бурцева Мария Владимировна, Чиркова Светлана Николаевна.

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет

Актуальность

Актуальность пособия обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического слуха.

Цель

Развитие фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Задачи

 Развивать слуховое восприятие;

 Формировать умение дифференцировать звуки;

 Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов;

Форма проведения

Индивидуальные, подгрупповые.

Описание пособия

Игра представляет собой ярко-красочно оформленную, мягкую книгу из фетра.

В пособии представлены следующие игры:

- «Что такое звук и буква?»;

- «Раз, два, три, четыре, пять! Будем в прятки мы играть»;

- «Собери букет»;

- «Плывет кораблик по реке»;

- «Собирай урожай – по корзинкам раскидай»

Содержание игр

C:\Users\user\Desktop\Звукобук\20201102_175515.jpg

  1. Что такое звук и буква?

Цель: Актуализация представлений о звуке и букве.

 Ход игры: Ознакомить с правилом: «Звуки мы произносим и слышим. Буквы – видим и пишем.»

C:\Users\user\Desktop\Звукобук\20201102_175648.jpg

  1. Дидактическая игра « Раз, два, три, четыре, пять! Будем в прятки мы играть»

Цель: Закреплять умение соотносить звук и букву,развивать умение называть слова на заданный звук.

Ход игры: Ребенок должен назвать какая  буква спряталась за персонажем, и придумать слова на этот звук.

C:\Users\user\Desktop\Звукобук\20201102_175800.jpg

  1. Дидактическая игра «Собери букет»

Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р]-[Л]

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая - [Л], розовая - [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета. Синий цветок должен остаться.

C:\Users\user\Desktop\Звукобук\20201102_175837.jpg

  1. Дидактическая игра «Плывет кораблик по реке»

Цель: Определить места звука в слове; в начале, в середине, в конце. Автоматизация звука (С)  в словах.

Ход игры: Ребенок должен распределить картинки по нужным схемам.

 «На картинку посмотри- нужную схему подбери»

C:\Users\user\Desktop\Звукобук\20201102_180044.jpg

  1. Дидактическая игра «Урожай собирай - по корзинкам раскидай»

Цель: упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, закреплять навыки звукового анализа.

 Ход игры.  Ребенок должен назвать картинку, определить первый звук и раскидать урожай по корзинкам.

C:\Users\user\Desktop\Звукобук\20201102_180114.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс для воспитателей и родителей «Играя, учимся говорить красиво» Провела Чиркова С.Н. учитель-логопед

Слайд 2

Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2 раза в неделю). Дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедических группах. Поэтому логопед работает в тесном контакте с воспитателями и родителями .

Слайд 3

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения» Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Слайд 4

Развитие правильного речевого дыхания Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С детьми ежедневно должны проводится упражнения для развития речевого дыхания.

Слайд 5

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись. 2. Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. 3. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом. 4. Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Слайд 6

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики. Техника выполнения упражнений: воздух набирать через нос плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

Слайд 7

И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА .

Слайд 8

Где-то очень,очень далеко, на одной сказочной планете, жили-были смешарики . Они были очень веселые и дружные. Любили они собираться вместе за чашечкой чая, петь песни, рассказывать стихи и разные интересные истории.

Слайд 9

Но однажды случилась беда. Откуда не возьмись, налетел сильный ветер, он навел на этой маленькой планете сильный беспорядок. Все бы ни чего, да только смешарики , стали говорить непонятно и невнятно, звуки все смешались и перепутались, а некоторые и вовсе пропали. Испугались смешарики , не знали,что делать .

Слайд 10

Артикуляционная гимнастика Один только Лосяш не испугался . Включил он свой компьютер и сразу же нашел ответ: «Чтобы все стали говорить правильно и четко, необходимо выполнять артикуляционную гимнастику каждый день».

Слайд 11

Посоветовались смешарики и решили, выполнять гимнастику несколько раз в день, уж очень им хотелось побыстрей научиться правильно говорить.

Слайд 12

Утром Ёжик наш проснулся, Улыбнулся, потянулся, Губы трубочкой сложил, Несколько раз повторил!

Слайд 13

На качели Бараш и Нюша сели. Вверх и вниз они качались И друг другу улыбались.

Слайд 14

Совунья решила всех накормить. Тесто месила, блины выпекала, На стол выставляла.

Слайд 15

Очень вкусное варенье, Что за чудо угощенье!

Слайд 16

Чашки наполняем чаем И с печеньем выпиваем.

Слайд 17

Выполняли артикуляционную гимнастику смешарики каждый день и стали говорить красиво, чётко и правильно, выговаривая все звуки. Вот и мы с вами, если будем выполнять гимнастику каждый день, тоже будем говорить правильно.

Слайд 18

Работа над общей и мелкой моторикой У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Слайд 21

Развитие фонематического слуха КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, НАРУШЕН ЛИ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У РЕБЕНКА? В первую очередь, нужно обратить внимание на структуру речи ребенка. Если он заменяет звуки или слоги, путает их и не может определить на слух заданный звук или слог в слове, то скорее всего, у него есть нарушения фонематического слуха. К 3-4 годам, когда ребенок уже может различать на слух все звуки, фонематический слух должен быть сформирован. КАК РАЗВИВАТЬ СЛУХ РЕБЕНКА? В структуру занятий с логопедом обязательно входит развитие фонематического слуха: это доступный для детей комплекс простых упражнений и игр. Все упражнения проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был вовлечен в занятие и выполнял упражнения с удовольствием.

Слайд 23

Что такое звук и что такое буква?

Слайд 24

Звуки делятся Текст надписи

Слайд 25

Артикуляционный уклад

Слайд 26

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

20 ноября

Тема: «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях».

Цель: Автоматизировать звук Ш в словах, предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-способствовать обогащению словарного запаса;

-закрепить знания о звуках, буквах и слогах.

Коррекционно-развивающие:

-развивать произношение слов со звуком Ш;

-определять количество слогов в словах;

-развитие мелкой моторики;

-Развитие фонематического слуха

Коррекционно-воспитательные:

-способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

-

Планируемые результаты:

-четкое произношение слов со звуком Ш

-у детей сформировать понимание, что слово делится на слоги;

-дети способны самостоятельно определить количество слогов в словах;

Ход занятия

 Организационный момент

Логопед: Давайте встанем все красиво, спинки выпрямим и поздороваемся. Доброе утро, ребята!

Дети:  Доброе утро!

Логопед: - В гости  нас приглашают,

Поиграть там предлагают.

- Отправимся в гости? (Да)

Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение мальчика и девочки(Слайд 1)

Логопед: -Это Маша и Миша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшша, Шшура? (звук (Ш))

- Правильно звук Ш. Сегодня вместе поиграем со звуком (Ш). Кто мне скажет что такое звук?(дети звуки мы слышим и произносим) Буква? (буквы мы видим, пишем, читаем)Логопед показывает букву Ш

Логопед: Ребята, скажите звук Ш какой? (характеристика звука согласный, всегда твердый, глухой)

Когда произносим звук Ш губы у нас какие? (дети :Круглые, округлены. Язычок какой?  (превращается в чашечку). А воздушная струя какая? (теплая).

Логопед: чтобы красиво произнести звук Ш нам необходимо делать артикуляционную гимнастику. Что такое артгимнастика? (ответы детей). (слайды)   (Чашечка, трубочка, вкусное варенье, чистим верхние зубки)

Логопед: Молодцы,ребята. Сейчас немножко отдохнем, будем делать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю

Взад вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Логопед:. Игра «Хлопай в ладоши, если услышишь звук Ш»

- Давайте с вами поиграем в игру «Хлопай в ладоши», вы должны поймать хлопком звук Ш.

Логопед: Миша хочет с вами поиграть. Перед вами лежат картинки и прищепки. Задание такое: «Найти картинки со звуком Ш и определить количество слогов. ». Перед тем как выполнить задание давайте вспомним что такое СЛОГ? (Ответы детей) Логопед-Слог-это часть слова, каждое слово состоит из слогов.) Чтоб узнать сколько слогов в слове будем хлопать в ладоши. (логопед примерно показывает как делать)

Логопед:  Маша и Мишка очень любят играть в баскетбол и сегодня хотят с вами поиграть. Посмотрите на мячи (картинки), назовите  и «закиньте» их в соответствующие корзины (в синюю-с одним слогом, в зелёную-с двумя, в красную-3). (слова со звуком Ш). А чтобы узнать сколько слогов в слове будем бросать мяч.

Логопед  Игра «Подели игрушки»

- Ребята, мы в гости пришли не с пустыми руками, у нас для Маши и Миши есть подарки. Но они не могут их поделить. Поможем им? Нам надо разложить игрушки по полочкам. Сколько камешек на полочках столько и слогов должно быть в слове.  (слова со звуком Ш). А чтобы узнать сколько слогов в слове будем потопать.

Логопед: - А теперь мы с вами вместе с Машей и Мишей пойдем в лес по грибы. Грибы у нас непростые, а с картинками. По одному подходим, берем грибочек, называем картинку и кладем в соответствующую корзинку .

В корзинку с одной звёздочкой-картинки в названии которых один слог, ( с двумя-два слога, с тремя-три слога, с четырьмя-4 слога

Логопед: В лес ходили, нашли очень много грибов. Устали немножко, давайте отдохнем.

Физкультминутка музыкальная (экран)

А сейчас мы пойдем домой, а по дороге зайдем в магазин. Будем покупать новые игрушки. Каждый покупает себе игрушку со звуком Ш, определяет хлопком сколько слогов в слове. Когда мы приходим в магазим, не забываем волшебные слова. Например: Здравствуйте, мне пожалуйста, мишку (автоматизация в предложениях)

Логопед : Молодцы, ребята. Маша для вас приготовила еще одну игру «По вагонам». Самостоятельная работа. Рассели животных по вагонам. (1 окошко один слог, итд).

Логопед: Подружи буквы. Слайд

ЛОГОПЕД: штриховка буквы Ш

Итог занятия. Сладкий сюрприз

Давайте вспомним, что мы с вами делали на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось?

Молодцы! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое авторское пособие "Настольная сцена" вторая младшая группа

Дидактическая игра — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для детей - учёба, труд, способ познания окружающего, форма воспитания.“Программа воспитания в детском саду”...

Дидактическое авторское пособие книжка "ФРУКТЫ" для детей раннего возраста

Развивающая мягкая книжка "Фрукты"Задачи: закрепление названий фруктов и их состава в разрезе, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете, форме, величине.Адресная и возрастная прина...

Дидактическое авторское пособие "Жучки и пчёлки"

Описание пособия: изготовлено из картона, цветной фотобумаги, с использованием ламинирования,  принтера.Можно использовать в образовательных областях: «Познавательное развитие, «Социа...

Дидактическое авторское пособие по развитию речи в первой младшей группе "Любимые игрушки"

Дидактическое пособие   «Любимые игрушки» является авторской разработкой.  Пособие состоит из карточек-кармашков с заданиями различной сложности. Каждая карточка имеет свои цели ...

Дидактическое авторское пособие по сенсорике "Хамелеон" для детей 2-4 лет

пособие по сенсорике "Хамелеон для детей 2-4 лет...

Дидактическое, авторское пособие "Развивающая пирамида"

Авторское дидактическое пособие предназначено для игр и занятий познавательного цикла....

Световой короб.Игровое коррекционно-развивающее пособие.Мастер-класс по изготовлению пособия.

Световой короб.Игровое коррекционно-развивающее пособие.Мастер-класс по изготовлению пособия.Цель:развитие мелкой моторики кисти руки и зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нар...