Дидактические авторские пособия, мастер-классы, буклеты.
материал по логопедии
Автор:Чиркова Светлана Николаевна, Учитель-логопед МБДОУ Д/с №20 «Надежда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лэпбук "Слогобук" | 1.35 МБ |
Лэпбук "Звукобук" | 995.57 КБ |
Лэпбук "Нейробук" | 1.37 МБ |
Мастер-класс | 2.3 МБ |
Открытое занятие | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 20 «Надежда» городского округа «город Якутск» 677008, РС(Я), г. Якутск, ул. Билибина № 27/1, телефон: 8(4112) 36-80-02, факс: 8(4112) 36-81-15
______________________________________________________________
Авторское дидактическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР
«ЗВУКОБУК»
Авторы: Бурцева Мария Владимировна,
Чиркова Светлана Николаевна,
Учителя-логопеды.
Якутск 202
Паспорт пособия
Тема | Авторское дидактическое пособие для логопедов и воспитателей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста «ЗВУКОБУК» |
Авторы | Учителя-логопеды МБДОУ д/с №20 «Надежда» Бурцева Мария Владимировна, Чиркова Светлана Николаевна. |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет |
Актуальность | Актуальность пособия обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического слуха. |
Цель | Развитие фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР |
Задачи | − Развивать слуховое восприятие; − Формировать умение дифференцировать звуки; − Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов; |
Форма проведения | Индивидуальные, подгрупповые. |
Описание пособия | Игра представляет собой ярко-красочно оформленную, мягкую книгу из фетра. В пособии представлены следующие игры: - «Что такое звук и буква?»; - «Раз, два, три, четыре, пять! Будем в прятки мы играть»; - «Собери букет»; - «Плывет кораблик по реке»; - «Собирай урожай – по корзинкам раскидай» |
Содержание игр
- Что такое звук и буква?
Цель: Актуализация представлений о звуке и букве.
Ход игры: Ознакомить с правилом: «Звуки мы произносим и слышим. Буквы – видим и пишем.»
- Дидактическая игра « Раз, два, три, четыре, пять! Будем в прятки мы играть»
Цель: Закреплять умение соотносить звук и букву,развивать умение называть слова на заданный звук.
Ход игры: Ребенок должен назвать какая буква спряталась за персонажем, и придумать слова на этот звук.
- Дидактическая игра «Собери букет»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р]-[Л]
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая - [Л], розовая - [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета. Синий цветок должен остаться.
- Дидактическая игра «Плывет кораблик по реке»
Цель: Определить места звука в слове; в начале, в середине, в конце. Автоматизация звука (С) в словах.
Ход игры: Ребенок должен распределить картинки по нужным схемам.
«На картинку посмотри- нужную схему подбери»
- Дидактическая игра «Урожай собирай - по корзинкам раскидай»
Цель: упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Ребенок должен назвать картинку, определить первый звук и раскидать урожай по корзинкам.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2 раза в неделю). Дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедических группах. Поэтому логопед работает в тесном контакте с воспитателями и родителями .
«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения» Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Развитие правильного речевого дыхания Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С детьми ежедневно должны проводится упражнения для развития речевого дыхания.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись. 2. Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. 3. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом. 4. Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики. Техника выполнения упражнений: воздух набирать через нос плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА .
Где-то очень,очень далеко, на одной сказочной планете, жили-были смешарики . Они были очень веселые и дружные. Любили они собираться вместе за чашечкой чая, петь песни, рассказывать стихи и разные интересные истории.
Но однажды случилась беда. Откуда не возьмись, налетел сильный ветер, он навел на этой маленькой планете сильный беспорядок. Все бы ни чего, да только смешарики , стали говорить непонятно и невнятно, звуки все смешались и перепутались, а некоторые и вовсе пропали. Испугались смешарики , не знали,что делать .
Артикуляционная гимнастика Один только Лосяш не испугался . Включил он свой компьютер и сразу же нашел ответ: «Чтобы все стали говорить правильно и четко, необходимо выполнять артикуляционную гимнастику каждый день».
Посоветовались смешарики и решили, выполнять гимнастику несколько раз в день, уж очень им хотелось побыстрей научиться правильно говорить.
Утром Ёжик наш проснулся, Улыбнулся, потянулся, Губы трубочкой сложил, Несколько раз повторил!
На качели Бараш и Нюша сели. Вверх и вниз они качались И друг другу улыбались.
Совунья решила всех накормить. Тесто месила, блины выпекала, На стол выставляла.
Очень вкусное варенье, Что за чудо угощенье!
Чашки наполняем чаем И с печеньем выпиваем.
Выполняли артикуляционную гимнастику смешарики каждый день и стали говорить красиво, чётко и правильно, выговаривая все звуки. Вот и мы с вами, если будем выполнять гимнастику каждый день, тоже будем говорить правильно.
Работа над общей и мелкой моторикой У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Развитие фонематического слуха КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, НАРУШЕН ЛИ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У РЕБЕНКА? В первую очередь, нужно обратить внимание на структуру речи ребенка. Если он заменяет звуки или слоги, путает их и не может определить на слух заданный звук или слог в слове, то скорее всего, у него есть нарушения фонематического слуха. К 3-4 годам, когда ребенок уже может различать на слух все звуки, фонематический слух должен быть сформирован. КАК РАЗВИВАТЬ СЛУХ РЕБЕНКА? В структуру занятий с логопедом обязательно входит развитие фонематического слуха: это доступный для детей комплекс простых упражнений и игр. Все упражнения проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был вовлечен в занятие и выполнял упражнения с удовольствием.
Что такое звук и что такое буква?
Звуки делятся Текст надписи
Артикуляционный уклад
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
20 ноября
Тема: «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях».
Цель: Автоматизировать звук Ш в словах, предложениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-способствовать обогащению словарного запаса;
-закрепить знания о звуках, буквах и слогах.
Коррекционно-развивающие:
-развивать произношение слов со звуком Ш;
-определять количество слогов в словах;
-развитие мелкой моторики;
-Развитие фонематического слуха
Коррекционно-воспитательные:
-способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.
-
Планируемые результаты:
-четкое произношение слов со звуком Ш
-у детей сформировать понимание, что слово делится на слоги;
-дети способны самостоятельно определить количество слогов в словах;
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Давайте встанем все красиво, спинки выпрямим и поздороваемся. Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе утро!
Логопед: - В гости нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
- Отправимся в гости? (Да)
Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение мальчика и девочки(Слайд 1)
Логопед: -Это Маша и Миша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшша, Шшура? (звук (Ш))
- Правильно звук Ш. Сегодня вместе поиграем со звуком (Ш). Кто мне скажет что такое звук?(дети звуки мы слышим и произносим) Буква? (буквы мы видим, пишем, читаем)Логопед показывает букву Ш
Логопед: Ребята, скажите звук Ш какой? (характеристика звука согласный, всегда твердый, глухой)
Когда произносим звук Ш губы у нас какие? (дети :Круглые, округлены. Язычок какой? (превращается в чашечку). А воздушная струя какая? (теплая).
Логопед: чтобы красиво произнести звук Ш нам необходимо делать артикуляционную гимнастику. Что такое артгимнастика? (ответы детей). (слайды) (Чашечка, трубочка, вкусное варенье, чистим верхние зубки)
Логопед: Молодцы,ребята. Сейчас немножко отдохнем, будем делать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»
Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Логопед:. Игра «Хлопай в ладоши, если услышишь звук Ш»
- Давайте с вами поиграем в игру «Хлопай в ладоши», вы должны поймать хлопком звук Ш.
Логопед: Миша хочет с вами поиграть. Перед вами лежат картинки и прищепки. Задание такое: «Найти картинки со звуком Ш и определить количество слогов. ». Перед тем как выполнить задание давайте вспомним что такое СЛОГ? (Ответы детей) Логопед-Слог-это часть слова, каждое слово состоит из слогов.) Чтоб узнать сколько слогов в слове будем хлопать в ладоши. (логопед примерно показывает как делать)
Логопед: Маша и Мишка очень любят играть в баскетбол и сегодня хотят с вами поиграть. Посмотрите на мячи (картинки), назовите и «закиньте» их в соответствующие корзины (в синюю-с одним слогом, в зелёную-с двумя, в красную-3). (слова со звуком Ш). А чтобы узнать сколько слогов в слове будем бросать мяч.
Логопед Игра «Подели игрушки»
- Ребята, мы в гости пришли не с пустыми руками, у нас для Маши и Миши есть подарки. Но они не могут их поделить. Поможем им? Нам надо разложить игрушки по полочкам. Сколько камешек на полочках столько и слогов должно быть в слове. (слова со звуком Ш). А чтобы узнать сколько слогов в слове будем потопать.
Логопед: - А теперь мы с вами вместе с Машей и Мишей пойдем в лес по грибы. Грибы у нас непростые, а с картинками. По одному подходим, берем грибочек, называем картинку и кладем в соответствующую корзинку .
В корзинку с одной звёздочкой-картинки в названии которых один слог, ( с двумя-два слога, с тремя-три слога, с четырьмя-4 слога
Логопед: В лес ходили, нашли очень много грибов. Устали немножко, давайте отдохнем.
Физкультминутка музыкальная (экран)
А сейчас мы пойдем домой, а по дороге зайдем в магазин. Будем покупать новые игрушки. Каждый покупает себе игрушку со звуком Ш, определяет хлопком сколько слогов в слове. Когда мы приходим в магазим, не забываем волшебные слова. Например: Здравствуйте, мне пожалуйста, мишку (автоматизация в предложениях)
Логопед : Молодцы, ребята. Маша для вас приготовила еще одну игру «По вагонам». Самостоятельная работа. Рассели животных по вагонам. (1 окошко один слог, итд).
Логопед: Подружи буквы. Слайд
ЛОГОПЕД: штриховка буквы Ш
Итог занятия. Сладкий сюрприз
Давайте вспомним, что мы с вами делали на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось?
Молодцы! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое авторское пособие "Настольная сцена" вторая младшая группа
Дидактическая игра — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для детей - учёба, труд, способ познания окружающего, форма воспитания.“Программа воспитания в детском саду”...
Дидактическое авторское пособие книжка "ФРУКТЫ" для детей раннего возраста
Развивающая мягкая книжка "Фрукты"Задачи: закрепление названий фруктов и их состава в разрезе, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете, форме, величине.Адресная и возрастная прина...
Дидактическое авторское пособие "Жучки и пчёлки"
Описание пособия: изготовлено из картона, цветной фотобумаги, с использованием ламинирования, принтера.Можно использовать в образовательных областях: «Познавательное развитие, «Социа...
Дидактическое авторское пособие по развитию речи в первой младшей группе "Любимые игрушки"
Дидактическое пособие «Любимые игрушки» является авторской разработкой. Пособие состоит из карточек-кармашков с заданиями различной сложности. Каждая карточка имеет свои цели ...
Дидактическое авторское пособие по сенсорике "Хамелеон" для детей 2-4 лет
пособие по сенсорике "Хамелеон для детей 2-4 лет...
Дидактическое, авторское пособие "Развивающая пирамида"
Авторское дидактическое пособие предназначено для игр и занятий познавательного цикла....
Световой короб.Игровое коррекционно-развивающее пособие.Мастер-класс по изготовлению пособия.
Световой короб.Игровое коррекционно-развивающее пособие.Мастер-класс по изготовлению пособия.Цель:развитие мелкой моторики кисти руки и зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нар...