Круги Луллия
методическая разработка по логопедии
Использование кругов Луллия для логопедических занятий с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugi_lulliya.docx | 110.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование кругов Луллия в работе логопеда
«Круги Луллия» представляют собой набор соединенных между собой кругов или колец по типу пирамидки. Создателем данного развивающего комплекса является французский монах Раймонд Луллий. История создания игры началась с работы над развитием речевых функций и логического мышления.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Задачи:
- закрепление произношения поставленных звуков в речи;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение и активизация словарного запаса;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- формирование структуры предложений;
- совершенствование развития связной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей,чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»
Цель игр: совершенствование лексико-грамматического строя речи; закрепление навыка словообразования и словоизменения; расширение и активизация словаря; развитие связной речи.
На 1-ом круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела(хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с
которыми познакомились на занятии. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.
Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа:
I. Игры на подбор пары.
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца №1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца № 2.
Игры экологического содержания: «Найди, где живет?», «Назови детеныша?», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги, клювы», «Подбери место обитания».
Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Чей дом?» («берлога чья? Медвежья»).
II. Игры с элементом случайности в установке колец.
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры
больше нравятся детям.
Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Чей нос, чей хвост?», «Назови сколько?», «Уменьшаем, увеличиваем»
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте
«Звуковые круги». «Звукарики», «Где спрятался звук?»
Цель игр:
- совершенствование навыков звукового анализа
- обучение грамоте
- расширение и активизация словаря
Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..),на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук, который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
«Слоговики», «Раздели на слоги», «Образуй словечко»
Цель игр:
- совершенствование навыков слогового анализа и синтеза
- обучение грамоте
- расширение и активизация словаря
Описание: Организация и условия проведения игр те же, что и в предыдущем варианте. На 1 круге предметные картинки на 2 схемы слов с количеством слогов или печатный слог, с которого начинается слово. Другой вариант, на 1 круге печатный слог и на 2 круге печатный слог дети раскручивая круги, образуют слова из слогов.
Игры на развитие связной речи «Сочиняй-ка», «Рифмуй-ка»
Цель игр:
- совершенствование навыка речевого общения
- закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания
- развитие речевого творчества
- формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Описание: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге, предметные картинки животные, птицы, люди, времена года, на 2 круге картинки подходящие по рифме (коза-коса, мишка - шишка, ковёр-забор и т.д.),с изображением действий, явлений природы. Дети раскручивая круги подбирают пару подходящую по рифме, придумывают короткие стихи и
читают их. В другом варианте придумывают предложения, рассказы, сказки. В игре дети иногда подбирают не совместимые на первый взгляд комбинации, но они и побуждают к проявлению творчества, воображения, фантазии, активизации речевого общения.
Существуют разные варианты использования «Речевых кругов».
Их можно надевать на карандаш, накладывать круги разные по диаметру друг на друга - в любом случае результат огромен. Использование «Речевых кругов» позволяет расширить речевую среду в группе и на логопункте, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и сверстниками на занятиях и в процессе игры, легко и развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Нельзя не отметить универсальность игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. Варианты использования этой методики безграничны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе (с использованием РТВ-ТРИЗ технологии). Тема: Сочинение сказок, используя круги Луллия.
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания....
"Особенности использования кругов Луллия с детьми".
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название «Круги Луллия».На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливается стр...
Презентация "Самое ценное на Земле" (пособие по изготовлению игры "Круги Луллия"
Слайд №1: Необычайно сложен окружающий нас мир. Мы живём на красивейшей из планет, планете Земля. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Слайд №2: Кто мы на этой пла...
Конспект НОД по развитию речи с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии "Круги Луллия"
Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»...
Дидактическая игра «Круги Луллия»
Дидактическая игра «Круги Луллия»Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учрежден...
Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)
В ходе использования данного пособия учитель - логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:- развивать артикуляционную моторику;- закреплять произнош...
Дидактическое пособие «Загадочные круги» (Круги Луллия)
Актуальность: Старший дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и ...