Круги Луллия
методическая разработка по логопедии

Остроумова Алевтина Николаевна

Использование кругов Луллия для логопедических занятий с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya.docx110.01 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кругов Луллия в работе логопеда

«Круги Луллия» представляют собой набор соединенных между собой кругов или колец по типу пирамидки. Создателем данного развивающего комплекса является французский монах Раймонд Луллий. История создания игры началась с работы над развитием речевых функций и логического мышления.

Использование кругов Луллия в работе учителя - логопеда - «Дошколёнок.ру»        Волшебные круги Луллия        Логопедические игры на «Кольцах Луллия». Воспитателям детских садов,  школьным учителям и педагогам - Маам.ру

 На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Задачи:

  • закрепление произношения поставленных звуков в речи;
  • развитие фонематических процессов;
  • уточнение и активизация словарного запаса;
  • совершенствование слоговой структуры слова;
  • формирование структуры предложений;
  • совершенствование развития связной речи.

Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.

Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей,чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»

Цель игр: совершенствование лексико-грамматического строя речи; закрепление навыка словообразования и словоизменения; расширение и активизация словаря; развитие связной речи.

На 1-ом круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела(хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с

которыми познакомились на занятии. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа:

I. Игры на подбор пары.

В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца №1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца  № 2.

Игры экологического содержания: «Найди, где живет?», «Назови детеныша?», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги, клювы», «Подбери место обитания».

Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Чей дом?» («берлога чья? Медвежья»).

II. Игры с элементом случайности в установке колец.

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры

больше нравятся детям.

Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Чей нос, чей хвост?», «Назови сколько?», «Уменьшаем, увеличиваем»

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте

«Звуковые круги». «Звукарики», «Где спрятался звук?»

Цель игр:

- совершенствование навыков звукового анализа

- обучение грамоте

- расширение и активизация словаря

Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..),на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук, который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

«Слоговики», «Раздели на слоги», «Образуй словечко»

Цель игр:

- совершенствование навыков слогового анализа и синтеза

- обучение грамоте

- расширение и активизация словаря

Описание: Организация и условия проведения игр те же, что и в предыдущем варианте. На 1 круге предметные картинки на 2 схемы слов с количеством слогов или печатный слог, с которого начинается слово. Другой вариант, на 1 круге печатный слог и на 2 круге печатный слог дети раскручивая круги, образуют слова из слогов.

 Игры на развитие связной речи  «Сочиняй-ка», «Рифмуй-ка»

Цель игр:

- совершенствование навыка речевого общения

- закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания

- развитие речевого творчества

- формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Описание: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге, предметные картинки животные, птицы, люди, времена года, на 2 круге картинки подходящие по рифме (коза-коса, мишка - шишка, ковёр-забор и т.д.),с изображением действий, явлений природы. Дети раскручивая круги подбирают пару подходящую по рифме, придумывают короткие стихи и

читают их. В другом варианте придумывают предложения, рассказы, сказки. В игре дети иногда подбирают не совместимые на первый взгляд комбинации, но они и побуждают к проявлению творчества, воображения, фантазии, активизации речевого общения.

Существуют разные варианты использования «Речевых кругов».

Их можно надевать на карандаш, накладывать круги разные по диаметру друг на друга - в любом случае результат огромен. Использование «Речевых кругов» позволяет расширить   речевую среду в группе и на логопункте, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и сверстниками на занятиях и в процессе игры, легко и развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.    Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. Варианты использования этой методики безграничны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности использования кругов Луллия с детьми".

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название  «Круги Луллия».На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливается стр...

Презентация "Самое ценное на Земле" (пособие по изготовлению игры "Круги Луллия"

Слайд №1: Необычайно сложен окружающий нас мир. Мы живём на красивейшей из планет, планете Земля. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Слайд №2: Кто мы на этой пла...

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии "Круги Луллия"

Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»...

Дидактическая игра «Круги Луллия»

Дидактическая игра «Круги Луллия»Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учрежден...

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

Дидактическое пособие «Загадочные круги» (Круги Луллия)

Актуальность: Старший дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и ...