"Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект лексико-грамматического занятия с элементами грамоты и использования приемов мнемотехники для детей старшей группы по лексической теме : "Зима", "Лес".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_v_zimniy_les.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Детский сад № 2 «Ромашка»
КОНСПЕКТ
фронтального занятия в старшей группе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»
(лексико-грамматическое с элементами грамоты и использованием приемов мнемотехники)
Подготовил:
Учитель-логопед Антоненко Н.Ф
2020 г.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить знания признаков зимы.
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима», «Лес»,
- Совершенствовать умения образовывать притяжательные прилагательные.
- Закрепить понятие «звук», «слово», «предложение».
- Учить различать с помощью вопроса «живые» и «неживые» предметы.
- Уметь называть слова на заданный звук.
- Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении предложения.
- Совершенствовать навыки анализа и синтеза деформированного предложения, как профилактика дисграфии.
- Формировать у детей целенаправленный выдох, дифференцированный вдох-выдох (нос - рот).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Активизировать речевую деятельность детей.
- Совершенствовать диалогическую речь, речевой слух.
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- Формировать длительный плавный выдох.
- Развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику, силу голоса и речевого дыхания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, бережное отношение к природе.
Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятии:
- Упражнения, направленные на развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации движений.
- Дыхательная гимнастика.
- Зрительная гимнастика.
Оборудование:
Магнитофон, аудиокассета с записью «Зимний лес» П.И. Чайковского, игра «Времена года», диски с записью звуков леса, снежинки с приметами зимы на каждого ребёнка, корзинка, снежинки на ниточке, мнемосхемы слов, поднос с манкой, декорация зимнего леса, Д/ игра : «Чей хвост», мяч, демонстрационная и раздаточные модели слов
Предварительная работа:
Рассматривание картинок, составление предложений, рассказа-описания о зиме, разгадывание загадок. Составление предложения и выкладывание словом-схемой. Разучивание слов физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
ХОД:
Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии).
Логопед: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними
поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
(Играет музыка «Зимняя песенка» из альбома «Времена года» П.И.
Чайковского.
Логопед: Дети, вы слышите, какая волшебная музыка звучит? Она очень
загадочная, таинственная и просит вас подумать и назвать время года. А
поможет вам загадка.
«Запорошила дорожки и раскрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила»
О каком времени года эта загадка?
(Ответы детей).
Логопед: Говорить мы сегодня на занятии будем о зиме, но сначала давайте поиграем нашим язычком.
Артикуляционная гимнастика:
- Снова к нам зима пришла, Положить язык на нижнюю губу,
Много снега принесла. удерживать его неподвижно.
- Чтобы с горки прокатиться Рот открыт, кончик языка
Сначала надо потрудиться. упирается в нижние зубы,
среднюю часть языка выгнуть горкой.
- Катим, катим снежный ком Надуть щеки и удерживать их
Будим строить снежный дом. несколько минут.
- Мы смеялись, мы играли, Поднести ладони к лицу
Ну а ручки замерзали- И выдохнуть со звуком [Х]
Надо ручки пожалеть,
Надо ручки нам погреть.
- Ветер дует, снег валит Растянуть губы в улыбку
Нам домой идти велит. Пустить холодную воздушную струю.
Чистоговорка:
Ма – ма – ма – к нам пришла зима.
Зи – зи – зи – на санях скользи.
Инка – инка – инка – падает снежинка.
Логопед: Ребята, а вы любите время года зиму? А за что вы её любите?
(Ответы детей)
Логопед: Я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес. Вы согласны? Тогда слушайте внимательно.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются
Сном волшебным засыпаем.
В зимний лес мы улетаем –
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
Логопед: Ребята, посмотрите, зима всё в лесу разбросала и приметы растеряла. Давайте поможем собрать в корзинку зимние приметы.
Снежинку в корзинку ты клади
И примету зимы нам назови.
Дидактическая игра: «Назови время года».
Дети кладут снежинку в корзинку и рассказывают о том, что бывает зимой.
Предлагаемые ответы детей.
Зимой падает снег.
Зимой дети катаются на санках .
Зимой дети катаются на лыжах и коньках.
Зимой снег покрывает всю землю, деревья и дома.
Зимой люди одевают теплую, зимнюю одежду.
Зимой дует холодный ветер.
Зимой лепят снеговика.
Зимой медведь спит в берлоге. И т.д.
Логопед: Молодцы, целую корзинку зимних примет собрали.
Ребята, а кто знает:
Лес – это дом для кого?
(Ответы детей)
Упражнение «Снежинки»
– Пока мы с вами беседовали, в лесу пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снежинки.
Ручки в кулачки сожмем,
И немножко подождем.
На ладошки, мы подуем
Все снежинки, мы с них сдуем.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
Логопед: « Молодцы ,у вас получился красивый танец снежинок».
Пальчиковая гимнастика: «Наконец пришла зима»
А теперь давайте подвигаемся! ( Дети встают в кружок)
« Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги, (Руки за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах , (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Логопед:
Посмотрите, что случилось:
Вьюга разозлилась
Снегом все тут замела
Буквы спрятала она.
Дети, что мы можем делать с буквами?
Предполагаемые ответы детей.
Букву можно писать.
Букву можно видеть.
Зрительная гимнастика. «Снежинка»
https://www.youtube.com/watch?v=uJ5vbILG_0g
Логопед: Я предлагаю выйти на полянку и написать свою букву.
(Дети пишут букву на подносе с манкой.)
Логопед: (спросить у нескольких детей какую букву он (она) написали)
Как называется «большой дом», в котором живут все буквы?
Ответы детей.
Логопед: Давайте наведём порядок в нашем Алфавите.
Скажите, что мы обозначаем буквой?
Чем отличается звук от буквы?
Что вы знаете о звуках?
Предполагаемые ответы детей.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки – это звуки, которые мы можем долго, долго петь.
Согласные звуки мы не можем долго петь, есть преграда.
Согласные звуки могут быть звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные.
Логопед: В слове звуки ты лови
А поймаешь назови.
Дидактическая игра: «Назови звуки»,
Задание:
- Назови первый звук в словах: Аист, очки, тапки, нож, утка ива, ;
- Назови гласные звуки в словах: зима, ком, зуб, гуси, пак.
- Назови последний звук в слове: баклажан, зонт, клоп.
Логопед: Дети, вы хорошо потрудились. Пора и нам немножко отдохнуть.
Физкультминутка: «Не боимся мы метели»
Не боимся мы метели | Дети грозят пальчиком |
Рукавички мы надели | Вращают кистями рук |
Ногами мы потопаем | Топают ногами |
Руками мы похлопаем | Хлопают руками |
Побегаем кругом | Бегают по кругу, взявшись за руки |
И сядем отдохнем | Садятся на корточки |
Логопед: Ребята, посмотрите.
На поляне собрались
Дружно все животные
И давай они делить
Хвостики нарядные.
Дидактическая игра: «Чей хвост?»
Предполагаемые ответы детей.
Это хвост белки. У белки беличий хвост.
Это хвост волка. У волка волчий хвост.
Это хвост лисы. У лисы лисий хвост.
И.д.
Логопед: Подарили белочке
Лесные орешки.
А орешки вдруг открылись
И в слова все превратились.
Что можно составить из слов?
Ответы детей.
Логопед: Вам необходимо прочитать слова-схемы и составить из них предложение .
СТОИТ БЕЛЫЙ СНЕГОВИК.
НАСТУПИЛА ХОЛОДНАЯ ЗИМА.
ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР.
ПАДАЮТ БЕЛЫЕ СНЕЖИНКИ.
Логопед: Предлагаю разобрать одно предложение.
Прочитайте, сколько слов в предложении.
При помощи моделей слов выложите схему предложения.
Логопед: Дети, давайте назовем каждое слово и ответим на какой вопрос
оно отвечает.
Ответы детей.
Логопед:
Вы на славу потрудились,
Но пришла пора прощаться,
В детский сад нам возвращаться.
Дружно скажем:
Раз, два, три,
Зимний лес, ты в садик нас верни.
Логопед: Вот мы и вернулись с вами в наш детский сад. Ребята, а что вам понравилось больше всего в нашем путешествии в зимний лес?
Ответы детей.
Логопед: Скажем зиме : «Большое спасибо за увлекательное путешествие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"
Развлечение можно проводить на зимних каникулах....
Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»
Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам» (старший дошкольный возраст)
План проведения недели зимних игр и забав (старшая группа)...
Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.
Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы. Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...
Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"
Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»
Конспект на открытое занятие по позновательному развитию, во второй младшей группе....