Буклет для воспитателей
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
- «Где и когда говоришь» - это уместность речи, т. е. знание стилей и типов речи. Уместность речи педагога предполагает прежде всего обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:
- нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
- побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
- произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
- неправильное ударение в словах;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
- использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
- частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
- засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
- копирование речи малышей, «сюсюканье»;
- использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.
К речи воспитателя предъявляются следующие требования:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
- строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
- использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
- связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
- использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
МАДОУ Трудариейский детский сад «Чебурашка»
(для педагогов)
Подготовила:
Учитель – логопед
Смольникова Н.Ю
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.
Что же такое «Культура речи»?
Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
К речи педагогов предъявляются определенные требования: правильность, точность, логичность изложения, чистота, выразительность, богатство выражения, уместность, ясность.
Вот простейшая формула культуры речи:
● Думай, кому говоришь.
● Что говоришь.
● Как говоришь.
● Где говоришь.
● Когда говоришь.
- «Кому говоришь» - это ясность или доступность речи для понимания. Психологи советуют разговаривать с детьми на равных. Главное, чтобы воспитанникам в нашей речи всё было понятно, для этого следует объяснять смысл всех новых и непонятных слов.
- «Что говоришь» - это точность словоупотребления, которая зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.
- Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
- Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
- «Как говоришь» -это правильность, т. е. соблюдение норм русского литературного языка.
- Выразительностью речи - Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.
- Чистота речи - это отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклеты для воспитателей
Буклеты для воспитателей...
Памятка - буклет для воспитателей "Советы по самообразованию"
Буклет в помошь воспитателям по самообразованию...
Буклет для воспитателей "Наблюдение"
Буклет для воспитателей "Наблюдение". Составлен в помощь воспитателям. В содержании: задачи, разновидности и содержание данного вида деятельности....
Памятки-буклеты для воспитателей по программе "От рождения до школы"
Мы сейчас все изучаем новые проекты примерных ООП в соответствии с ФГТ. Наш дс изучает проект "От рождения до школы". Чтобы у воспитателей и логопедов оставалось нечно материальное на руках после конс...
Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"
Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...
Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии". Рекомендации для воспитателей
Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии" - рекомендации для воспитателей...
Буклет для воспитателей. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Подготовила: Воспитатель Черникова Валентина Петровна. МБДОУ№7 «Золотая рыбка»
Буклет для воспитателей. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Подготовила:Воспитатель Черникова Валентина Петровна.МБД...