Тренинг «Приёмы и методы мотивации старших дошкольников с ТНР»
проект по логопедии (старшая группа)
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности логопедов в ходе проведения НОД, совершенствование методики проведения образовательной деятельности путём применения подходящих методов и приёмов мотивации старших дошкольников с ТНР.
Задачи:
1. Показать педагогам практические приёмы мотивации детей с ТНР.
2. Дать представление о видах мотивации детской деятельности.
3. Повысить практические умения педагогов в применении методов и приёмов мотивации.
План тренинга:
1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.
2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.
3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников с ТНР.
4. Практическая работа логопедов.
Оборудования и материал: ноутбук, проектор, колонки, презентация тренинга, цитаты, картинки «Приветствие», карточки-картинки ,«Сказки о себе», зеркало, ручка. зонды, игрушки-персонажи для показа, карточки «Указывая ошибки - отметьте улучшения», картинки: чемодан, мясорубка, корзина, магниты.
Актуальность.
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.
Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт речевой деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 общеразвивающего вида
Тренинг
«Приёмы и методы мотивации старших дошкольников с ТНР»
Подготовила и провела: Тягнирядно. Н.О.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности логопедов в ходе проведения НОД, совершенствование методики проведения образовательной деятельности путём применения подходящих методов и приёмов мотивации старших дошкольников с ТНР.
Задачи:
1. Показать педагогам практические приёмы мотивации детей с ТНР.
2. Дать представление о видах мотивации детской деятельности.
3. Повысить практические умения педагогов в применении методов и приёмов мотивации.
План тренинга:
1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.
2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.
3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников с ТНР.
4. Практическая работа логопедов.
Оборудования и материал: ноутбук, проектор, колонки, презентация тренинга, цитаты, картинки «Приветствие», карточки-картинки ,«Сказки о себе», зеркало, ручка. зонды, игрушки-персонажи для показа, карточки «Указывая ошибки - отметьте улучшения», картинки: чемодан, мясорубка, корзина, магниты.
Актуальность.
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.
Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт речевой деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
Ход тренинга:
Логопед: Добрый день, уважаемые педагоги! Приветствую Вас, давайте и Вы поприветствуйте друг друга.
(Показ картинок, можно и словесно, педагоги приветствуют друг друга рукопожатием, обьятиями. похлопыванием по плечу и другими способами приветствия) Итак, мы начинаем.
Любая педагогическая деятельность, должна способствовать развитию детей. Дети должны не только выполнять всё то, что от них требуется, но и переносить полученные умения и знания в свою самостоятельную и конечно же речевую деятельность. Накапливая тем самым, свой жизненный опыт.
1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей.
В педагогической литературе выделяют 2 вида мотивации:
1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят или подарят).
2. Внутренняя мотивация - (положительная или отрицательная).
Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).
Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут).
Позитивная мотивация у дошкольников остаётся актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые.
Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.
Приём – вариант применения данного метода.
1. Словесные методы:
беседа
разговор
чтение
рассказывание стихотворений
рассматривание картинки
чтение художественной литературы
пересказы текстов
2. Наглядные методы:
показ игрушек, предметов
наблюдение явлений природы, труда взрослых, за детской деятельностью
рассматривание живых объектов
показ образца(показ проектов)
использование кукольного театра, фланелеграфа
ИКТ
3. Практические методы:
упражнения (оказание помощи)
совместные действия логопеда и ребёнка
выполнение поручений
4. Игровые методы:
дидактические игры
подвижные игры
игры-забавы
инсценировки
словесные
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучая, решая проблемы игрушки.
Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь ей могут только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке?
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей и они будут ждать эту игрушку.(У меня такие игрушки есть: Гном-Граматей, Малыш-Глупыш, Всёзнайка, Мальчик с девочкой, кукольный театр, кукла-трансформер Маша)
4. Во время работы, у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь.)
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Внимание, вопрос: Используете ли ВЫ, как логопеды данную мотивацию? В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?
Примеры ответов педагогов: (На индивидуальных и фронтальных занятиях, в любой коррекционной деятельности)
Ситуация: Маша забыла, что такое Звук и Буква? Помогите ей.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Создание мотивации строится по схеме:
1.При первой встрече с ребёнком, я всегда прошу помочь мне научить его правильно говорить и предлагаю ему свою дружбу. И вот момент: наше с ним рукопожатие, улыбочка в зеркало, обнимашки: плечом, ножками и т. д.
2. Каждому ребёнку нужен подход, контакт (не забывайте это дети с ТНР)
3. Надо дать понять ребёнку, что результат достигнут путём совместных усилий, к нему пришли мы вместе.
Внимание, вопрос: Можно использовать данную мотивацию на занятиях с логопедом?
Примеры ответов педагогов:
Ситуация: К нам на занятие пришёл (любой персонаж), он не умеет выговаривать звук…,надо ему помочь.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?
Примеры ответов педагогов: В игровой и образовательной деятельности, старших и подготовительных группах.
Ситуация: Ребята, наш Малыш-Глупыш хочет научиться говорить слово Дед Мороз, поможем ему?
Четвёртый тип мотивации «Создание продукта своими руками и для себя» Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей, сделать что-то для собственного действия, для своих близких, друзей, педагогов.
Дети искренне гордятся своими действиями и охотно пользуются ими.( в моей практике это проекты, участие в выставках и конкурсах)
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям и их родителям, воспитателям, какой либо продукт, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных?
2. Далее объясняете всем желающим, как это делается .
3. Родители, дети (воспитатели, логопед) включаются в процесс. Гордость за проделанную работу ( мы с мамой, с папой, бабушкой и всей семьёй, в этом году услышала папа сделал работу, готовя проект:» Овощи и Фрукты» – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию нам логопедам?
Примеры ответов педагогов: Проектная деятельность, ориентировка, логика, художественное творчество.
Ситуация: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая книга!! Эту книгу дети сделали своими руками. а вы хотите сделать такую же? Показываете, как можно её изготовить. И вот у нас готова книга ко Дню Матери:» Каждый хвалит свою Маму»
Следуйте соблюдению следующих принципов мотивации:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.
Игра – основной вид деятельности дошкольников.
Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей.
К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
- должны соответствовать возрасту детей;
- должны быть эстетичными,
- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
- должны иметь обучающую ценность,
- должны быть реалистичными;
- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.
- игровых персонажей не должно быть слишком много.
Например, на занятия могут прийти и их личные игрушки, попросить о помощи и.т.п.
Внимание вопрос:
Какие игрушки – персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?
3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников.
Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются в детском саду. С целью оптимизации процесса умственного и речевого развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы.
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками с ТНР? (ответы слушателей)
4. Практическая работа педагогов.
1 Упражнение «Каждый воспитатель – артист"
Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:
а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.
б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.
2 Упражнение «Художественное слово в работе с детьми»
Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.
3 Упражнение «Сказки о себе» (с карточками-картинками, с предметами)
Предложить поставить себя на место какой-нибудь предмета, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.
Например: (Взять ручку, зеркало).
Я зеркало, такое квадратное и симпатичное сделанное из экокожи. Многие люди дружат со мной и я им приношу радость. Мальчики и девочки, показывают мне свои красивые зубки, язычок и улыбочку. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Давайте будем любоваться и восхищаться собой, глядя в меня.
4 Упражнение «Выбор темы»
Как натолкнуть детей на выбор темы (проекта, или какого либо продукта)? Как, смотивировать их на выбор? Из опыта работы педагогов (Обмен опытом работы).
5 Упражнение «Указывая ошибки - отметьте улучшения» (допиши высказывания, карточки).
Довольно часто логопеды, специалисты, воспитатели, и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.
Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:
1. Пусть ошибок еще много, но… ( они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше).
2. Пусть трудностей еще немало, но… ( ведь ты продвинулся далеко вперед).
3. Пусть не все еще удается, но… ( обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны изменения и успехи).
Блиц-опрос «СИТУАЦИИ»
1 ситуация: У ребёнка не получается выполнить упражнение: «Лошадка» «Грибок» Ваши действия?
Варианты решения проблемы:
1. Предложите выполнить более легкий вариант.
2. Попросите повторить за вами и похвалите, если даже выполнено не верно.
2 ситуация: Вы читаете детям короткий рассказ. Ребята не могут пересказать, тогда что выделаете?
Варианты решения проблемы:
1. Повторно читаете текст.
2. Упрощаете .
3. Просите ребят при помощи знаков и символов пересказать?
3 ситуация: На занятии многие ребята выкрикивают. Что вы будете делать?
1. Поощряете вступление с вами в диалог.
2. Замолкаете.
3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия.
4 ситуация: Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы к этому отнесётесь?
Варианты решения проблемы:
1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.
2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.
3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»
Предлагаются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на семинаре-практикуме и оставить свой отзыв на любой из них.
Логопед: Благодарю Вас за активное участие в моём тренинге, надеюсь, что информация была для Вас полезной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы в обучении детей старшего возраста (5-7 лет) композиционному построению пейзажа с использованием различных техник изображения.
Для всех педагогов актуальна проблема передачи трёхмерного пространства на плоскости листа в детских рисунках. Многие дети изображают пространство земли и неба в виде узких полос вверху и внизу листа....
Нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми старшего возраста
Некоторые нетрадиционные приемы и методы работы с детьми старшего возраста для развития слухового развития и фонематического восприятия. Работа с ребе...
Консультация для педагогов "Методы и приёмы математического развития детей старшего дошкольного возраста, структура занятия"
Основные структурные компоненты компоненты занятия это: организация детей (вводная часть), основная и заключительная части. Раскрывается значение этих компонентов занятия. И как лучше их проводить. Оп...
"Мотивация к игровой деятельности. Формы и методы мотивации"
Презентация для воспитателей ДОУ "Мотивация к игровой деятельности. Фрмы и методы"...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
"Использование нетрадиционных приёмов создания игровой мотивации на логопедических занятиях"
Коррекция нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет большое значение в жизни ребёнка....
«Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи»
Пётр Яковлевич Гальперин считал, что «… главное в учении – это возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие познавательного интереса». Высокая по...