Тренинг «Приёмы и методы мотивации старших дошкольников с ТНР»
проект по логопедии (старшая группа)

Тягнирядно Наталья Олеговна

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности логопедов в ходе проведения НОД, совершенствование  методики проведения образовательной деятельности путём применения подходящих  методов и приёмов мотивации старших дошкольников  с ТНР.

 

Задачи:

1. Показать педагогам практические приёмы мотивации детей  с ТНР.

2. Дать представление о видах  мотивации детской деятельности.

3. Повысить практические умения педагогов в применении методов и приёмов мотивации.

 

 

План тренинга:

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ,  как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников с ТНР.

4. Практическая работа логопедов.

 

Оборудования и материал: ноутбук, проектор, колонки, презентация тренинга,  цитаты, картинки «Приветствие»,  карточки-картинки ,«Сказки о себе», зеркало, ручка. зонды, игрушки-персонажи для показа, карточки «Указывая ошибки - отметьте улучшения»,  картинки: чемодан, мясорубка, корзина, магниты.

 

Актуальность.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные  цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт речевой  деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №14 общеразвивающего вида

 

Тренинг

«Приёмы и методы мотивации старших дошкольников  с ТНР»

Подготовила и провела: Тягнирядно. Н.О.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности логопедов в ходе проведения НОД, совершенствование  методики проведения образовательной деятельности путём применения подходящих  методов и приёмов мотивации старших дошкольников  с ТНР.

Задачи:

1. Показать педагогам практические приёмы мотивации детей  с ТНР.

2. Дать представление о видах  мотивации детской деятельности.

3. Повысить практические умения педагогов в применении методов и приёмов мотивации.

План тренинга:

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ,  как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников с ТНР.

4. Практическая работа логопедов.

Оборудования и материал: ноутбук, проектор, колонки, презентация тренинга,  цитаты, картинки «Приветствие»,  карточки-картинки ,«Сказки о себе», зеркало, ручка. зонды, игрушки-персонажи для показа, карточки «Указывая ошибки - отметьте улучшения»,  картинки: чемодан, мясорубка, корзина, магниты.

Актуальность.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные  цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт речевой  деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Ход тренинга:

Логопед: Добрый день, уважаемые педагоги! Приветствую Вас, давайте и Вы поприветствуйте друг друга.

(Показ картинок, можно и словесно, педагоги приветствуют друг друга рукопожатием, обьятиями. похлопыванием по плечу и другими способами приветствия) Итак, мы начинаем.

Любая педагогическая деятельность, должна способствовать развитию детей. Дети должны не только выполнять всё то, что от них требуется, но и переносить полученные умения и знания в свою самостоятельную и конечно же речевую деятельность. Накапливая тем самым, свой жизненный опыт.

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей.

В педагогической литературе выделяют 2 вида мотивации:

1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят или  подарят).

2. Внутренняя мотивация - (положительная или отрицательная).

Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут).

Позитивная мотивация у дошкольников остаётся актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения  в обучение уже с детского возраста. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Приём  – вариант применения данного метода.

1. Словесные методы:

беседа

разговор

чтение

рассказывание стихотворений

рассматривание картинки

чтение художественной литературы

пересказы текстов

2. Наглядные методы:

показ игрушек, предметов

наблюдение явлений природы, труда взрослых, за  детской деятельностью

рассматривание живых объектов

показ образца(показ проектов)

использование кукольного театра, фланелеграфа

ИКТ

3. Практические методы:

упражнения (оказание помощи)

совместные действия логопеда и ребёнка

выполнение поручений

4. Игровые методы:

дидактические игры

подвижные игры

игры-забавы

инсценировки

словесные

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучая, решая проблемы игрушки.

Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь ей могут только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке?

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей и  они будут ждать эту  игрушку.(У меня такие игрушки есть: Гном-Граматей,  Малыш-Глупыш,  Всёзнайка,  Мальчик с девочкой,  кукольный  театр, кукла-трансформер  Маша)

4. Во время работы, у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь.)

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Внимание, вопрос:   Используете ли ВЫ, как логопеды данную мотивацию? В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Примеры ответов педагогов: (На индивидуальных и фронтальных занятиях, в любой коррекционной деятельности)

Ситуация: Маша забыла, что такое Звук и Буква? Помогите ей.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Создание мотивации строится по схеме:

1.При первой встрече с ребёнком,  я всегда прошу помочь мне  научить его правильно говорить и предлагаю ему  свою дружбу. И вот момент: наше с ним рукопожатие,  улыбочка в зеркало, обнимашки:  плечом, ножками  и т. д.

2. Каждому ребёнку нужен подход, контакт (не забывайте это дети с ТНР)  

3. Надо дать понять ребёнку, что результат  достигнут путём совместных усилий,  к нему пришли  мы  вместе.

Внимание, вопрос:  Можно использовать данную мотивацию на занятиях с логопедом?

Примеры ответов педагогов:

Ситуация: К нам на занятие пришёл (любой персонаж), он не умеет выговаривать звук…,надо ему помочь.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Примеры ответов педагогов: В игровой и образовательной  деятельности, старших и подготовительных  группах.

Ситуация: Ребята, наш Малыш-Глупыш хочет научиться говорить слово Дед Мороз, поможем ему? 

Четвёртый тип мотивации «Создание продукта своими руками и  для себя»  Основан  на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей, сделать что-то  для собственного действия,   для своих близких, друзей, педагогов.

 Дети искренне гордятся своими действиями  и охотно пользуются ими.( в моей практике это проекты, участие в выставках и конкурсах)

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям и их родителям, воспитателям, какой  либо продукт, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой  же для себя или для своих родных?

2. Далее объясняете всем желающим, как это делается .

3. Родители, дети (воспитатели, логопед) включаются в процесс.  Гордость за проделанную работу ( мы с мамой, с папой, бабушкой и всей семьёй, в этом году услышала папа сделал работу, готовя проект:» Овощи и Фрукты» – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию нам логопедам?

Примеры ответов педагогов: Проектная деятельность,  ориентировка, логика,  художественное творчество.

Ситуация: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая книга!! Эту  книгу дети сделали своими руками. а  вы хотите сделать такую же? Показываете, как можно её  изготовить. И вот у нас готова книга ко Дню Матери:» Каждый хвалит свою Маму»

Следуйте  соблюдению  следующих принципов мотивации:

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

Игра – основной вид деятельности дошкольников.

 Использование игровых персонажей и игровая мотивация   взаимосвязаны.  Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей.

 К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

- должны соответствовать возрасту детей;

- должны быть эстетичными,

- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- должны быть реалистичными;

- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.

- игровых персонажей не должно быть слишком много.

Например, на занятия могут прийти и их личные игрушки, попросить о помощи и.т.п.

Внимание вопрос:

Какие игрушки – персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ,  как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников.

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются в детском саду. С целью оптимизации процесса умственного и речевого  развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы.

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками с ТНР? (ответы слушателей)

4. Практическая работа педагогов.

1 Упражнение «Каждый воспитатель – артист" 

Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.

б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.

2 Упражнение «Художественное слово в работе с детьми»

 Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

3 Упражнение «Сказки о себе» (с карточками-картинками, с предметами)

Предложить поставить себя на место какой-нибудь предмета, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: (Взять ручку, зеркало).

Я зеркало, такое квадратное и симпатичное сделанное из  экокожи. Многие люди дружат со мной и я им приношу радость. Мальчики и девочки, показывают мне свои красивые зубки, язычок и улыбочку. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Давайте будем любоваться и восхищаться собой, глядя в меня.

4 Упражнение «Выбор темы»

Как натолкнуть детей на выбор темы (проекта,  или какого  либо продукта)? Как, смотивировать  их на выбор? Из опыта работы педагогов (Обмен опытом работы).

5 Упражнение  «Указывая ошибки - отметьте улучшения» (допиши высказывания, карточки).

Довольно часто логопеды, специалисты, воспитатели,  и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок еще много, но… ( они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше).

2. Пусть трудностей еще немало, но… ( ведь ты продвинулся далеко вперед).

3. Пусть не все еще удается, но… ( обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны изменения и успехи).

Блиц-опрос «СИТУАЦИИ»

1 ситуация: У ребёнка не получается выполнить упражнение: «Лошадка» «Грибок» Ваши действия?

Варианты решения проблемы:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите повторить за вами и похвалите, если даже выполнено не верно.

2 ситуация: Вы читаете детям  короткий рассказ. Ребята  не могут пересказать, тогда что выделаете?

Варианты решения проблемы:

1. Повторно читаете текст.

2. Упрощаете .

3. Просите ребят при помощи знаков и символов пересказать?

3 ситуация:  На занятии многие ребята выкрикивают. Что вы будете делать?

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

2. Замолкаете.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия.

4 ситуация: Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы к этому отнесётесь?

Варианты решения проблемы:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

Предлагаются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на семинаре-практикуме и оставить свой отзыв на любой из них.

Логопед: Благодарю Вас за активное участие в  моём  тренинге, надеюсь, что информация была для Вас полезной.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы в обучении детей старшего возраста (5-7 лет) композиционному построению пейзажа с использованием различных техник изображения.

Для всех педагогов актуальна проблема передачи трёхмерного пространства на плоскости листа в детских рисунках. Многие дети изображают пространство земли и неба в виде узких полос вверху и внизу листа....

Нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми старшего возраста

Некоторые нетрадиционные приемы и методы  работы с детьми старшего возраста для  развития слухового развития и фонематического восприятия.         Работа с ребе...

Консультация для педагогов "Методы и приёмы математического развития детей старшего дошкольного возраста, структура занятия"

Основные структурные компоненты компоненты занятия это: организация детей (вводная часть), основная и заключительная части. Раскрывается значение этих компонентов занятия. И как лучше их проводить. Оп...

"Мотивация к игровой деятельности. Формы и методы мотивации"

Презентация  для воспитателей ДОУ "Мотивация к игровой деятельности. Фрмы и методы"...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

"Использование нетрадиционных приёмов создания игровой мотивации на логопедических занятиях"

Коррекция нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет большое значение в жизни ребёнка....

«Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи»

Пётр Яковлевич Гальперин считал, что «… главное в учении – это возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие познавательного интереса». Высокая по...