Презентация "Методики и пособия по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ТНР"
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)
В презентации представлен обзор методик и пособий по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_korrektsii_slogovoy_struktury_slova.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слоговая структура слова - характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов. Слог является минимальным сегментом ритмической организации речи
Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе По материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам: 1 г. 3 мес— 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту 1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко); 1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах; 2 г. 1 мес. – 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась); 2 г. 3 мес. – 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Примеры нарушений слоговой структуры слова элизия (пропуск звуков, слогов) моток (молоток) метатезис (перестановки слогов/звуков) деворе деверо (дерево) ассимиляция (уподобление одного слога другому) прогрессивная кокодец (колодец) и регрессивная лолодец персеверация (повторение) гугусеница/гусениница (гусеница) упрощение кластеров (выпадение одного согласного из стечения) капута (капуста) тенденция к конечному открытому слогу (добавление гласной в конце слова) банана (банан) итерация (увеличение/сокращение слогов за счет добавления/опущения гласной) балакон (балкон) пинино (пианино) контаминация (слияние двух слов) холодильница (холодильник+хлебница) субституция (замещение слога/звука) даван/ виван (диван)
14 классов слоговой структуры слова по А.М.Марковой 1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети). 2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина). 3. Односложные слова (дом, мак). 4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель). 5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка). 6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан). 7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон). 8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки). 9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник ). 10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка). 11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф). 12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт). 13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка). 14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Коррекционная работа
Методики коррекции Маркова А.К. Бабина Г.В ., Сафонкина Н.Ю. Большакова С.Е. Ткаченко Т.А. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Четверушкина Н.С. Травкина Ж. А. Агранович З.Е. Крупенчук О.И.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Учебно-методический комплект: учебно-методическое пособие альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности картинный материал для проведения игр
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Учебно-методическое пособие состоит из трех разделов: теоретические основы, составляющие научную базу проблемы обследования и формирования слоговой структуры слова методики обследования процессов восприятия и проговаривания слов, состояния оптико-пространственной ориентации, сложных параметров серийных движений и действий основные направления коррекционной работы, комплексы игр, игровых приемов и упражнений
Ткаченко Т.А. Основные тезисы: - коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения. - ведущее место в системе коррекционных упражнений отводится отработке слогов и слов со стечением согласных звуков. - одно из важных условий – опора на слуховое, зрительное и кинестетическое восприятие (авторская специальная методика).
Большакова С.Е. Учебно-методический комплект включает в себя: - методическое пособие «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» - демонстрационный материал «Формируем слоговую структуру слова» - методическое пособие «Формирование мелкой моторики рук»
Большакова С.Е. В пособии уделяется внимание развитию предпосылок формирования слоговой структуры: оптико и сомато -пространственные представления ориентация в двухмерном пространстве динамическая и ритмическая организация движений Автор предлагает приемы мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. (2007год издания) В пособии представлен систематизированный речевой и дидактический материал, с учетом классификации продуктивных классов, разработанной А.К.Марковой , начиная с отработки звукоподражания.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание»
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. (2007год издания) Речевой материал соблюдает систематизацию: блоки по автоматизации звуков, исключающие слова с другими, трудными для детей звуками; чистоговорки (с автоматизируемыми звуками)
Четверушкина Н.С. В пособии изложена система упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. В основе системы лежит лексико-грамматический подход к коррекции и развитию устной речи.
В книге содержится большой практический материал в виде разнообразных игр и игровых упражнений
«Кого ты видишь?» 2 класс слоговой структуры К пособию прилагается обширный картинный материал к упражнениям (около 500 иллюстраций) Упражнение «В деревне» 7 класс слоговой структуры
«Выбери команду» - я пою 1 класс слоговой структуры «Бабушкино угощенье» 9 класс слоговой структуры «Выбери картинку» 8 класс / 3 класс слоговой структуры
Пособия Травкиной Ж. А. группа вконтакте «Современные логопеды» Кнопки – переключалки (6 стр.) Формирование слоговой структуры (48 стр.) Сложи слово (48 стр.) Звукоподражания (8 стр.) Один-два- много (48 стр.) Ритмы (4 стр.) Слоговые упражнения (42 стр.)
Пособие «Слоговые упражнения» Предназначено для: Формирования слоговой структуры слова на начальных этапах работы Коррекции звукопроизношения
Пособие «Кнопки- переключалки »
Картинный материал подобран в соответствии с классификацией А.К. Марковой с 1 по 14 класс слоговой структуры слов. Картинки поделены на части, согласно количеству слогов в слове, учтено ударение. Пособие «Сложи слово»
Дидактическое пособие «Структура слова» Слова систематизированы с учетом ударения в каждом классе слоговой структуры. В процессе подготовки материала использовались методы работы Т.Н.Новиковой -Иванцовой. Классификация слов Марковой А.К.
Дидактическое пособие «Структура слова» К каждому классу существительных подобран глагол ( в картинке), что предполагает составление фразы (глагол + существительное в именительном и косвенных падежах) уже на самых первых этапах работы.
Пособие «Один-два-много» Иллюстрации подобраны в соответствии с классификацией А. К. Марковой с 1 по 14 класс, предназначено для работы над категорией множественного числа существительных. Примерные задания: «Мой, моя, моё, мои» С глаголом «вижу» (винительный падеж)
Пособие «Один-два-много» Иллюстрации подобраны в соответствии с классификацией А. К. Марковой с 1 по 14 класс, предназначено для работы над категорией множественного числа существительных. Примерные задания: «Мой, моя, моё, мои» С глаголом «вижу» (винительный падеж) «Посчитай, 1-2-5»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.
Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...
Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...
Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
При подготовке ребенка с ТНР к школе необходимо поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...
«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР"
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, у которых нарушено формирование всех сторон речи. (слайд 2) Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возрас...
из опыта работы: Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста.
Рекомендации по организации коррекционной работы с воспитанниками, имеющими нарушения звукослоговой структуры слова....
Индивидуальный план по самообразованию: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста».
Разработать систему коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста....