Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Липухина Татьяна Валентиновна

Конспект фронтального занятия в подготовительной грууппе компенсирующей напрвленности по обученю грамоте "Звуки Д, Дь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d_d_s_lepbukom.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 26»

НОД в подготовительной группе

по обучению грамоте  

«Звуки Д   Д’»

                                                                                 Подготовила учитель-логопед

                                                                                 Т.В.Липухина


Озёрск,2022 год

Цели занятия:

Коррекционно-образователъная:

—        познакомить детей со звуками Д и Дь, научить различать их по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в определении места звуков в словах;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему.

Коррекционно-воспитателъная:

—        воспитывать у детей аккуратность при использовании раздаточного материала.

Оборудование: зеркала, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Д, Дь; буква Д, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы и схемы предложения, лепбук по автоматизации звуков.

Ход занятия

1.        Развитие общей моторики.

На поляне перезвон -                            Дети стоят парами лицом друг другу       Это пилят старый клен.                        и изображают как пилят двуручной Поперечная пила                                         пилой

Охватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол                 Встают лицом в круг, руки на поясе.

И пошел, пошел, пошел.                         Медленно выполняют наклон левую

Грянул назем левым боком                     сторону, ложатся на левый бок,

Утонул в снегу глубоком                        вытягиваются.

                      С.Маршак

2.        Развитие мелкой моторики.

Нам нужны такие вещи                             Загибают пальцы на обеих руках,

Молоток, тиски и клещи                           начиная с мизинцев на каждое

Ключ, напильник                                       название инструмента.

И ножовка                                                   Показывают как пилят пилой.

И всего скорей сноровка.                          Сжимают и разжимают кулаки.                                

                                Б.Заходер

3. Массаж лица.

Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание (по общим правилам).

4.        Развитие мимических мышц.

Закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови; надуть правую щеку, левую щеку; втянуть правую щеку, левую щеку.

5.        Развитие артикуляционной моторики.

Работа с лепбуком (ребенок берет определенную картинку на артикуляционное упражнение, выполняет его и прилепляет на табло)  

  • «Улыбка»-«Трубочка».
  • «Маляр»-«Окошко»
  •  «Качели»-«Часики»
  • «Мячик»-«Грибочек»
  • «Блинчик»-«Иголочка»

6.        Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение «Петух»
— встать прямо, ноги

врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, вдыхая, произносить: ку-ка-ре-ку (5 раз).

7.        Объявление темы занятия.

Дети рассматривают картинки для звукоподражания. Логопед: Большой дятел стучит: д-д-д, а маленький за ним повторяет, но у него получается: дь-дь-дь. Со звуками большого и маленького дятла мы сегодня познакомимся на занятии и будем учиться их различать.

8.        Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков Д, Дь с наблюдением за положением артикуляции в зеркале и при тактильно-вибрационном контроле (рука на горлышке). Характеристика звуков Д, Дь.

Звук Д — согласный, твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

Звук Дь — согласный, мягкий, звонкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.

Чем эти звуки похожи, а чем они отличаются?

9.Связь звуков и буквы.

Дети рассматривают букву Д, а логопед говорит:

Д — это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

В. Степанов

10. Развитие фонематического слуха.

Произнесение слоговых рядов вслед за логопедом:

да — ду — ди — да

ди — ди — ду — да

де — ди — дэ — до. И т.д.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Встали дети — потянулись,

Раз — нагнулись,

Два — нагнулись,

Чтоб до неба нам достать,

Нужно на носочки встать.

11.Закрепление звуков в слогах.

Звуковой анализ слогов ДО, ДИ. Выкладывание схемы этих слогов.

12.Закрепление звуков в словах.

Работа с лепбуком.

Назвать слово. Определить какой звук находится в слове и положить его в нужную схему нахождения звука в слове

Звуковой анализ слова дом с последующим выкладыванием схемы слова и указанием заданных звуков на схеме.

13. Закрепление звуков в предложениях.

Составление предложений со словами дрель и гвозди. Анализ составленных предложений. Выкладывание графической схемы с последующим анализом: «Скажите, какое по счету в этом предложении слово дрель?» И т.д.

14.Закрепление звуков в тексте.

Выделение из текста слов со звуком Д и Дь.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом,

День долбил, Два долбил –

В небо носом угодил.

С. Маршак

15.Итог занятия.

Логопед: Назовите любимый звук большого дятла. (Звук Д.) Дайте ему характеристику.

Назовите любимый звук маленького дятла. (Звук Дь.) Дайте ему характеристику.

Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?

16. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...