Буклет "Развиваем фонематический слух у детей"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данный материал можно использовать для консультационной работы с родителями учителям-логопедам, влспитателям, дефектологам. В нем представлена небольшая подборка простых и эффективных упражнений для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, которые можно проводить в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_fonematicheskiy_sluh.docx | 236.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки.
Цель данных игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
«Кто сказал «Мяу?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных. Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
«Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.
«Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
«Послушай и назови нужное слово»
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
«Назови одинаковый звук в словах»
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
«Назови первый звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Взрослый показывает игрушку или какой-то предмет, например, собаку и предлагает определить, с какого
звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
«Отвечай – не торопясь»
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.
Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
- Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
- Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
«Поймай слово»
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а ты составь из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
«Разбросай слово»
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
«Крестики – нолики»
Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.
У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если взрослый произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
Х | О | Х |
Х | Х | Х |
О | Х | О |
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 5
учитель-логопед: Колпакова Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....