Статья на тему: "Межполушарное взаимодействие"
статья по логопедии

Новоселова Елена Георгиевна

Статья на тему:

«Межполушарное взаимодействие».

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи и тетради с картинками  для развития межполушарного взаимодействия. Что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны.  А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы?  И, наконец, как их развивать?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

 За что отвечает правое полушарие:

  •  обработка невербальной информации, эмоциональность;
  • музыкальные и художественные способности;
  • ориентация в пространстве;
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
  • обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
  • воображение;
  • отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

  • логика, память;
  • абстрактное, аналитическое мышление;
  • обработка вербальной информации;
  • анализ информации, делает вывод;
  • отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации, и у ребенка возникают сложности в обучении, а это проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения желательно каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым, даже если со сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

Зеркальное рисование. Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные - зеркальные рисунки.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/06/s_5cd069b27830e/img22.jpg

«Нос – ухо» Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8 повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e23/000bba6a-a0556fd8/hello_html_m6744945.jpg

Улучшить взаимодействие между полушариями поможет рисование обеими руками. Существуют специальные прописи с игровыми заданиями, в которых нужно раскрашивать, штриховать, обводить рисунки левой и правой рукой поочередно или одновременно. Они помогают синхронизировать работу глаз и рук, улучшить координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также            подготовить дошкольников к обучению в школе.               https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1108934/pub_5d3ca888bc228f00c17ab9eb_5d3eb4ebecfb8000acbcbb73/scale_1200

                    https://sun3-10.userapi.com/c849336/v849336033/1304be/6XLB7nScAcQ.jpg

https://sun3-10.userapi.com/c848524/v848524033/136ed3/MFV1-WIbs2s.jpg

Упражнение "Лезгинка". Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/06c6/000ee75d-a1d25bd8/img15.jpg

Колечко. Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Упражнение выполняется с каждой рукой отдельно, затем вместе. Отлично подходит для такого упражнения пальчиковая гимнастика «Кукушка», где работают обе руки параллельно,  пальцы поочередно здороваются друг с другом.

 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/06c6/000ee75d-a1d25bd8/img13.jpg

В начале для детей это упражнение кажется очень сложным, но как только движения становятся отработанными, слова выученными наизусть, то процесс приветствия пальчиков под интересную рифму становится не просто интересным и увлекательным, а одним из самых любимых.

«Перекрёстное движение  или Крестик…». Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f18/00012087-3b3698cb/img79.jpg

«Змея». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e8f/000c6a9e-a50c2615/hello_html_m2410384e.jpg

 «Восьмёрка горизонтальная» В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе. Важно следить глазами за движениями рук.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/06/s_5cd069b27830e/img20.jpg

 

«Лягушка»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/98843/pub_5d3ca888bc228f00c17ab9eb_5d3eb5399f272100ad019c05/scale_1200

 

Игра "Опиши, что вокруг". На улице, попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.

«Ребро, кулак, ладонь». 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/235144/pub_5d3ca888bc228f00c17ab9eb_5d3eb5c7f8ea6700ae171f85/scale_1200

 

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью. Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности. Работать по старинке уже неоправданно. К сожалению, многие родители и некоторые педагоги не понимают этого. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее полушарие берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

Главные признаки слабого развития межполушарных связей у детей:

1.Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет.

2.Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.

3.В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий.

4.После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место. Основные причины слабого развития межполушарных связей:

1.Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария.

2.Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга.

3.Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.

Как и зачем развивать межполушарные связи?

 Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Улучшают взаимодействие полушарий: пальчиковая гимнастика; логоритмика; дидактические игры и задания; кинезиологические упражнения; арикуляционная и дыхательная гимнастика; самомассаж; творческие занятия под классическую музыку (Моцарта, Шопен, Бах и др композиторов). От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.

 Основа развития межполушарных связей – кинезиологические упражнения. Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и поддержании физического здоровья через двигательные упражнения. Рассмотрим основные упражнения и игры, которые можно выполнять в домашних условиях: «Кнопки мозга», «Перекрестные шаги», «Ленивые восьмерки», и мн.др. Упражнение «Кнопки мозга»  выполняется сидя  или стоя. Необходимо поставить ноги параллельно друг другу. Колени расслаблены. Попросите ребенка положить руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки ему нужно массировать углубления между 1 и 2 ребром под ключицами справа и слева от грудной клетки. Через 2–3 минуты руки следует поменять. «Перекрестные шаги». Положение – стоя или сидя. Необходимо коснуться локтем левой руки правого приподнятого колена. Затем повторить упражнение с правым локтем и левым коленом. Важно соблюдать медленный темп и чувствовать, как напрягаются мышцы живота. «Ленивые восьмерки». Ребенку нужно вытянуть перед собой руку, чуть согнув ее в локте. Ладонь сжата в кулак, перед глазами большой палец. Попросите медленно рисовать им перевернутую восьмерку (знак бесконечности), одновременно провожая палец глазами. Мышцы шеи при этом должны быть расслаблены, а голова – оставаться неподвижной. Движения нужно повторить по 3 раза каждой рукой, а затем сцепить пальцы в замок, сложить большие пальцы крестиком и сосредоточится на точке их соединения. Подобным образом можно делать упражнение для письма, рисуя 8 на листе бумаги. После 4 повторов каждой рукой нужно соединить крестом указательные пальцы.
Полезные упражнения рекомендуется чередовать с играми. Ребенок с удовольствием согласится поиграть и весело провести время с родителями или со своими сверстниками. Развить межполушарные связи в домашних условиях помогут следующие игры: Настольная игра «Флэш». Игрокам раздаются карточки с различными изображениями. Нужно найти совпадающие на 2 карточках рисунки и быстрее всех назвать. Быстрая игра в дороге, на прогулке, в очереди. Попросите ребенка в течение 2 минут называть все предметы, что он видит. Нужно перечислять их быстро и не повторяться. Веселый танец. Взрослый выполняет ряд простых движений перед ребенком, а ему нужно повторить их наоборот. Например, ведущий делает шаг вперед, а ребенок назад, поднимает руки вверх – ребенок опускает, приседает – ребенок подпрыгивает. Играть нужно под ритмичную музыку.

Пример прописей: Полезные игры, задания и упражнения вы найдете в следующих пособиях: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», Трясорукова Т.П.; «Графомоторика», Давыдова О.А.; «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления», Давыдова О.А.; «Волшебные обводилки», Г.М. Зегебарт;

«Нейропрописи: развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков», Ирина Праведникова.

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными межполушарными тренажерами. Приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта с бегунками. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно, двигаясь от центра лабиринта к краю или наоборот. Существуют доски для рук и для ног (балансир). Рекомендуются для занятий с детьми старше 5 лет. Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания, и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, улучшатся память и внимание, повысится стрессоустойчивость.

 При наличии выраженных симптомов, коррекцию слабости межполушарных связей лучше доверить специалистам: неврологам и  нейропсихологам.                                                                                    

Подготовила: учитель-логопед Новоселова Е.Г.

                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie.docx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему "Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи"

В статье описаны главные аспекты взаимодействия детского дошкольного учреждения с семьёй. предоставлены некоторые формы работы с семьёй, принципы взаимодействия с родителями....

Учебно-методическое пособие по теме:"Межполушарное взаимодействие"

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи и тетради с картинками  для развития межполушарного взаимодействия. Что же так...

Мастер-класс Тема:« Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Мастер-класс  Тема:«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителе...

Проект по теме: «Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

Происходящие изменения в обществе и принятый федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение ...

Мастер-класс для родителей на тему: «Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта детей с ТНР»

Мастер-класс для родителей на тему:«Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта детей с ТНР»                       ...