Информация для родителей будущих первоклассников. Формирование речевой готовности дошкольников к школе.
статья по логопедии (подготовительная группа)

раскрываются условия того, что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_dlya_roditeley.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для родителей будущих первоклассников.

Формирование речевой готовности дошкольников к школе.

Статья

Наиболее значимым для ребенка 6-7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определённый уровень развития речи.

В этом возрасте для детей становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова.

К 6-7 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, дошкольник активно использует различные средства: интонацию, мимику, жесты.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно выражает свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер.
Наличие даже небольших отклонений в развитии речи, ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. В семье ребёнка понимают с полуслова, однако со временем круг связей с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники и взрослые. В школе ребёнку придётся отвечать и задавать вопросы в присутствии других детей, читать вслух. Правильное произношение звуков особенно необходимо при овладении грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят.

 У детей с общим недоразвитием речи (нарушения произношения в сочетании с недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических средств) возникают большие трудности при чтении и письме, наблюдается бедность словаря, невозможность высказать свою мысль, грамотно её оформить. Трудности в выделении причинно-следственных связей приводят к непониманию текстов, условий задач.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

- Быть психически и соматически здоровым;

- Иметь нормальные умственные способности;

- Иметь полноценный слух и зрение;

- Обладать достаточной психической активностью;

- Обладать потребностью в речевом общении;

- Иметь полноценное речевое окружение.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе:

-создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

-проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

-не ругать ребёнка за неправильную речь;

-ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках, повторах слогов и слов;

-осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятия с педагогом;

Необходимо учитывать важность речевого окружения. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной. Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во- первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во- вторых есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе всех специалистов и родителей удаётся своевременно и качественно помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у будущих школьников с речевой патологией уверенность в своих возможностях!

 

Итак, к моменту поступления в школу ребенок должен:

Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с развитием действия.

Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей будущих первоклассников "Мальчики - девочки. Обучаемся в школе одинаково?"

Данная информация для родителей содержит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы об учёте пола и возраста ребёнка при поступлении в школу, об особенностях обучения лево- и правополушарных детей....

Информация для родителей будущих первоклассников

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ! Представляю Вашему вниманию мини-лекцию и тест для родителей по подготовке  детей  к школе....

«Формирование речевой готовности дошкольников к школе»

Готовность детей к школе формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определенный уровень ...

Презентация "Информация для родителей будущих первоклассников"

Презентация "Информация для родителей будущих первоклассников"...

Информация для родителей будущих первоклассников.

Материал от логопеда для будущих первоклассников....

Мастер — класс для родителей будущих первоклассников Тема: «Психологическая готовность к школе»

  Очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно как можно раньше воспитать определённые чер...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...