Автоматизация звука [л] в слогах, словах
план-конспект занятия по логопедии

Алтухова Оксана Алексеевна

Автоматизация звука [л] в слогах, словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_l_v_slogah_slovah.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука [л] в слогах, словах"

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах

Задачи:

- формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в слогах, словах.

-развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка понятия «правый» и «левый».

воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя,  воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л],  загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д.

Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность ребенка

Примечание

I. Организационный момент.

                1. Постановка темы и цели занятия.

– Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К  нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его на картинке. Поможем ему?

Картинка 1.

II. Основной этап.

– Сядем  ровно, спину держим правильно, руки на коленях.

1. Артикуляционная гимнастика.

– Для начала настроим язычок на работу.

«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк»,  «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]».

2. Упражнения на развитие силы голоса и выдоха.

Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!”

– Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать ?

Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”.

Громким

А-у-у-у!

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Саша, наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука,  который мы учимся правильно произносить.

– Правильно, тебе необходимо выложить  из чечевицы букву, обозначающую этот звук.

– Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л).

Это планета – Луна.

Выкладывание буквы.

Картинка 2.

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука.

– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л].

Что делают губы, когда мы произносим звук [л]?  Где находится язычок?

Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.

Картинка 3

Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.

4. Произношение звука в изолированном виде.

-Саша, произнеси звук [л]

Л-л-л

5. Акустическая характеристика звука.

– Саша, звук [л] произносится с преградой. Он какой?

– Соединим его с гласными 1 ряда.

 Как он будет звучать?

– Почему?

– Определи, пожалуйста, какого цвета фишка обозначает этот звук?

– Открываю следующую букву имени героя

Звук [л] согласный.

ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

Твёрдо.

Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука.

Синего.

буква У.

6. Развитие фонематического восприятия.

– Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].

Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.

– Открываю очередную букву имени героя (буква Н).

Игра «Поймай слово со звуком «л».

7. Динамическая пауза.

-давай ручками похлопаем, ножками потопаем, головкой покачаем и снова начинаем.

Ребенок выполняет движения согласно тексту.

8. Автоматизация звука [л] в слогах и словах.

-Саша, повторяй за мной.

ЛА́ ла            лаЛА́ ла

ло ЛО́            ло ло ЛО́

ЛУ́ лу лу       лу лу ЛУ́

лы ЛЫ́ лы    лы лы лы ЛЫ́

Игра «Найди букву»                                                    

– Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.

 

– Открываю букву имени (буква Т).

Ла-ла – лапы                  ла-ла – лампа

Ло-ло – лошадь             ло-ло -ложка  

Лу-лу – лук                    лу-лу – лупа

Лы-лы – лыжи              лы-лы – вилы

Картинка 4

Тренировка звука на аналогах слов. Повторение слогов, выделяя ударные голосом и хлопками.

10. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между».

– Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз;

– Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена.

Игра «Загадки звука Л».

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся  правильно ответить на них.

– Что находится справа от яблока?

– Что находится слева от куклы?

– Что находится под луком и справа от ложки?

– Что находится между лопаткой и молотком?

– Что находится под юлой и над вилкой?

Кристина выполняет.

Свёкла

Юла

Молоток

Лук

Яблоко

Картинка 5.

7. Игра «Четвертый лишний».

– Найди в  ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор.

Лось, белка, волк, лиса;

корова, белка, коза, собака.

– Открываю букву (буква И).

Лиса, потому что в этом слове звук [л] мягкий, а в остальных словах твердый.

Белка, потому  что в этом слове есть звук [л], а в остальных словах нет.

 

Картинка 6.

11. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами.  

-Саша, вот слоги:  МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ, нужно составить слова.

– Открываю последнюю букву (буква К).

– Теперь ты знаешь, как зовут нашего героя, его зовут – ЛУНТИК

Картинка 7

Картинка 8

III. Итог занятия.

– Какой звук закрепляли на занятии?

– Понравилось тебе занятие?

Картинка 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...