Автоматизация звука [л] в слогах, словах
план-конспект занятия по логопедии
Автоматизация звука [л] в слогах, словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_l_v_slogah_slovah.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука [л] в слогах, словах"
Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах
Задачи:
- формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в слогах, словах.
-развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка понятия «правый» и «левый».
воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.
Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л], загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д.
Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).
Ход занятия:
Деятельность учителя | Деятельность ребенка | Примечание |
I. Организационный момент. | ||
1. Постановка темы и цели занятия. | ||
– Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его на картинке. Поможем ему? | Картинка 1. | |
II. Основной этап. | ||
– Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях. | ||
1. Артикуляционная гимнастика. | ||
– Для начала настроим язычок на работу. «Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]». | ||
2. Упражнения на развитие силы голоса и выдоха. | ||
Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!” – Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать ? Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”. | Громким А-у-у-у! | |
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | ||
– Саша, наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука, который мы учимся правильно произносить. – Правильно, тебе необходимо выложить из чечевицы букву, обозначающую этот звук. – Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л). | Это планета – Луна. Выкладывание буквы. | Картинка 2. |
3. Акустико-артикуляционная характеристика звука. | ||
– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? | Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. | Картинка 3 Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя. |
4. Произношение звука в изолированном виде. | ||
-Саша, произнеси звук [л] | Л-л-л | |
5. Акустическая характеристика звука. | ||
– Саша, звук [л] произносится с преградой. Он какой? – Соединим его с гласными 1 ряда. Как он будет звучать? – Почему? – Определи, пожалуйста, какого цвета фишка обозначает этот звук? – Открываю следующую букву имени героя | Звук [л] согласный. ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Твёрдо. Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука. Синего. | буква У. |
6. Развитие фонематического восприятия. | ||
– Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л]. Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло. – Открываю очередную букву имени героя (буква Н). | Игра «Поймай слово со звуком «л». | |
7. Динамическая пауза. | ||
-давай ручками похлопаем, ножками потопаем, головкой покачаем и снова начинаем. | Ребенок выполняет движения согласно тексту. | |
8. Автоматизация звука [л] в слогах и словах. | ||
-Саша, повторяй за мной. ЛА́ ла лаЛА́ ла ло ЛО́ ло ло ЛО́ ЛУ́ лу лу лу лу ЛУ́ лы ЛЫ́ лы лы лы лы ЛЫ́ Игра «Найди букву» – Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.
– Открываю букву имени (буква Т). Ла-ла – лапы ла-ла – лампа Ло-ло – лошадь ло-ло -ложка Лу-лу – лук лу-лу – лупа Лы-лы – лыжи лы-лы – вилы | Картинка 4 Тренировка звука на аналогах слов. Повторение слогов, выделяя ударные голосом и хлопками. | |
10. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между». | ||
– Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз; – Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена. Игра «Загадки звука Л». – В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся правильно ответить на них. – Что находится справа от яблока? – Что находится слева от куклы? – Что находится под луком и справа от ложки? – Что находится между лопаткой и молотком? – Что находится под юлой и над вилкой? | Кристина выполняет. Свёкла Юла Молоток Лук Яблоко | Картинка 5. |
7. Игра «Четвертый лишний». | ||
– Найди в ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор. Лось, белка, волк, лиса; корова, белка, коза, собака. – Открываю букву (буква И). | Лиса, потому что в этом слове звук [л] мягкий, а в остальных словах твердый. Белка, потому что в этом слове есть звук [л], а в остальных словах нет.
| Картинка 6. |
11. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами. | ||
-Саша, вот слоги: МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ, нужно составить слова. – Открываю последнюю букву (буква К). – Теперь ты знаешь, как зовут нашего героя, его зовут – ЛУНТИК | Картинка 7 Картинка 8 | |
III. Итог занятия. | ||
– Какой звук закрепляли на занятии? – Понравилось тебе занятие? | Картинка 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...