Неговорящий ребенок: причины недостатков речевого развития, основные проявления, роль специалистов в данном вопросе.
статья по логопедии
В педагогической практике любой педагог рано или поздно сталкивается с «неговорящими» детьми или такими, чья речь не понятна окружающим. Не спешите делать поспешные выводы о сложности дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
negovoryashchiy_rebenok.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Неговорящий ребенок:
причины недостатков речевого развития,
основные проявления,
роль специалистов в данном вопросе.
В педагогической практике любой педагог рано или поздно сталкивается с «неговорящими» детьми или такими, чья речь не понятна окружающим. Не спешите делать поспешные выводы о сложности дефекта. Порой за акустической неразборчивостью скрываются легкие недостатки речи.
Итак, ребенок посещает детский сад не первый месяц, и вы замечаете, что его речь значительно отличается от речи других детей. Педагогическое заключение о сложности дефекта может сделать только логопед, а в сложных случаях психолого-медико-педагогическая комиссия. Вы должны объяснить родителям, что данное состояние не пройдет, необходима квалифицированная коррекционная помощь. Родители в свою очередь должны обратиться к следующим специалистам: психоневрологу, педиатру, психологу и логопеду. Скорее всего, педиатр расширит круг специалистов.
Недостатки речевого развития могут быть как первичным, так и вторичным дефектом. В результате комплексного обследования может выясниться, что причиной недостатков речевого развития является нарушение слуха. В зависимости от степени тугоухости ребенок может носить слуховой аппарат постоянно, временно или обходиться без него. Конечно, тотально глухие дети или дети с тяжелой степенью тугоухости должны посещать специализированный детский сад, потому что не смогут овладеть речью без специального обучения. При общении с тугоухими детьми необходимо соблюдать три правила. Во-первых, во время разговора не поворачиваться к ребенку спиной. Во-вторых, говорить четко на небольшом расстоянии. В-третьих, не говорить слишком громко, так как такие дети могут болезненно воспринимать очень громкие звуки.
Довольно распространенной в последнее время стала временная задержка речевого развития. Малыш упорно молчит до 2-3 лет. При этом обращенную речь понимает в полном объеме. У него выражена тенденция к спонтанному развитию. Характерны ошибки речи, свойственные детям младшего возраста. Данное состояние достаточно трудно диагностировать. Детей с временной задержкой речевого развития следует побуждать к высказываниям, создавая проблемные ситуации. Следует отметить, что у таких молчунов впоследствии речь развивается быстро и без коррекционных занятий. Речевая недостаточность компенсируется до поступления в школу.
Недоразвитие речи характерно и для задержки психического развития. Стоит уточнить, что речевая патология в данном случае вторична. Занятия с такими детьми должны быть направлены, прежде всего, на развитие мышления. Для того чтобы такой ребенок мог усвоить программный материал, индивидуальная работа должна предшествовать фронтальной с целью подготовки к получению новых знаний. В таком случае ситуация успеха будет в некоторой степени уравновешивать низкий познавательный интерес. Не стоит отказываться и от многократного закрепления материала в разных игровых ситуациях. Детям с ЗПР значение слова нельзя объяснять посредством другого слова. Предоставьте ребенку возможность потрогать, понюхать или произвести какое – либо действие с этим предметом. Активно привлекайте таких воспитанников к играм для развития памяти, внимания, воображения, так как у них страдают все психические процессы. От детей с общим недоразвитием речи в первую очередь они отличаются достаточно сохранным звукопроизношением, но более низким уровнем развития мышления.
В последнее время многочисленной стала группа дошкольников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Прежде всего, бросается в глаза бедность их связной речи. Таким детям необходимо чаще практиковаться в составлении рассказов и пересказе коротких текстов. Не оставляйте без внимания речевые ошибки, корректно исправляйте их. В данном случае для успешного развития малыша достаточно занятий с логопедом на логопункте, активной позиции родителей и повышенного внимания воспитателя.
Отдельную группу составляют дошкольники с общим недоразвитием речи I,II,III уровней. У данной категории детей будут страдать все компоненты речи: звукопроизношение, грамматический строй, связная речь. А вот мышление достаточно сохранно. Желательно посещение логопедической группы. С такими воспитанниками следует чаще играть в словесные игры, заучивая образцы правильной речи с целью расширения словаря и коррекции грамматического строя. Не следует просить их первыми составлять рассказ или пересказывать текст. Пусть прослушают ответы более успешных в речевом отношении детей. После предоставьте возможность высказаться в полном объеме (если, конечно, не теряется нить рассуждений). Исправьте наиболее грубые ошибки. Попросите малыша повторить правильно.
Особого внимания заслуживают дети с алалией. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях головного мозга. Степень проявления может быть различной: от полного непонимания даже обращенной речи до словесной «неловкости». Весь процесс становления речи происходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Дошкольники с алалией могут быть замкнуты, обидчивы, склонны к слезам, раздражительны. Таким детям лучше посещать логопедическую группу. С ними нельзя разговаривать громко. Это приведет к обратному эффекту. У алаликов может быть повышенная чувствительность даже к шуму сминаемой бумаги, звуку капающей воды, тихому скрипу. Общаясь, прежде всего, старайтесь развивать понимание речи. Общий смысл фразы они могут воспринимать легче отдельных слов. На эмоционально- игровом фоне следует пробуждать интерес к речи.
Уважаемые педагоги! Помните, что компенсаторные возможности мозга в дошкольном возрасте достаточно высоки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребенка
Консультация для родителей и специалистов по развитию речи ребенка...
«Дефекты звукопроизношения и их основные причины. Нормы речевого развития»
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся искаженно. Это ...
Роль семьи в преодолении недостатков речевого развития ребенка.
Успешность коррекционно – воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита ...
7 ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В консультации для родителей "7 причин задержки речевого развития ребенка" рассказывается, какие распрастранненые причины со стороны взрослого, пагубно влияют на развитие речи у ребенка!...
Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (воспитатель, родители), т. е. овладение речью находится в прямой зависимости ...
Презентация "Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития".
Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и взрослыми. Первые слова все маленькие дети произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: &l...