Фольклор
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях
Фольклор – от англ. Folk-lore – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство.
Колыбельные Виды устного народного творчества Сказки Пестушки Нелепицы Потешки Чистоговорки Прибаутки Частушки Считалки Загадки Дразнилки Пословицы Поговорки Скороговорки
Эффективно способствует развитию: Звуковой культуры речи Граммати-ческого строя речи Словарного запаса Связной речи Детский фольклор в работе по развитию речи детей используется в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей ( игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты )
Потешки – это весёлые народные песенки, название которых происходит от слова потешаться, т.е. веселиться Потешки способствуют развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков
Закличка – обращение к природе, животным с просьбой или требованием Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат
Пословица – изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме Поговорка – краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова
Скороговорка – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который способен воспроизводить все звуки родного языка Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, тренируют и совершенствуют голосовой аппарат, развивают фонематический слух у ребёнка
Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении Чистоговорки можно использовать для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций
Нелепицы , чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости
Дразнилка – жанр детского фольклора, прибаутка, в рифмованном виде связывающая имя или прозвище высмеиваемого и его настоящие или выдуманные недостатки Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям
Считалка – небольшой стихотворный текст с четкой рифмо -ритмической структурой в шутливой форме, предназначенная для случайного избрания участника из множества
Сказка – эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка : в автономии в компетентности в активности Сказка обучает, предупреждает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Произведения устного народного творчества развивают речь у детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение
Список используемых источников 1 . Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1959. 2 . Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. 3 . Барская Н., Крюкова С. А. Выступает, будто пава (Элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12 4.Василенко В. А. Детский фольклор. М.: Педагогика, 1978. 5. Вегнер Г.К. О природе народного искусства: Сб. материалов Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. М., 1970. - С. 35 - 38. 6. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1965. 7. Детский быт и фольклор. Л., 1928.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
Статья "История формирования истоков Сибирского фольклора и особенности освоения детей традиционного песенного фольклора".
Статья об особенностях сибирского фольклора...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...