Практический материал "Дифференциация фонем"
материал по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Рябинка»
Формирование фонематического восприятия
(дифференциация фонем)
Практический материал
Учитель-логопед Гаврилейко В.П.
Игры и упражнения на дифференциацию звуков С - Ш
I. Дифференциация изолированных звуков.
1. Выделите из слов сани, шапка начальные звуки. Назовите первый звук в словах сани, шапка. Охарактеризуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции. Скажите, чем похожи эти звуки, в чем их отличие.
2. Произнесите, затем запишите буквы с, ш, опираясь на кисть руки логопеда. Если кисть руки поднимается вверх, то произносим звук Ш, вниз – звук С.
а) Запишите буквы с, ш, опираясь на стрелки. (Логопед показывает стрелки, направленные вверх и вниз, дети произносят звук С или Ш, записывают букву с или ш.
б) Запишите буквы с, ш под диктовку.
в) Запишите буквы с, ш по условным значкам (произнесите звуки). На условный знак – полоска – звук С, буква с; на кружок – звук Ш, буква ш.
3. Игра «Воздушный шар». Дети стоят в кругу, держась за руки.
Надуваем шар воздушный.
Будет он большой-большой. (Дети идут от центра спиной, образуя большой круг, и длительно произносят звук С.)
Вышел воздух – сдулся шар,
Был большой и вдруг пропал. (Дети быстро идут к центру круга, произнося звук Ш.)
4. Игра «Возле ручейка». Дети идут цепочкой, взявшись за руки, и изображают под звук С, как течет ручеек (произносят звук); а при звучании звука Ш останавливаются и «превращаются» в деревья, шелестящие листвой, - поднимают руки вверх, растопыривают пальцы и качают руками из стороны в сторону (произносят звук Ш).
5. Игра «Чья песенка?» Логопед произносит звук С, дети изображают насос, которым накачивают колесо (сжатые в кулаки руки синхронно двигаются вниз-вверх) и произносят отрывисто: с-с-с-с-с. Логопед произносит длительно звук Ш, дети изображают змею, которая шипит (ладони складывают вместе и перед грудью двигают их вперед по ломаной линии) и произносят длительно: шшшшш.
6. «Покажи правильно». Дети должны движением руки определить различие звуков и сами звуки. «Челюсть и язык» (свистящие и шипящие звуки). Левая рука (нижняя челюсть) повернута ладонью вверх, пальцы немного загнуты вверх – «зубы». При произнесении свистящих согласных звуков, слогов и слов с ними правая ладонь – «язык» - упирается в левую ладонь – «нижние зубы». При произнесении шипящих правая ладонь – «язык», - повернута тыльной стороной вниз, образует «чашечку» над левой ладонью – «нижней челюстью».
7. Игра на тренировку фонематического восприятия. Предлагаются для прослушивания и обсуждения стихи логопедов Л. Парамоновой и Л. Гадасиной, ярко иллюстрирующие особенности звуков, звукопись.
Звук С:
Все снег, да снег, да снежные сугробы.
Снежинки искрами веселыми блестят.
Седые сосны, стройные березы.
Под снегом до весны спокойно спят.
Уснувший лес сверкает, словно в сказке,
Здесь славно потрудился Дед Мороз.
Он спрятал быстро все лесные краски
И белый снежный плед сюда принес.
Все стало тихо, голосов не слышно,
Не вскрикнет сыч, не зашумят листы.
И только ветер с еле слышным свистом
Слегка качает сонные кусты.
И если вдруг лиса хвостом пушистым
Слегка коснется снежного куста,
То звуков все равно не будет слышно:
Спокойно спит лесная красота!
Звук Ш:
Шорохи в тиши
Тише, тише, не спеши, ты постой, послушай!
В тишине шумит камыш, шум ласкает уши.
Слушай, слушай тишину чуткими ушами.
Много шума в тишине мы услышим с вами.
Где-то шорох слышен, шум, где-то тихий шепот.
То звук Ш – большой шалун – поднимает ропот.
То бумажкой прошуршит, то шмыгнет мышонком,
То за кошкой поспешит, то шипит в сторонке.
Тише, тише, не спеши, ты постой, послушай:
Всюду слышится звук Ш, навостри лишь уши.
Колыбельная
Если сел ты в камыши,
То сиди и не дыши.
В камышах такая тишь,
Словно сыну шепчет мышь:
«Тише, тише, спи, малыш,
Если сам ты зашуршишь,
Перестанет петь камыш,
Тише, тише, спи, малыш!»
8. Послушай звуки и нарисуй цепочку: если звучит С – рисуй черточку, если Ш – кружочек. Почему? (Когда мы произносим звук С, губы растягиваются в улыбке, а когда мы произносим звук Ш, губы рупором (широкой трубочкой).)
II. Дифференциация звуков С – Ш в слогах.
1. Если логопед покажет кисть руки пальцами вверх, то дети должны произносить слог ша (слоги шо, шу); если покажет кисть руки пальцами вниз, то произносится аналогичный слог со звуком С. Положение руки постоянно меняется. Дети произносят примерно такой ряд: са – са – ша – са – ша – ша .
2. На словесный сигнал «вверх» дети должны произнести слог с этим звуком, на сигнал «вниз» - аналогичное сочетание со звуком С.
3. Детям предлагается поднимать руки вперед, в стороны, вверх, одновременно произнося слоговые сочетания типа: са – са – ша.
4. Игра «Наоборот». Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей и произносит слог с одним из дифференцируемых звуков, например со; ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит слог с другим звуком, т.е. шо и т.п.
5. Повторение вслед за логопедом слоговых рядов, например: са – са – ша, шта – шта – ста и т.п.
6. «Лишний слог». Логопед произносит цепочку слогов и просит детей найти в ней слог, отличающийся от остальных.
7. «Поговорим на разных языках». Логопед говорит детям, что сейчас он будет говорить с ними на другом языке. Надо слушать очень внимательно, постараться все запомнить и правильно повторить. Затем логопед подносит к своему уху телефонную трубку, а вторую трубку дает одному из детей и произносит последовательность слогов. Каждому следующему ребенку логопед предлагает новые варианты слогов. Во время выполнения ребенком задания остальные дети следят за его правильностью. Логопед спрашивает у них, правильно ли отвечающий повторил.
8. Чтение слоговых таблиц. Задание: прочитайте слоги парами.
9. Составление слогов из букв разрезной азбуки.
10. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога: са, ша, шу, су, сла, шла, ска, шко, шка, спа, шпа.
11. Прослушайте звукосочетания, выпишите только согласные: аша, аса, ушу, усу.
12. Запишите слоги в две строчки: в одну – с буквой с, в другую – с буквой ш: са, шу, шо, ста, шпа, шпо, сла, слу, шлу, ска, шка, шку, ску.
III. Дифференциация звуков С – Ш в словах.
1. Упражнение с мячом. Если логопед бросает мяч вверх – надо придумать слово со звуком Ш, если вниз, то слово со звуком С.
2. «Телефон». Один ребенок придумывает слово со звуком С, следующий со звуком Ш.
3. Подбор слов по данной схеме. Логопед зарисовывает схему двусложного слова и предлагает детям подобрать к этой схеме слова со звуком С (сани, совы и т.п.); затем к этой же схеме дети подбирают слова со звуком Ш (Маша, шуба).
4. Соревнование команд. Из каждой команды вызывается по одному ребенку. Детям дают сходные задания. Так, например, один ребенок составляет схему слова душ, другой – схему слова шум.
5. Сравнение слов, отличающихся одним звуком (составление схем, объяснение значений слов): кашка – каска, маска – Машка, крыша – крыса, мишка – миска, уши – усы, шутки – сутки.
6. Составление слов из данных слогов.
7. Отбор с помощью сюжетных картинок слов со звуком Ш, а затем со звуком С. Определение места звука в слове.
8. Подбор слов из рассказов и стихотворений со звуками С или Ш.
9. Один ребенок берет из стопки последовательно картинки и называет их. Из оставшихся детей один подбирает картинки, в названиях которых звук С слышится в начале слова; другой – с тем же звуком в середине слова; третий – со звуком Ш в начале слова; четвертый – со звуком Ш в середине слова.
10. Домино. Картинки, названия которых начинаются на звуки С и Ш, раздаются играющим. Первый ребенок кладет картинку, в названии которой есть звук Ш, следующий – звук С и т.п.
11. Соревнование. Каждый ребенок получает по 4-5 картинок, названия которых начинаются на звуки С и Ш. Картинки перемешиваются. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок разложит картинки в две стопки (со звуком С и со звуком Ш) и лучше назовет их.
12. «Измени слово»: сутки – шутки, каска – кашка, касса – каша, Марс – марш, миска – мишка, басня – башня, маска – Машка.
13. Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
Играет в шахматы – шахматист. Работает на машине – машинист. Поднимает штангу – штангист.
14. Послушайте слова, выделите звуки С, Ш, запишите соответствующие буквы.
а) из начала слова: сад, шаль, сук, шум, сила, шило, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол, шутка, шар, сыр.
б) из середины слова: маска, кошка, миска, мошка, катушка, масло, лист, мышка, каска, уши, усы, басня, крышка.
в) из конца слова: душ, квас, наш, грош, нос, камыш, малыш, фокус, голос, волос, голыш, кактус, лес.
15. Закончите слово, добавив слоги.
а) са или ша: ли…, ка…, ко…, су…, Ми…, кры…, коле…, колба…, но…, ро…
б) сы или ши: ли…, ко…, у…, у…, но…, мы…, ро…, кры…, шала…, камы…, воло…, малы…
16. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков С, Ш в них. Составьте схемы этих слов, надпишите буквы С, Ш над нужным слогом. Слова: старушка, пеструшка, сушка, макушка, капуста, косынка, ватрушка, шишки, братишка, пастушок, солнышко, машинист, слышу, ладошки, насмешка, стишок, страшно.
17. Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков С, Ш в словах. Ответь на вопросы так, чтобы в слове были оба звука.
Кто ведет поезд? (машинист)
Что светит днем? (солнышко)
Как называется человек, который пасет стадо коров? (пастушок)
Чем покрыто тело кошки, собаки? (шерстью)
Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? (сушки)
Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? (смешной)
Как называются маленькие крапинки на лице? (веснушки)
Как называется дорога, по которой едут машины? (шоссе)
18. Закончи предложения.
Да здравствует мыло…(душистое).
И полотенце…(пушистое).
И зубной…(порошок).
И густой…(гребешок).
19. Начертить схему слова и надписать буквы С, Ш над соответствующим слогом, проговорить слова по слогам: шапки, сушняк, слышен, шуршат, посыпались, пушистые, услышал, рассмешил, весна, пушок, шумный, весы, галоши, самолет, велосипед, автобус, астра, пошел, нашел, брошка, пешка, крылышко, сторонушка, спешка, дедушка, соловушка, головушка, наслушался, послушался, непослушный, поспешно, слышно, шест, наступила, ландыши.
20. «Следи за словом». Каждый ребенок получает несколько картинок. Логопед читает текст, в котором звучат названия предметов, изображенных на картинках детей. Услышав название своего предмета, ребенок отдает картинку, называя слово.
21. «Конец слова за тобой». Предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и показать на звуковой линейке, сколько в нем звуков.
22. «Моя буква». Каждый ребенок получает карточку с буквой. Логопед читает текст, каждый из детей должен запомнить два – три слова, в которых он напишет «свою» букву:
Пшенная каша в ложке,
Ложка – в широкой плошке,
На плошке – плоская крышка,
На крышке – голодная мышка.
Пушистая серая кошка
Следит за мышкой с окошка.
Ждет: вот шмыгнет под крышку
И кашкой займется мышка.
С ложки пшенную кашку
Слижет мышка – бедняжка.
Звякнет пустая ложка,
И мышкой займется кошка!
23. «Кубики». Пособие: кубик с буквами С, Ш и кубик с гласными. Дети по очереди бросают кубики, составляют слоги, из них – слова, анализируют полученные слова.
24. «Незадачливый поэт». Необходимо определить, какое слово не подходит в стихотворении по смыслу. Какое слово должно стоять вместо него? Какими звуками отличаются эти слова? Где стоят звуки, отличающие эти слова?
На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
25. «Найди обобщающее слово». Логопед читает детям ряды слов. Дети должны по первому звуку догадаться, какой звук логопедом задуман, проанализировать слова, подобрать обобщающее слово к каждому ряду.
Самолет, самосвал.
Сандалии, сабо, сапоги.
Санитар, сварщик, скульптор.
Скворец, сова, сорока, соловей.
Сковорода, солонка.
Сморчок, сыроежка.
Соболь, собака.
Шуба, шапка, шарф, шаль.
Шахматы, шашки, штанга.
Шахтер, швея, шофер.
Шелк, шерсть.
Шакал, шимпанзе.
Шмель, шершень.
26. «Магазин». На картинках нарисованы предметы одежды, посуды продуктов. В названиях всех предметов есть звуки С, Ш. У детей – бумажные карточки со значками звуков С, Ш (или буквы). На монету Ш можно купить: кувшин, шляпу, рубашку, шоколад, а на монету С – стакан, миску, масло.
27. «Кто быстрее соберет вещи». Нарисованы два чемодана. На них значки или буквы С, Ш. Вокруг изображены предметы одежды, обуви, головные уборы. Надо разложить их по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.
28. Я буду показывать тебе карточку со стрелкой. Если стрелка показывает вниз, произноси слова со звуком С, если вверх – с Ш. Почему? (Когда мы произносим звук С, язык внизу горочкой, а когда произносим звук Ш, язык вверху чашечкой.)
29. Измени по образцу:
Носить – ношу махать –
Просить - гасить –
Писать –
IV. Дифференциация звуков С – Ш в предложениях.
Текстовой материал:
1. Наташа ест сушки.
На опушке леса домик лесника.
По шоссе идут машины.
Дети посадили шесть кустов шиповника.
Алеша спешит в школу.
Маленькому Сашеньке купили пушистого мишку.
Игры и упражнения
1. «Что с чем рядом?» Рядом с кошкой маска и абрикос. Рядышком с сушкой квас и ватрушка.
2. «Подбери картинку». Дети делятся на две команды: «Совы» и «Кукушки». «Совы» должны отбирать картинки со звуком С, а «Кукушки» - со звуком Ш. Я выбираю самолет, потому что я – «сова».
3. «Что справа, а что слева?» Справа шуба, а слева шапка.
4. «Разложи вещи». Логопед раздает детям картинки и предлагает положить вещи в «шкаф» или «сумку». Дети комментируют свои действия: «Я положу мишку в шкаф. Я положу стакан в сумку».
5. «Что больше?». Логопед предлагает детям выбрать по две картинки. Дети комментируют: «Я выбрал самолет и машину, потому что это транспорт». (Стакан – кувшин; горошина – редиска; кошка – слон; шуба – сарафан; сапог – башмак.) Дети сравнивают предметы: «Самолет больше машины».
6. «Подбери слово». Подбор подходящих слов к прилагательным. Про какой предмет можно сказать «пушистый» (-ая, -ое, -ые), душистый (-ая, -ое, -ые), послушный (-ая, -ое, -ые)? Составление предложений.
7. Измените словосочетания по образцу:
а) ты носишь – я ношу; б) я ношу – ты носишь
ты просишь - … я прошу - …
ты спешишь - … я спешу - …
ты спишь - … я сплю - …
ты гасишь - … я гашу - …
ты рисуешь - …. я рисую -…
ты сыплешь - … я сыплю - …
ты сеешь - … я сею - ….
8. Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова.
Сухое (шоссе); ясное (солнышко); веселый (пастушок); интересное (путешествие); серая (кошка); высокая (башня); шерстяной (шарф); синий (шар); сушеный (овес); пушистый (снег).
9. Составьте предложения, подбирая к словам подходящие по смыслу слова.
Сосна (сохнет). Соня (спешит). Мыши (шуршат). Камыши (шуршат). Листья (осыпаются). Старушка (шьет). Солнышко (сушит). Пастушок (пасет).
10. Придумайте предложения с данными словосочетаниями.
Вкусная лапша; сосновая шишка; душистый ландыш; вишневый сад; старший машинист; посылаешь письмо; моешься под душем.
11. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.
Кашка – каска Гоше дали…
У пожарников железные ….
Мишка – миска Соне купили плюшевого ….
Дай собаке…с супом.
Крыша – крыса Надо менять старую ….
Мы видели большую страшную ….
Уши – усы У слона большие ….
У дедушки пушистые ….
12. Закончите предложение, вставив пропущенное слово с Ш, С.
Саша уступил место …. Петушок, петушок, золотой …, масляна …, шелкова …. Кошка сидит на … и греется на …. Ласточка свила … под …. Саша и Леша братья, Леша моложе Саши, а Саша … Леши. Саня учится в новой …. Машины мчались по ….
13. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.
Саша, под, собирать, шишки, сосной. Сухие, шелестят, под, листья, ногами.
Покрыты, пушистый, снег, кусты. В, спешит, Саша, школа. Полянке, на, лесной, ландыш, душистый, растет. Сонина, рассказывает, бабушка, сказки, хорошо. Красную Шапочку, слушали, про, мы, сказку. Старушке, помогли, перейти, Саша и Шура, шоссе, через.
V. Дифференциация С – Ш в связных текстах
1. Заучивание скороговорок.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Миша шишки сшиб.
Наша серая кошка сидела на крыше,
А ваша серая кошка сидела выше.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
На ходули встали мыши,
Чтобы стать как можно выше
Кошка спит, а мышку видит.
Пушистые кошки сидят на окошке.
У Саши на кармашке астры и ромашки.
Сашенька с Петрушкой спят на раскладушках.
Шершавая сороконожка успешно спешит по дорожке.
Ласковое солнышко высушило стеклышко.
Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
Надоедливые мошки не дают уснуть Алешке.
На лесной опушке стоит избушка.
Пушистый ушастик, ушастый пушок по опушке скок-поскок.
Любит сушки наша Даша, сушки – это вам не каша.
Саша сегодня в гости спешит, снова он шутками всех насмешит.
Маша скушала кашу, а Саша простоквашу.
Смешные старушки нашли в лесу свинушки.
Белоснежные босоножки сушатся на окошке.
Детишки скороговорки слушают и кашу неспеша кушают.
У Шуры в глазках смешинки, а в ладошках снежинки.
Саша будет машинистом, а Миша танкистом.
Хвост пушистый, а ландыш душистый.
Ксюша скушала сушку, а Соня ватрушку.
На солнышке босые ребятишки развешивают трусишки и штанишки.
В лесу пастушок с пастушкой распевают свои частушки.
Послушный сторож в избушке сторожит смешную старушку.
Детишки слушают бабушкины сказки, блестят у малышей глазки.
Бабушка с дедушкой везут тележки, а в тележках сыроежки.
У смешной старушки смешные веснушки.
Две пушистые кошки распушили спинки на окошке.
Дедушка в избушке смешит старушку.
У Паши сапожки, у Маши босоножки.
Вот смешной лягушонок, а рядышком шустрый мышонок.
Миша с Наташей сладкоежки, скушали сладкие орешки.
Алеша штангист, а Паша шахматист.
Машенька с бабушкой испекли оладушки.
Сашенька с Антошкой несут лукошко.
Котишка с кошкой смотрят в окошко.
Верушка с Ладушкой рисуют рядышком.
Соня шла с подружкой – с Оксаной-хохотушкой.
Старушка шла, шла, шла и сушку нашла.
Рядышком с лукошком рассыпались горошки.
У Саши на рубашке красные букашки.
Тетушка с дядюшкой стоят рядышком.
На лесное бревнышко опустилось перышко.
По бревнышку скачет пташка и ползает букашка.
Под кустом лягушка с большим и сытым брюшком.
Вот спешит Аленушка с коровушкой Буренушкой.
У сынишки игрушки – смешные погремушки.
Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.
2. Заучивание чистоговорок.
Язык вверх – ша-ша-ша,
Кашка, пышка и лапша,
Язык вниз – са-са-са,
Масло, сыр и колбаса.
Язык вверх – ша-ша-ша,
Уши, шея и душа.
Язык вниз – са-са-са,
Глазки, спинка и коса.
3. Заучивание потешек.
На носочки, Маша, встанешь,
Руки высоко протянешь,
Грушу сочную достанешь
И ее ты кушать станешь.
Что свистишь, соловушка,
Пестрая головушка?
Не шуми так, соловьишко,
Ты испортишь голосишко.
Сонюшка ты, совушка,
Ты пестроголовушка,
Что ты, совушка, не спишь?
Важно на сосне сидишь?
Скворо-скворо-скворушки
Распушили перышки,
Но с Антошкиной ладошки
Не желают скушать крошки.
Саша-Саша, что ты плачешь
И в ладошки глазки прячешь?
Если сказки слушать станешь,
Плакать сразу перестанешь.
Стряпушка
Машенька – стряпушка
Испекла игрушкам:
Испекла коврижки
Для смешного мишки.
Испекла оладушки
Для своей лошадушки.
Испекла лепешки
Для цветной матрешки,
Для слона – ватрушки,
Сушки – для Петрушки.
4. Заучивание стихотворений.
Соня и Саня
Весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Мышонка испугались.
Саша с Машей, не спеша,
Шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка
Носить эти сапожки.
Семь пушистых котят
Есть суп сегодня хотят,
А наша Наташа дает им кашу.
Вот смешная Наташа!
Шел медведь, косматый мех,
Нес в мешке веселый смех,
Зацепил мешком за сук –
Смех посыпался вокруг.
Придумайте, дети,
Такие машинки,
Чтоб делать умели
Живые смешинки.
Чтоб эти смешинки
Повсюду смешили,
Чтоб самых угрюмых
Они рассмешили.
Шутка
Веселая старушка
Весь день сегодня шьет.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
Соня сушек насушила,
В гости Сашу пригласила.
С аппетитом Соня с Сашей
Ели сушки с простоквашей.
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.
Старушки
По шоссе идут старушки,
Две старушки – веселушки.
Путешествуют старушки
И спешат к лесной избушке.
Слишком быстро шли старушки,
И устали две подружки.
Постояли, чуть дыша,
Пошли дальше неспеша.
Послушные ребятишки
Послушные ребятишки
Раскрашивают книжки,
Слушают стишки и сказки.
Стараются ушки и глазки.
Уставшие ребятишки
Сложили свои книжки.
Не слушают ушки сказки,
Уснули ушки и глазки.
5. Пересказ.
Сушки с веснушками
Саша с Машей едят сушки. Недовольна Саша:
- У меня смешные сушки! На них веснушки, не буду их есть! Это надо! Суметь в сушки засунуть веснушки!
- Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!
- Ясно. Дай-ка мне ту, где веснушек побольше!
Пушок
У нас есть кот. Его зовут Пушок. Ушки у Пушка остренькие, усы длинные, шерстка пушистая, шелковистая.
В лесу
Хорошо летом в лесу. Светит ласковое солнышко. Шумят высокие сосны. Миша собирает под соснами шишки и складывает их в мешок.
Кошка Муська
У Саши есть кошка Муська. Муська серенькая. Шерстка у нее лоснится. У Муськи серенькие остренькие ушки, длинные усы. У Муськи красивый пушистый хвост. Когда Муська сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Муське мясо, кашу и молоко.
Пушок и Машка
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
4. Работа с пословицами. Объяснение смысла. Составление рассказа.
Поспешишь – людей насмешишь. Не спеши языком, а спеши делом. Песней поле не вспашешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фоны для оформления. Классическая клетка.
Предлагаю Вам красивые фоны для оформления презентаций или блогов в стиле классической ткани в клетку....
Использование методики изонить, как создание поддерживающего психологического фона для успешного развития творческих способностей у детей"
материал подготовлен на основе результатов занятий кружка "Волшебная нить" с детьми старшего дошкольного возраста и школьного возраста. Занятия кружка проводились в досуговое время по желанию детей. Н...
Просмотр отрывка из мультфильма "Мелочи на фоне природы" (серия "Смешарики", "Азбука безопасности"). Украшение панамы для Нюши.
Интегрированная непосредственная образовательная деятельностьранний возрастобразовательные области: Познание, Коммуникация, Художественное творчество.Цели: дать детям представление о том, почему необх...
Игры, способствующие снятию агрессии и формированию познания собственного эмоционального фона
Игры рекомендованы для педагогов-психологов, воспитателей и родителей...
Использование фольклорных форм для создания положительного эмоционального фона (во время режимных моментов)
Статья о том, как можно использвать русский фольклор для создания положительных эмоций у детей....
Дрожащие звуки. Лингвистическая характеристика звуков. Логопедическая характеристика фонем
Ключевым понятием фонологии является фонема. Фонема - единица языка, служащая для различения и отождествления слов и морфем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия...
Выделение звука на фоне слова.
Упражнение поможет дифференцировать звуки [С] и [Ш] в словах, закрепить умение выделять звук на фоне слова. В этом упражнении необходимо выбрать только те игрушки для украшения елочки, в названии кото...