Влияние чувства ритма на развитие речи детей
консультация по логопедии
О важности тренировки чувства ритма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_chuvstva_ritma_na_razvitie_rechevoy_aktivnosti_detey.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние чувства ритма на развитие речи детей
Чувство ритма необходимо не только музыкантам.
На самом деле трудно представить себе вид деятельности, в котором не требуется ритм: ходьба, чтение, письмо, речь. Не говоря уже о том, что все физиологические процессы в нашем организме подчиняются определённым ритмам.
Ритм обычно определяют как равномерное чередование каких – либо элементов во времени или в пространстве. Но есть более удачное определение ритма, которое дал Платон: «Ритм – это порядок в движении».
Любую физическую работу легче выполнять, когда движения ритмичны, поэтому существует столько ритмичных народных песен, которые пели во время физической работы.
Казалось бы, какое отношение чувство ритма имеет к учебной деятельности?
Оказывается самое непосредственное, ведь речь, чтение и письмо, да и все движения человека оказываются успешными только в случае, когда они выполняются в необходимом ритме. У ребенка, который имеет выраженные проблемы в этой области, трудности могут возникать на разных уровнях: от неспособности ритмично шагать под музыку до неспособности вовремя прийти в школу.
Существует научная гипотеза, согласно которой проблемы с учебой у детей с нормальным интеллектом возникают в результате дефицита способности мозга к обработке информации о времени. Этот дефицит проявляется как нарушение чувства ритма.
Известный русский физиолог, профессор Григорий Яковлевич Трошин писал о том, что организму человека приятен ритм. Через ритм нервная система получает нормальную стимуляцию, которая ей необходима, так как весь организм построен на ритмической работе.
Очевидно, что первые взаимодействия малыша с окружающими людьми подчинены ритму. Ритмично сосание, почти во всех культурах есть люльки и колыбели, которые оказывают стимулирующее влияние на развитие ритмической системы ребенка, ритмичны и фольклорные произведения, адресованные маленьким детям, игры типа «Ку – ку», «Ладушки».
Речь – это движение, ритм тесно связан с движением. Воспринимая ритмическую последовательность звуков, мы всегда совершаем какие – то движения в унисон (руками, ногами, головой, губами, языком). Если «двигательный аккомпанемент» затормозить, восприятие ритма нарушится.
Ритмическая система созревает на протяжении всего детства, и её развитие заканчивается, когда человек становится взрослым.
Дисритмия – то есть нарушения в области развития структур мозга, отвечающих за ритм – отражает наличие различных проблем в развитии ребенка и может свидетельствовать о несовершенстве слухового восприятия, памяти, способности координировать то, что услышано, с собственными движениями. Нетрудно заметить, что все перечисленные выше способности являются крайне важными для всех видов учебной деятельности.
Дисритмия является спутником не только заикания. Мозг ребёнка с дисритмией «не умеет» воспринимать повторяющиеся движения, например во время письма, как одинаковые. Кора мозга (капитан) вынуждена обрабатывать каждый повторяющийся элемент движения как новый, вместо того чтобы передать эту работу подкорковым структурам (матросам), а это более длительный и трудоёмкий путь. Поэтому ребёнку трудно писать, он не успевает работать в темпе класса. Это происходит не в результате трудностей с моторикой, а в результате трудностей с организацией мозгом движения. Иначе это называется моторное планирование. То, что эти трудности не являются трудностями с моторикой, доказывает и тот факт, что дети, которым трудно писать, чаще всего без проблем собирают достаточно сложные постройки из мелких деталей «Лего».
Сейчас опубликовано достаточно исследований, в которых показано, что у детей с нарушениями речи и с дислексией (нарушение чтения) страдает способность к восприятию и воспроизведению ритма, то есть способность научиться говорить и научиться читать напрямую связана с уровнем развития чувства ритма.
Проблему возникновения проблем с чувством времени можно найти в особенностях развития мозга. Мозжечок и базальные ганглии функционируют в тесном взаимодействии, обеспечивая способность к восприятию времени. У детей этот механизм может нарушаться (чаще всего в результате гипоксии во время внутриутробного периода жизни), но функции этих структур можно восстановить частично или полностью с помощью тренировок.
Как добраться до этих структур, которые находятся глубоко под корой головного мозга? Как их можно тренировать? С помощью движения и ритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Влияние словарной работы на развитие речи детей."
Консультация для воспитателей,прочитанная на педагогическом часе в рамках методического месячника по развитию речи....
влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...
"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет
Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов. Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов - от простого к сл...
статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."
в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...
Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей»
Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей»Цель: Раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности дете...