Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников
презентация по логопедии
Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое артикуляционная гимнастика ? Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов речи . Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков; подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам. Артикуляционная гимнастика является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Детям 4-х, 5-ти лет – поможет преодолеть уже сложившиеся дефекты звукопроизношения.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА артикуляционнАЯ гимнастикА ? Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы (например: рук, ног) значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика , которая называется артикуляционной. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.
2 вида упражнений артикуляционной гимнастики : Статические удержание определённой артикуляционной позы Динамические многократное повторение одного и того же движения «Заборчик» «Трубочка» «Окошко» «Лопатка» «Иголочка» «Чашечка» и др. «Качели» «Часики» «Барабанщик» «Лошадка» «Слижи варенье» «Маляр» и др. служат для формирования артикуляционного уклада служат для развития подвижности органов артикуляции способствуют развитию моторики органов артикуляции
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ артикуляционнОЙ гимнастикИ Проводить ежедневно, лучше 2 – 3 раза в день (утром, после дневного сна). Продолжительность 3 - 5 минут. Сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Каждое упражнение повторять не менее 7–10 раз. Соблюдать последовательность: идти от простых упражнений к более сложным. Проводить эмоционально, в игровой форме.
П о м н и т е !!! Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у детей. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения. Подходить к выполнению упражнения творчески. Можно использовать художественное слово (стихи, загадки и пр.)
Организация ПРОВЕДЕНИя артикуляционнОЙ гимнастикИ 1. Рассказ о предстоящем упражнении, используя игровые приемы (картинки, сказка о Весёлом язычке, игрушки, сказочные персонажи и др.). 2. Показ выполнения упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Следит за качеством движений: точность, плавность, темп, симметричность движений по отношению к правой и левой стороне лица.
«ЗАБОРЧИК» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
«трубочка» С напряжением вытянуть губы (зубы сомкнуты) вперёд
Беззвучно и чередуя звуки «ИИИУУУ»
« лОПАТКА » Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.
«Накажем непослушный язычок» Улыбнуться. Пошлепать языком между губами « пя-пя-пя-пя-пя ». Покусать кончик языка зубками.
«ИГОЛОЧКА» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Вытянуть язычок вперед узким, как жало.
ЧЕРЕДОВАНИЕ «Лопатка» - «ИГОЛОЧКА»
«часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
«качели» Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка за верхние зубы - Кончик языка за нижние зубы
«слижи варенье» Улыбнуться. Открыть рот. Широким язычком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу
«чашечка» Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык. Придать ему форму «чашечки».
«МАЛЯР» Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо.
« лОШАДКА » Улыбнуться. Приоткрыть рот. Поцокать «языком» (как цокают копытами лошадки).
«ГРИБОК» Улыбнуться. Поцокать языком, (будто едешь на лошадке), замедляя темп, присосать к небу широкий язык.
«ГАРМОШКА» Улыбнуться. Сделать «грибочек» (то есть присосать широкий язык к нёбу.) Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубки не смыкать).
«БАРАБАН» Улыбнуться. Открыть рот. Многократно ударяя кончиком языка за верхними зубами : «ДЭ – ДЭ -ДЭ» (зубки разомкнуты).
Упражнения на выработку воздушной струи: «Пусти ветерок» Широкий язык между губами, пустить ветерок по середине язычка. Задания: «Загони мяч в ворота» «Подуй на снежинку» «Сдуй листочек» «Остуди чаёк» «Покатай карандаш по столу» !!! Не надувать щеки, при выполнении этих упражнений !!!
«Задуй снежинку» Подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки, пёрышко. «Футбол» Дуть на шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик, стараясь загнать его в « воротики » - между кубиками. «Волшебные пузырьки» Игры с мыльными пузырями. «Дудочка» Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. «Цветочный магазин» Глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек. «Задуй свечу» Подуть на зажжённую свечу, или на свечу, вырезанную из бумаги.
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...
Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников
Артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков....
Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников старшей группы детского сада.
Гимнастика для подвижности языка ( умение делать его узким, широким, удерживать на нижних резцах, а также поднимать за верхние зубы). Гимнастика для подвижности губ ( умение вытягивать и...
Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников
Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников...
13.09.23 Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников.
Картотека артикуляционнойгимнастики для дошкольников....
Консультация для педагогов на тему "Профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников" + картотека артикуляционных гимнастик
Одним из важнейших направлений преодоление имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речев...