ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЛОГОРИСОВАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Основными техниками ЛОГОРИСОВАНИЯ стали
«Кляксография» и рисование «Мыльными пузырями» А выбрала я их, потому что
в процессе рисования активно используется дыхание, что способствует выработке плавного длительного выдоха.
В основном эти техники я использую на этапе ограничения речи.
Готовые рисунки использую для закрепления артикуляции гласных и согласных звуков, отработки фонационного дыхания на этапах сопряженной и отраженной речи.
Вопросно-ответную речь закрепляю при помощи игр с готовым рисунком «На что похоже? Кого или что ты видишь на картинке?»
На заключительном этапе готовый рисунок используется для составления рассказов.
Фломастеры «Блопены» беру для трафаретного рисования и отработки артикуляционных упражнений–
Рисуем карточки к артикуляционной гимнастике (чтобы рисунок получился, необходима достаточная сила выдоха и хороший объем легких) –, выполняем все дружно
Затем рисунки использую для выполнения артикуляционной гимнастики в течение всего года.
Не оставляю без внимания рисование карандашами.
Их ровные, монотонные движения располагают к расслаблению. Развивают мелкую моторику и заинтересовывают ребенка.
Использую при выполнении трудных артикуляционных упражнений, рисую картинку упражнения, которое необходимо отработать, предлагаю выполнить.
В свободное время ребенок вместе с родителями или воспитателями повторяет задание и раскрашивает рисунок.
Вот звук поставлен. РРРРРР рычит ребенок. Рисую схематичную картинку к новому звуку. Прошу ребенка чертить запутанные звуковые дорожки и одновременно проговаривать новый звук.
Добавим гласные и машина уже едет в город А, или в город О, - закрепляем звук в слогах. Работа с картинкой продолжается во время коррекционного часа или дома совместно с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 698.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЛОГОРИСОВАНИЕ В ПРЕОДАЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
РЕЧЬ
Задумывались ли вы, почему люди рисуют?
Наверняка, у вас было так: думаете о чем-то и рисуете причудливые цветы? Или так: ждете, когда вам принесут кофе и чертите узоры на салфетке?
Я, например, рисую, когда нахожусь в напряжении, чтобы избавиться от скуки, когда невозможно положить трубку или уйти со скучной лекции.
Первое, что говорят дети, отвечая на вопрос, почему они рисуют, что им хочется рисовать
Возможно, нашему телу выгодно, когда мы рисуем?
Идеи Фрейда и Юнга нашли свое отражение в Арт-терапевтических практиках -где человек через искусство высвобождается от негативных эмоций.
Предоставлю Арт-терапию педагогам-психологам, а себе возьму техники рисования как естественный способ снятия напряжения, а также желание детей рисовать.
Я думаю, что это можно эффективно использовать.!
Тем более контингент детей, с которыми я работаю особенный – это дети с заиканием.
Внутренний мир их сложен и хрупок.
В работе с такими детьми важно сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, а также общей и тонкой моторики, психических процессов, воспитание личности в целом.
Поэтому я решила, почему бы мне не включить различные техники рисования в логопедическую работу.
Актуальность данного выбора заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционные техник рисования является наиболее благоприятным видом деятельности детей с речевыми нарушениями.
Основными техниками ЛОГОРИСОВАНИЯ стали
«Кляксография» и рисование «Мыльными пузырями» А выбрала я их, потому что
в процессе рисования активно используется дыхание, что способствует выработке плавного длительного выдоха.
В основном эти техники я использую на этапе ограничения речи.
Готовые рисунки использую для закрепления артикуляции гласных и согласных звуков, отработки фонационного дыхания на этапах сопряженной и отраженной речи.
Вопросно-ответную речь закрепляю при помощи игр с готовым рисунком «На что похоже? Кого или что ты видишь на картинке?»
На заключительном этапе готовый рисунок используется для составления рассказов.
Фломастеры «Блопены» беру для трафаретного рисования и отработки артикуляционных упражнений–
Рисуем карточки к артикуляционной гимнастике (чтобы рисунок получился, необходима достаточная сила выдоха и хороший объем легких) –, выполняем все дружно
Затем рисунки использую для выполнения артикуляционной гимнастики в течение всего года.
Не оставляю без внимания рисование карандашами.
Их ровные, монотонные движения располагают к расслаблению. Развивают мелкую моторику и заинтересовывают ребенка.
Использую при выполнении трудных артикуляционных упражнений, рисую картинку упражнения, которое необходимо отработать, предлагаю выполнить.
В свободное время ребенок вместе с родителями или воспитателями повторяет задание и раскрашивает рисунок.
Вот звук поставлен. РРРРРР рычит ребенок. Рисую схематичную картинку к новому звуку. Прошу ребенка чертить запутанные звуковые дорожки и одновременно проговаривать новый звук.
Добавим гласные и машина уже едет в город А, или в город О, - закрепляем звук в слогах. Работа с картинкой продолжается во время коррекционного часа или дома совместно с родителями.
В процессе работы над звукопроизношением, начинаются настоящие приключения с разными героями- звуками. Создаем вместе игры -ходилки и проигрываем всевозможные истории, автоматизируя новый звук в разных позициях .
Следующая техника из детства. Помните? «Точка, точка, запятая…»-
это изоритмическое упражнение помогает мне осуществлять работу над темпом и ритмом речи на протяжении всей коррекционной работы. Главное, чтобы речь и движения карандаша совпадали.
Зачастую заикающийся ребенок не в состоянии справиться со своими переживаниями. Тогда на помощь приходит прием раскрашивания МАНДАЛ, узоры которых вписаны в буквы. Данная техника помогает восстановить эмоциональное состояние ребенка, погружая в захватывающий мир узоров. Когда узор готов предлагаю задание «Найди букву» или «придумай слово на заданный звук»
На основных этапах логопедической работы с целью формирования языкового анализа и синтеза мне помогает «Умная тетрадь» Догадались? Мы будем рисовать предложения. Использую технику ИЗОГРАФИИ.
Придумываем предложение из 4 слов: «Собака спит под скамейкой» В каждой клетке по горизонтали зарисовываем каждое слово.
Следующая клетка по вертикали – чертим схему предложения.
Делим каждое слово на слоги и чертим слоговую схему,
Далее -составляем звуковую схему слов.
Если ребенок знает буквы и уже пытается писать слова, добавьте еще одну линию клеток и совместно с ребенком запишите предложение следуя правилам русского языка.
Когда предложений накопится достаточно- разрезаем по вертикали, деля на слова. Перелистывая в разном порядке- составляем небылицы.
Я рассказала о наиболее часто используемых мной техник рисования, но на самом деле их огромное множество и каждая из них может быть использована логопедом.
Резюмируя, скажу, что использование рисуночных техник в первую очередь помогло
снизить эмоциональное напряжение у детей, преодолеть речевой негативизм, наладить коммуникацию у детей с заиканием, раскрыть творческий потенциал.
А также сделать процесс обучения интересным, как для детей, так и для всех участников образовательного процесса благодаря тому, что каждое задание превращается в своего рода маленькую игру, созданную самим ребенком при помощи кисти, красок или карандаша
Благодаря частому использованию техник рисования с помощью дыхания- улучшились показатели речевого выдоха у детей, одного из основных условий плавной речи.
Движения пальцев рук стали точнее благодаря рисованию карандашами.
Опыт доказывает, что логорисование успешно используется в коррекционно-логопедической практике с детьми с заиканием, но я думаю, что он легко трансформируется и может применяться в работе с детьми любых нозологических групп.
Главное- отпустить свою фантазию и все получится!
Ни для кого не секрет, что часто родители отстраняются от участия в коррекционном процессе. Но несмотря на занятость и нехватку времени многие родители группы включились в процесс использования рисунка. Кто-то рисует стихи. А кого-то увлекла техника с мыльными пузырями. Это меня очень радует. Мой труд оказался интересен и для коллег.
Вышеизложенный опыт ориентирован на детей, имеющих заикание, но я думаю, что он легко трансформируется и может быть использован в работе с детьми любых нозологических групп.
Главное- отпустить свою фантазию и все получится!
помогут мне не только вовлечь ребенка в коррекционный процесс, восполнить дефицит сенсорного опыта, решить коррекционные задачи, но и
- сгладить невротическую симптоматику
-скорректировать поведенческие проблемы
- преодолеть речевой негативизм и наладить коммуникацию у детей с заиканием.
Работа в группе коррекции заикания начинается с режимов ограничения речи – это режим молчания и шепотная речь – вот оно раздолье для рисования и отработки логопедических навыков.
Знакомя ребенка с артикуляционными упражнениями, предлагаю отправиться в путешествие. И нам не нужны какие-либо специальные предметы, достаточно листа бумаги и любые художественные инструменты, способные оставлять след.
Суть задания состоит в том, что упражнение совместно выполняется и зарисовывается логопедом. Вот «Заборчик», вот «Замок», во дворе «Качели». Таким образом, получается история, которая остается на бумаге. В свободное время или дома ребенок раскрашивает картинки и повторяет выученные упражнения. По мере освоения движений путешествие может продолжаться и на следующих занятиях.
Еще один вариант выполнения артикуляционной гимнастики.
Возьмем трафареты к артикуляционной гимнастике, акварель, воду , бумагу и белый восковой мелок или свечку.
Здесь принимает участие от 4–6 ребят. Нужно обвести мелком изображение по трафарету, а затем любимым цветом закрасить весь лист бумаги, воск вытеснит водную краску, оставив изображение. (фото)
Затем выполняем каждое упражнение вместе. Правда весело?
Аналогичным способом можно выполнять упр. с песком, манкой и на песке на улице. (фото)
Формирование речевого выдоха одно из главных направлений в коррекции заикания поэтому требует включения разнообразных методов, приёмов, средств.
С целью развитие силы, плавности, длительности выдоха, направленности воздушной струи помогает техника рисования с мокрым эффектом с помощью коктейльной трубочки и выдыхаемого воздуха.
Упр. «Подуй-ка»
На лист бумаги кладем разведенную водой акварель и дуем на нее из трубочки. Получаем водянистые разводы и красочные ручейки. Рисуем дорожки, солнышко, смешные рожицы.
Используем технику рисования мыльными пузырями
Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» фигура. Работа с кругом активизирует эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, способствует формированию благоприятных межличностных отношений.
Данное упр. очень похоже на известное многим «Буря в стакане», которое тренирует длительный направленный выдох.
Только для его выполнения мы возьмем мыльный раствор, окрашенный пищевыми красителями. В стаканчики с разноцветными жидкостями помещаются трубочки. Дети дуют в трубочки, пока пена не подымится до краев, затем пена вычерпывается на лист бумаги. Получаются причудливые круги, с которыми продолжается работа на этапе автоматизации звука .
Так как круг это самая «доброжелательная» фигура. Работа с ним активизирует эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, способствует формированию благоприятных межличностных отношений.
Развитие мимики и пантомимики имеет огромное значение в коррекции заикания, и снова берем карандаши и краски.
«Изобрази с помощью мимического рисунка»
Берем карандаши и рисуем пиктограммы
Предлагаю послушать стихотворение и изобразить на бумаге Машу - эмоции бычка, а Артема- ежика.
Встретил ёжика бычок
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеётся:
- В рот не суй что попадётся!
Затем меняемся.
Автоматизация изолированного звука и работа над гласными с помощью рисования звуковых дорожек. Логопед пишет гласные, располагая их на листе, а ребенок рисует звуковые дорожки параллельно пропевая гласные на одном выдохе.
На одном выдохе рисуем и тянем гласные.
И вот звук поставлен. РРРРРР рычит ребенок. Если вы обладаете несложными навыками рисования, будет несложно обозначить новый звук картинкой
А ребенок дорисовывает дорожки, добавим гласные и автоматизируем звук в открытых слогах.
По мере освоения звука, предлагаем ребенку придумать слова с заданным слогом .
Ведем пальчиком по дорожке, произнося рррррра, рррама, ррррадость и так далее.
Изоритмика – упражнение, котором рисование сопровождается проговариванием стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движения карандаша совпадали. Всем известное с детства «Точка, точка, запятая…Тире- рожица кривая. Ножки, ручки, огуречик -получился человечек»
Круг рисуем, раз, два, три.
Очень круглый, погляди.
А от круга, а от круга
Много линий проведёшь.
Их лучами называют.
Что получилось – узнаёшь?
Всем известен прием кляксографии.
При помощи клякс можно закреплять чтение слогов, отрабатывать ответы на вопросы (Что ты видишь? Я вижу дракона.)
На этапе автоматизации звука в словосочетаниях и предложениях, а также для формирования языкового анализа и синтеза у детей подготовительного к школе возраста.
Рисовать самой и предлагать рисовать детям можно все что угодно: слова, придумывать с ними словосочетания и предложения.
Предлагаю рисовать слова и предложения. Для выполнения этих упражнений берем тетрадь в клеточку. Расчерчиваем вот таким образом по горизонтали и разрезаем листы по вертикали.
Придумываем предложение из 4 слов: «Собака спит под скамейкой» В каждой клетке по горизонтали зарисовываем слово. 1-ое слово- «собака»- ребенок рисует собаку (ничего что она часто на собаку не похожа, главное, чтобы ребенок запомнил что оно нарисовал), второе слово «спит» - рисуем, и так далее.
Следующая клетка по вертикали (2) Просим ребенка начертить схему предложения. Вот здесь нужно будет припомнить Слова по порядку .
3 линия – Делим каждое слово на слоги и чертим слоговую схему, а 4 линия- составляем звуковую схему слов. Если ребенок знает буквы и уже пытается писать слова, добавьте еще одну линию клеток и совместно с ребенком запишите предложение следуя правилам русского языка.
Таким образом работа строится по плану.
Продуктивная деятельность – положительный эмоциональный отклик- автоматизация навыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...
Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие....
Развитие моторных функций: координация слова, речи и движения, как одно из средств преодолении заикания у дошкольников
За последние годы возросло количество детей со снижением уровня речевого, психического и физического развития ребёнка. Заикание – это одно из самых тяжёлых расстройств речи и психологического со...
преодоление заикания у дошкольников
организация домашнего режима заикающегося дошкольника...
конспекты занятий по преодолению заикания у дошкольников.
конспекты занятий по преодолению заикания у дошкольников....
Статья на тему «Формы работы для преодоления заикания у дошкольников»
Работа над речью - часть комплексного метода преодоления заикания, реализуемая логопедом при активном участии самого заикающегося и его ближайшего социального окружения....