Зачем язычку гимнастика? Консультация логопеда для родителей.
консультация

Панова Наталья Владимировна

  Гимнастика для рук и ног – занятие нам знакомое и полезное, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

  Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, тренировка просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, для правильного звукопроизношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_yazychu_gimnastika_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx67.02 КБ

Предварительный просмотр:

                        ЗАЧЕМ ЯЗЫЧКУ ГИМНАСТИКА?

  Гимнастика для рук и ног – занятие нам знакомое и полезное, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

  Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, тренировка просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать нарушений (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. На начальных этапах артикуляционную гимнастику стоит выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть движения своего языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести эту способность,  постоянно упражняясь и отрабатывая навык. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Видишь, у меня тоже не получается, давай будем делать вместе». С ребёнком нужно заниматься каждый день по 5 – 10 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме.

  Во время занятий с ребёнком нужно быть терпеливым, спокойным, обязательно хвалить ребёнка, занятия проводить систематически.

  Упражнения подобраны, исходя из правильной артикуляции звука. Они объединены в комплексы. Каждый комплекс помогает развить определённые движения и положение губ, языка. С помощью комплекса специальных упражнений вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Комплексы артикуляционной гимнастики для всех групп звуков.

  Первый комплекс: упражнения, необходимые для формирования чёткого, правильного произношения всех звуков и пассивная артикуляционная гимнастика, которая рекомендуется на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов.

                      Пассивная артикуляционная гимнастика.

  1. Собирание губ в «трубочку» Пальцами сдвинуть губы в виде «трубочки».
  2. Растягивание губ в улыбку. Растянуть губы ребёнка за уголки в стороны, чтобы получилась «улыбка».
  3. Поднимание верхней губы и опускание нижней губы с обнажением дёсен.
  4. Приподнимание кончика языка. Приподнять кончик языка ручкой чайной ложки к твёрдому нёбу, за верхние зубы.
  5. Подтягивание языка вперёд. Язык захватить с помощью марлевой салфетки, осторожно подтянуть на нижнюю губу и отвести в сторону.

               Общий  комплекс артикуляционной гимнастики.

  1. Окошко. На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт                     «два» закрыть рот (окошко закрыто).

             

  1. Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

                                                    Это нравится лягушкам

                                                                     Тянем губы прямо к ушкам.

  1. Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

                                                                            Подражаю я слону.

                                                                             Губы хоботом тяну.

                                                      

  1. Лягушка – хоботок. На счёт «раз – два» чередовать упражнения.

                 Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.

                 А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

     

5. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

        Язык лопаткой положи                                        

        И под счёт его держи!

6. Трубочка. Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в трубочку.                    Язык сложим в трубочку –

                                     Подудим на дудочке.

7.Толстячок. Надувать обе щеки одновременно. Надувать правую и левую щёки попеременно (перегонять воздух из одной щеки в другую).

8. Худышка. Втягивание щёк в ротовую полость.

9. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине, попеременно высовывая и снова втягивая.

10. Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик переводить из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

           Тик – так, тик – так – мы шагаем дружно так.

           Тик – налево, так – направо. Тик – так, тик – так!

11.Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз, два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

Второй комплекс: упражнения предназначены для постановки и автоматизации свистящих звуков [ с], [з ], [ц ]. При их произнесении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке,  сильная воздушная струя идёт по середине языка.

1. Лягушка – хоботок. На счёт «раз – два» чередовать упражнения.

                 Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.

                 А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

     

2. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

        Язык лопаткой положи                                        

        И под счёт его держи!

3. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине, попеременно высовывая и снова втягивая.

4.Киска сердится. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.                                                                            

                    На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка.                

                         Кошка глазки открывает, кошка спинку выгибает.

5.Упрямый ослик. Улыбнуться, открыть рот. С силой произносит звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6. Трубочка. Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в трубочку.                    Язык сложим в трубочку –

                                     Подудим на дудочке.

7.Чистим нижние зубы. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

8. Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз, два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

9. Посчитай нижние зубки. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Третий комплекс: артикуляционные упражнения направлены на постановку и автоматизацию шипящих звуков [ш  ], [ ж ], [ ч ], [ щ ]. При их произнесении широкий язык направлен к альвеолам за верхними зубами, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, тёплая воздушная струя идёт посередине языка.

1. Лягушка – хоботок. На счёт «раз – два» чередовать упражнения.

                 Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.

                 А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

     

2. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

        Язык лопаткой положи                                        

        И под счёт его держи!

3. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине, попеременно высовывая и снова втягивая.

4.Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать под счёт до пяти. Нижняя губа недолжна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи, а края его загни.

  1. Бублик. Выполнять упражнение «Хоботок», затем округлить губы так,              чтобы были видны зубы. Следить. Чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счёт до пяти.

       

  1. Фокус. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

               

  1. Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

- Но!- Сказали мы лошадке                Вьётся грива на ветру.

И помчались без оглядки.                Вот и дом – лошадка: тпру – у!

 

     8. Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.

        Красит комнаты пора.                Он приходит в каждый дом

        Пригласили маляра.                С яркой краской и с ведром.

       

9.Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

   

10. Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

   

11. Гармошка. Положение языка как в упражнении «грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

                На гармошке я играю, рот пошире открываю.

       

Четвёртый комплекс: данный комплекс упражнений  предназначен для постановки и автоматизации звуков [л ],[ль]. При их произнесении кончик языка направлен вверх и прижимается к основанию верхних зубов.

1. Лягушка – хоботок. На счёт «раз – два» чередовать упражнения.

                 Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.

                 А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

     

2. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

        Язык лопаткой положи                                        

        И под счёт его держи!

3. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине, попеременно высовывая и снова втягивая.

4.Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

   

5.Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз, два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

  1. Пароход. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы- Ы – Ы. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

       

  1. Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Затем добавить голос, чтобы слышалось «бл – бл – бл».

         

    8. Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка         погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть остаётся неподвижна.

        Красит комнаты пора.                Он приходит в каждый дом

        Пригласили маляра.                С яркой краской и с ведром.

       

9.Чистим верхние зубки. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.

10. Посчитай верхние зубки. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

11. Поймаем звук Л. Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

         

Пятый комплекс: упражнения данного комплекса направлены на постановку и автоматизацию звуков [ р ], [ рь ]. При их произнесении язык поднят вверх за зубы, кончик языка вибрирует в проходящей очень сильной воздушной струе.

1.Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз, два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

2. Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка         погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

        Красит комнаты пора.                Он приходит в каждый дом

        Пригласили маляра.                С яркой краской и с ведром.

       

3. Чистим верхние зубки. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево. Следить, чтобы губы оставались в улыбке.

4. Посчитай верхние зубки. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

5. Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Губы широко улыбаются.

- Но!- Сказали мы лошадке                Вьётся грива на ветру.

И помчались без оглядки.                Вот и дом – лошадка: тпру – у!

 

  6. Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать (как конфетку) широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать язык в данном положении под счёт до 5.

   

   7. Гармошка. Положение языка как в упражнении «грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

                На гармошке я играю, рот пошире открываю.

       

8. Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно произносить звук Д – Д – Д – Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.

       

9. Буря. Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произносить звук З. При этом воздушная струя должна быть достаточно сильная, направлена на кончик языка.

10.Балалаечка. Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д – Д – Д быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или прямым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону, вызывая вибрацию языка: ДРРРРРР.

         Артикуляционные упражнения для развития подъязычной уздечки.

1.Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно произносить звук Д – Д – Д – Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.

       

2.Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Следить, чтобы губы оставались в улыбке.

- Но!- Сказали мы лошадке                Вьётся грива на ветру.

И помчались без оглядки.                Вот и дом – лошадка: тпру – у!

 

3. Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать (как конфетку) широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

   

   4. Гармошка. Положение языка как в упражнении «грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

                На гармошке я играю, рот пошире открываю.

       

5.Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка         погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.

        Красит комнаты пора.                Он приходит в каждый дом

        Пригласили маляра.                С яркой краской и с ведром.

       

6. Дотянись до носа. Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Выполнять упражнения для развития мышц речевого аппарата:

- лизать языком с блюдца (можно с одноразовой тарелочки) варенье, сметану или йогурт движениями языка снизу вверх;

- полоскать рот (можно отваром ромашки, если нет аллергии с добавлением небольшого количества мёда);

- сосать солёные сухарики из хлеба;

- жевать твёрдую пищу: морковь, яблоки, кусочки не перемолотого мяса;

- жевать жевательную резинку (не дольше 10 – 15 минут).

Для развития воздушной струи:

- дуть через соломинку в воду в стакане – буря в стакане;

- свистеть в свисток, дуть в дудочку;

- выдувать мыльные пузыри;

- надувать воздушный шарик;

- сдувать кусочек ваты с ладошки.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда для родителей "О роли родителей в развитии речи детей".

Данная информация предназначена для молодых родителей. Некоторые нарушения детской речи, возможно, корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, испра...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы  нарушения речи, звукопроизношения. В данной статье есть рекомендации родителям по устранению ошибок в развитии речи детей....

Консультация логопеда для родителей старшей группы «Для чего нужны занятия с логопедом».

      Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда могут услы...

Консультация логопеда для родителей "Родители-главные помощники логопеда"

УГОЛОК ЛОГОПЕДА Родители — главные помощники логопеда Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правиль­ной речи. Речь ребенка формируется на примере речи...