дидактические игры по развитию речи
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Дидактические игры по развитию речи по лексическим темам "Овощи" "Фрукты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_ovoshchi-frukty_po_razvitiyu_rechi.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Овощи»

Словарь:

-  морковь, репа, капуста, картошка, огурцы, лук, помидоры, чеснок, свёкла, перец, кабачок, горох, укроп, петрушка, тыква, баклажан, редиска.  

-  огород, поле, грядка, стручки,  семена, клубни, листья,  кочан, винегрет, борщ, сок, урожай, посадка, полив.

Признаки: (прилагательные) красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький,  круглый, овальный, сочный, гладкий.

Действия:  глаголы)  сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, полоть, собирать, выдёргивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, заготавливать,  солить.

Грамматика.

Образование  существительных  с  уменьшительно - ласкательными  суффиксами в единственном и множественном числе ( помидор - помидорчик- помидорчики)

Образование  относительных прилагательных (картофель - картофельный).

Согласование данных прилагательных  с  существительными  в роде, числе и падеже. Составление словосочетаний ( капуста круглая,..)

Образование  множественного числа  существительных  в именительном  и родительном  падежах ( кабачок – кабачки - кабачков,..).

Составление   сложных предложений с союзом «а» (Капуста  круглая, а  огурец овальный.).

Составление  простых  предложений с однородными определениями  

(Капуста твёрдая, круглая, зелёная, хрустящая ); с однородными сказуемыми (Капусту сажают, поливают, пропалывают.); с однородными подлежащими

(Помидоры и огурцы растут на кустиках).

Составление предложений с предлогами «в», «на», «с», «из».

                                                                                                                    Формирование навыков связной  речи.

Составление  описательного  рассказа  по схеме:

1.Что это?

2. Цвет.

3.Форма.

4.Твёрдый или мягкий.

5.Гладкий или шершавый.

6.Запах.

7.Сочный или сухой.

8.Сладкий, кислый или горький.

9. Где растёт?

Составление  загадок  об  овощах по плану:

-  Где  растёт? ( В огороде на  грядке, в земле, на земле, на кустах). Его нужно выкапывать, срывать, выдёргивать срезать?

- Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на  ощупь? Что можно из него приготовить?

 

Отгадай  загадки.

1.Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. (Морковь).

2.Круглый бок ,жёлтый бок, сидит на грядке колобок.

   К земле прирос крепко. Что это?  (Репка).

3.Неказиста, шишковата, а придёт  на стол она,

скажут  весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна! »  (Картошка).

4. Щёки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,

а рубашка зелена, вся на солнышке она.    (Редис).

5.Голова на ножке, в голове - горошки.     (Горох).

6. Я длинный и зелёный, вкусный и солёный,

 вкусный и сырой, кто же я такой?     (Огурец).

7. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи - меня ищи.        (Капуста).

8. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.   (Лук).

Дидактические игры:

 «Один - много» ( образование множественного числа имён существительных) : огурец - огурцы, помидор - помидоры,..).

 «Большой - маленький» (словообразование с помощью  уменьшительно- ласкательных суффиксов) : огурец- огурчик,…).

Дидактические игры « Назови цвет», « Назови форму»

(согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая?) – оранжевая, …

Огурец (какой?) – овальный,…

Упражнение для пальчиков « Засолка капусты»:

Мы капусту рубим, рубим,              Резкие движения прямыми

                                                            кистями рук вверх – вниз.

Мы морковку трём, трём,                Пальцы рук сжаты в кулаки,

                                                            движения  к себе и от себя.

Мы капусту солим, солим,              Движение пальцев, имитирующих

                                                            посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём, жмём.                Интенсивное сжимание пальцев

                                                            рук в кулаки.

Дидактические игры:

-  «Что изменилось?» Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения, задаются различные  вопросы.

 - «Сосчитай» (по картинкам ). Согласование числительных с существительными.

-  «Отбери по признаку». Дети отбирают картинки овощей сходные по цвету, форме, размеру, вкусу.

 - «Собери овощ». Дети собирают разрезную картинку, рассказывают об овоще. Усложнение: собрать картинку из разных  овощей и придумать новое название овоща, его произрастание, применение.

-  «Что лишнее». Называя овощи, дать название другого предмета.  (Огурец, помидор, яблоко, горох).

Физкультминутка.

В огород пойдём,                                  Дети маршируют на месте,

Урожай соберём:                                  идут по кругу, взявшись за руки                                                      

Мы моркови натаскаем                        «таскают»

И картошки накопаем                           «копают»

Срежем мы кочан капусты,                  «срезают»

Круглый,  сочный, очень вкусный,      показывают руками

Щавеля нарвём немножко                   «рвут»

И вернёмся по дорожке.                       идут по кругу, взявшись

                                                                 за руки. (Н. Нищева)

Дидактическая игра «Чья? Чей?». Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Подвижная игра. «Бабка сеяла горох».

Бабка сеяла горох. Ох!         Дети водят хоровод. В середине

Уродился он не плох. Ох!     хоровода  стоит водящий.

Уродился он густой.

Мы помчимся - ты постой.     Дети разбегаются по группе.

                                                   Водящий ловит одного из детей,

                                                    который и заменяет его.

Игра - хоровод « Кабачок».

Кабачок, кабачок,                   Дети идут по кругу, «кабачок» в

Тоненькие ножки,                    кругу.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.               «Кабачок» танцует, потом

Танцуй, сколько хочешь,          выбирает другого.

Выбирай, кого захочешь.

Смотреть картотеку «Подвижные игры»

Речевое  творчество в различных видах деятельности.

Сюжетно - ролевые игры: « Овощной магазин», « Собираем урожай». Самостоятельно придумывать сюжеты для своих игр.

Изодеятельность.

Игры с книжками раскрасками. Обводка трафаретов овощей.

Придумывание сюжетов для лепки и рисования, используя полученные знания. Лепка и рисование необычных овощей.  (составление рассказов  и сказок  о них).

Отгадай загадку и нарисуй отгадку.

Аппликация « Чудо овощ».

Тексты для чтения.

С. Михалков « Овощи», М. Валек « Мудрецы», Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», Ю.Тувим « Хозяйка однажды с базара пришла», В. Коркин « Что растёт на нашей грядке?», В. Губернаторова  « Будем знакомы!»

 

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть дома с ребёнком  натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

- объяснить, что всё это можно назвать одним словом « овощи»

-  обратить на  следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

- по возможности рассказать и показать  ребёнку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…);

- совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.

- совместно с ребёнком  слепить, нарисовать, вырезать овощи, придумать рассказы, сказки, загадки, записать их.

О.А.Белобрыкина  «Речь и общение». Дидактические игры.

Старшая группа:

« Узнавание» стр. 42, «Распространение предложений» стр.44, «Чем был?» , «Чем будет» стр.49, « На что похоже» стр.50, «Волшебные картинки» , «Дорисуй» стр.52, « Рисунки по кругу», « Я хочу нарисовать» стр.65, « Если бы …»стр.95, «Так бывает или нет» стр.101, « Прямая трактовка»стр. «Зарисовка наблюдений» стр.140( экология), « Растёт не растёт» стр.61.

Подготовительная   группа:

« Цепочка  слов» стр43, « Пропущенные слова», «Распространение предложений» стр.44, «Пропавшее слово» стр.46, «Что в чём» стр.47, « Что от чего» стр.48, «Классификация» стр.49, «На что похоже» стр.50, « Буквы и цифры» стр.52, «Волшебные картинки» стр.60, «Съедобное не съедобное» , « Вершки- корешки» стр.60, «Общее и особенное» стр.61, « Что общего?» стр.62, « Добавление» стр.64, « Что откуда» стр.71, « Оживление2 стр.74, «Весёлые картинки» стр.78,  «Рассказы-коламбуры» стр.79, « Цветные рассказы» стр. 90, « Веришь - не веришь» стр.100, «Странные  рассказы» стр. 102, «Вопросы и ответы», « История рассказанная с окончания» стр.102, « Хорошо- плохо» стр.114, « Чужое слово» стр.120, «Лавина» , « Бесконечное  предложение» стр.121, «Скрещивание» , варианты 1,3,4, « Да – нетка» стр.126,

«Немое кино» стр.138,  « Интервью» стр.154, «Телевизор» стр.163,  « Рассказ от первого лица» стр.162.

«Фрукты»

  Словарь:

 Названия (существительные): яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, банан, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок.

Признаки (прилагательные): фруктовый, красный, жёлтый, зелёный, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный.

Действия (глаголы): сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, окапывать.

Грамматика:

Образование  уменьшительной формы существительных (яблоко - яблочко- яблочки), прилагательных (красное - красненькое - красненькие) в единственном и множественном числе.

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (лимон - лимоны- много лимонов).

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое).

Образование  относительных прилагательных ( сок из яблок- яблочный).

Согласование притяжательных местоимений с существительными (моё яблоко).

Составление сложных предложений с союзом «а». (Яблоко сладкое, а лимон кислый.).

Составление простых предложений с однородными определениями ( Яблоко твёрдое, круглое, зелёное, хрустящее.); с однородными сказуемыми ( Яблоко срывают, моют, едят.); с однородными подлежащими ( Яблоки и груши растут в саду.).

Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном  числах. ( яблоко красное – яблоки красные.).

        Формирование навыков связной речи.

Изменение предложений по образцу: Коля пьёт сок из яблок.- Коля пьёт яблочный сок.

Составление описательного рассказа по опорной схеме:

Что это?

Где растёт?

Какой формы, цвета?

Какой он на вкус?

Какой он на ощупь?

Что можно из него приготовить?

Речевое  творчество детей в различных видах деятельности.

Придумывание  загадок о фруктах, используя полученные знания.

Придумывание продолжения и конца к рассказу на тему «Фруктовый сад»,   «Как фрукты и овощи подружились».

Дидактические игры: 

« Что изменилось?», «Чего не стало?»  

Игра с мячом  « Один - много» ( яблоко- много яблок).

Игра с мячом «Назови ласково».

Дидактическая игра  « Что в корзине?». Загадываются загадки о фруктах, дети отгадывают их и получают фрукт.

«Закончи предложение». На столе лежит красное яблоко. На столе лежат …..

(красные яблоки).

Магазин «Соки». Дети покупают соки и называют их. Например: - Я куплю сок из яблок – яблочный сок. А затем объясняет, почему он любит этот сок. Например: - Я люблю яблочный сок, он сладкий, ароматный, полезный.

« Что, где растёт?». Поместить изображения фруктов туда, где они растут.

Дидактическая игра « Собери фрукт». Собирают разрезанные картинки фруктов.

Физкультминутка.

Будем мы варить компот          Дети маршируют,

Фруктов нужно много. Вот:      образуют круг,

Будем яблоки крошить,              « крошат»,

Грушу будем мы рубить.            «рубят»,

Отожмём лимонный сок,             «отжимают»,

Слив положим и песок.               «кладут»,

Варим, варим мы компот.            приседают,      

Угостим честной народ.              хлопают в ладоши.  

( Н. Нищеева).

Игра с мячом  « Кто запомнит больше слов?» Ребёнок называет фрукт и передаёт мяч дальше.  Второй ребёнок  должен запомнить предыдущее слово, назвать своё и передать мяч дальше. Если ребёнок ошибается, он выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.

Физкультминутка. 

Собери в корзину фрукты овальной формы, в другую - круглой.

Игра « Хитрый ёжик»

Хитрый ёжик - чудачок  

Сшил колючий пиджачок:        Дети сидят на стульях.

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит ёж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу, сливу - всякий плод,       Когда « ёжик» дотрагивается до

Что под деревом найдёт,            ребят, они называют фрукт.

И с подарочком богатым

Возвращается к ребятам.

 Зарядка.

Руки поднимаем, яблоки срываем.                Дети повторяют движения.

Руки опускаем. В корзину собираем.

Руки поднимаем и в корзину убираем.         Дети садятся.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.                                 Дети повторяют движения.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Речевое творчество.

Рисование на тему « Мой любимый фрукт». Придумать рассказ по рисунку.

Лепка фруктов по муляжам.

Книжки - раскраски « Фрукты».

Обводка фруктов  по трафаретам.

Дети, выполняя задания, составляют словосочетания, предложения, рассказы.

Сюжетно - ролевая игра  « Сбор урожая»: придумать сюжет.

Составление рассказов  по аналогии « Что растёт в саду».

Придумать загадки о фруктах.

Тексты для чтения.

Л. Толстой « Косточка», К. Тангрыкулиев « Дыни», Б.Брехт  «Слива», М. Данойлич «Айва», Т.Павчек «Золотое яблоко», И. Змай « Яблоко».

Родителям  рекомендуется:

- рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты и  объяснить, что всё это можно назвать одним словом «фрукты»;

- обратить внимание на характерные признаки фруктов: Цвет, форму, вкус;

- по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

- рассказать и показать, что можно приготовить из фруктов;

- совместно с детьми слепить, нарисовать, вырезать фрукты, придумать загадки, рассказы  о фруктах.

- чтение рассказов, загадок, стихов.

О.А.Белобрыкина «Речь и общение». Дидактические игры.

Старшая  группа: смотреть  тему  « Овощи»;

Подготовительная группа: смотреть тему «Овощи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....