КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как развивать мелкую моторику детям с ОВЗ?»
консультация по логопедии

Вожова Ирина Александровна

 

                               

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvivat_melkuyu_motoriku_detyam_s_ovz.doc753 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как развивать мелкую моторику детям с ОВЗ?»

Учитель-логопед  МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 10

г. Шебекино Белгородской области»

Вожова И.А.

  

                               

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Что такое мелкая моторика?

              Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем человека, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и  точных движений кистями и пальцами рук. 

Почему так важно развивать мелкую моторику детям с ОВЗ?

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки, было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Какие правила следует помнить и соблюдать во время занятий по развитию мелкой моторики?

1. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

2. Сначала все упражнения выполняются медленно (при необходимости оказывается помощь).

3. Число повторений нового действия определяется возможностями ребенка с ОВЗ.

4. Повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий.

5. Интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую.

6. Продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно.

7. Перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.

Какие  упражнения способствуют развитию моторики рук?

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук 

Самомассаж тыльной стороны кистей рук – поглаживание от кончиков пальцев вверх до локтя, растирание ребром ладони по всем направлениям тыльной стороны, пощипывание, покалывание, похлопывание ребром ладони.

Самомассаж  кисти руки со стороны ладони – костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по массируемой ладони, закручивающие движения фалангами сжатых в кулак пальцев.

Самомассаж пальцев рук – растирание каждого пальца от ногтя к основанию (прямолинейное движение – «надеваем перчатки»), спиралевидные поглаживающие движения от кончика к основанию. Используем в этом случае разные потешки: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой», «Этот пальчик - дедушка, этот пальчик – бабушка» и т.п.   

Выполняя массаж, дети сидят за столом. Кисть и предплечье лежат на столе. Все приемы массажа выполняются по очереди каждой рукой, таким образом, обе руки являются и  массирующей, и массируемой.

После массажа кистей рук и пальцев дети выполняют несколько упражнений с круглыми массажерами из резины с шипами, с мячиком Су-Джок, кистевыми эспандерами и маленькими резиновыми мячами.  Проводится тренировка функции захвата всей кистью и тремя пальцами - большим, указательным и средним. Дети учатся выполнять «ввинчивающие» движения с помощью малых мячей, постукивание, щелчки каждым пальцем отдельно по мячу, катание массажера с шипами между ладонями и по столу, сжимание и разжимание его одной или двумя руками.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками).

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Детям трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Дети постарше разучивают слова к игре.

Пальчиковые игры побуждают ребят к творчеству и в том случае, когда они придумывают к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, детей следует хвалить.

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.).

Упражнения  с бумагой  и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

4. Теневой, пальчиковый театр.

Для развития мелких координированых движений можно использовать пальчиковые куклы из бумаги, ткани, вязаные, из разных материалов.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

     

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. 

Рисование.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половину изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у детей.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

Пазлы.

Такие чудо – карточки очень полезны для развития мышления и познавательных способностей ребенка.

8. Выкладывание фигур из

счетных палочек.

          В этих упражнениях хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур. В процессе упражнения необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Ребенок может проявить свою фантазию и выложить из палочек свою картинку. Можно «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку из книжки (сопровождать игру простыми стихами. 

       9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

Шитье, вязание, плетение

        Шитье, вязание, плетение из ниток, веревок и проволоки очень полезны для детей с серьезными двигательными нарушениями. Детям очень нравится завязывать морские узлы, плести из веревок в технике макраме, изучать и показывать игры с веревочкой. Такие занятия укрепляют мышцы рук, помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.

10. Домашние дела:

- перемотка ниток;

- завязывание и развязывание узелков;

- уход за срезанными и живыми цветами;

- чистка металла;

- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

                                                    - собирание разрезных картинок, ягод;

                                                    - разбор круп и т.д.

Данные рекомендации способствуют осмысленной, целенаправленной работе  родителя с ребенком по развитию моторики, что в конечном итоге приведет к развитию мышления и речи ребенка. 

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как развивать мелкую моторику у детей"

      Под понятием "мелкая моторика" подразумеватся движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно, в течение всего дошкольного п...

Консультация для родителей: "Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет"

Развитие мелкой моторики руки играет огромную роль в подготовке детей к школе. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает...

Консультация для родителей: "Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет"

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики.  Руки ребенка — это его...

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»...

Консультация для родителей "Как развивать мелкую моторику у детей"

В консультации представлены рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей, примеры пальчиковых игр....

2024.Консультация для родителей. Тема: «Развиваем мелкую моторику детей»

Дать представление о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей. Порекомендовать родителям дидактические игры для развития мелкой моторики....