Консультация для родителей "Как развивать мелкую моторику у детей"
консультация (младшая группа)

Ионова Ольга Ивановна

В консультации представлены рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей, примеры пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_melkuyu_motoriku_u_detey.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Шойбулакский детский сад «Колосок»

Медведевского муниципального района Республики Марий Эл

Консультация для родителей на тему:

«Как развивать  мелкую моторику у детей»

        

                                                                                   Выполнил:

                                                                                     воспитатель

                                                                                      Ионова О.И

с. Шойбулак

2020

В настоящее время общественность предъявляет все более высокие требования к личности не только взрослого человека, но и ребенка. Становится больше объем знаний, которые  должен  усвоить  ребенок  при  поступлении  в  школу.  Для  того, чтобы сформировать у детей умение справиться с предстоящими задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них речи. Проблема развития правильной, грамотной речи не теряет своей актуальности до сих пор.

Речь, как известно, неразрывно связана с развитием мелкой моторики пальцев рук. Мелкая  моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, которые сочетаются с зрительной системой.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

 Известно, что все функции центральной нервной системы наиболее эффективнее поддаются  тренировке  и  воспитанию  в  период  их естественного становления. В современной методике дошкольного воспитания для  развития мелкой моторики рук детей на каждом возрастном  этапе используются различные упражнения и виды игровой деятельности. В данной статье охарактеризуем пальчиковые игры и упражнения, которые положительно  влияют  на  развитие  мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста.

Пальчиковые  игры имеют свойство создавать положительную эмоциональную обстановку, развивают  умение подражать взрослому, учат слушать  и понимать смысл слов и фраз, повышают речевую активность ребенка, обогащают его словарный запас. В процессе пальчиковых игр и упражнений  кисти рук и пальцы приобретают силу, гибкость и подвижность, а это облегчит в будущем овладеть навыком письма.

Если ребенок совместно с взрослым будет периодически выполнять упражнения и играть в пальчиковые игры, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его движения  станут более активными, речь станет более  понятной,  яркой.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук:

  1. традиционные:
  • игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
  • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углем;
  • настольные игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, разрезные картинки, игры с вкладышами;
  • кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, настольный, театр теней;
  • игры на развитие тактильного восприятия: «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
  1. нетрадиционные:
  • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными мячиками;
  • игры, в которых применяется разнообразный по структуре материал   (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой).

Пальчиковые упражнения условно делятся на три группы:

1) упражнения для кистей рук:

  • помогают развивать подражательную способность;
  • формируют умение напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять заданное положение пальцев некоторое время;
  • учат переключать внимание с одного движения пальцев на другое.

2) упражнения для пальцев (условно – статические):

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3) упражнения для пальцев (динамические):

  • усиливают развитие точности и координации действий рук;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • развивают способность противопоставлять большой палец остальным.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь – учитывать  индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Пальчиковые игры со стихами

  1. "Дружба"

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
 Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.

  1. "Прогулка"

(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,
(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).
А вторые - догонять,
(ритмичные движения по столу указательных пальцев).
Третьи пальчики - бегом,
(движение средних пальцев в быстром темпе).
А четвертые - пешком.
(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).
И в конце пути упал.
(стук кулаками по поверхности стола).

  1. "Человечки"

Побежали вдоль реки.
(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю)
Дети наперегонки.
(Повторить несколько раз).

  1. "В гости"

В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому:
(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
(
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики - друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.

  1. "Домик"

Раз, два, три, четыре, пять
(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).
Вышли пальчики гулять.
(
ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).
В домик спрятались опять.
(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

  1. "Засолка капусты"

Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)
Мы морковку трем,
(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

  1. "Замок"

На двери висит замок,
(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок")
Кто открыть его бы смог?
(повторение движений)
Потянули,
(пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)
Покрутили,
(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)
Постучали
(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)
И - открыли!
(пальцы расцепить, ладони в стороны).

  1. "Пальчик - мальчик"

"Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел".

Взрослый показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

  1. "Белка"

"Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому".

При помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

  1. "Этот пальчик"

"Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья".

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

  1. "Пальчики спят"

"Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора".

Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

  1. "Ну-ка, братцы, за работу!"

"Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять".

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук детей 2–3 лет»

laquo;Развиваем мелкую моторику рук детей 2–3 лет»...

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей"

Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи де...

консультация для родителей "Развивая мелкую моторику у детей, мы формируем навыки самообслуживания"

рекомендация для родителей,как с помощью мелкой моторики можно сформировать у детей навыки самообслуживания....

Консультация для родителей Развиваем мелкую моторику у детей

Консультация для родителей Развиваем мелкую моторику у детей На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИВАЯ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДЕТЕЙ, МЫ ФОРМИРУЕМ НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ»

В настоящее время многие родители уделяют больше внимание обучению детей чтению, иностранным языкам, математике чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научит...