Консультация для родителей "Как развивать мелкую моторику у детей"
консультация (младшая группа)
В консультации представлены рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей, примеры пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_melkuyu_motoriku_u_detey.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Шойбулакский детский сад «Колосок»
Медведевского муниципального района Республики Марий Эл
Консультация для родителей на тему:
«Как развивать мелкую моторику у детей»
Выполнил:
воспитатель
Ионова О.И
с. Шойбулак
2020
В настоящее время общественность предъявляет все более высокие требования к личности не только взрослого человека, но и ребенка. Становится больше объем знаний, которые должен усвоить ребенок при поступлении в школу. Для того, чтобы сформировать у детей умение справиться с предстоящими задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них речи. Проблема развития правильной, грамотной речи не теряет своей актуальности до сих пор.
Речь, как известно, неразрывно связана с развитием мелкой моторики пальцев рук. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, которые сочетаются с зрительной системой.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Известно, что все функции центральной нервной системы наиболее эффективнее поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного становления. В современной методике дошкольного воспитания для развития мелкой моторики рук детей на каждом возрастном этапе используются различные упражнения и виды игровой деятельности. В данной статье охарактеризуем пальчиковые игры и упражнения, которые положительно влияют на развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста.
Пальчиковые игры имеют свойство создавать положительную эмоциональную обстановку, развивают умение подражать взрослому, учат слушать и понимать смысл слов и фраз, повышают речевую активность ребенка, обогащают его словарный запас. В процессе пальчиковых игр и упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, гибкость и подвижность, а это облегчит в будущем овладеть навыком письма.
Если ребенок совместно с взрослым будет периодически выполнять упражнения и играть в пальчиковые игры, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его движения станут более активными, речь станет более понятной, яркой.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук:
- традиционные:
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углем;
- настольные игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, разрезные картинки, игры с вкладышами;
- кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, настольный, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
- нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными мячиками;
- игры, в которых применяется разнообразный по структуре материал (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой).
Пальчиковые упражнения условно делятся на три группы:
1) упражнения для кистей рук:
- помогают развивать подражательную способность;
- формируют умение напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять заданное положение пальцев некоторое время;
- учат переключать внимание с одного движения пальцев на другое.
2) упражнения для пальцев (условно – статические):
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3) упражнения для пальцев (динамические):
- усиливают развитие точности и координации действий рук;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- развивают способность противопоставлять большой палец остальным.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Пальчиковые игры со стихами
- "Дружба"
"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.
- "Прогулка"
(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).
Пошли пальчики гулять,
(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).
А вторые - догонять,
(ритмичные движения по столу указательных пальцев).
Третьи пальчики - бегом,
(движение средних пальцев в быстром темпе).
А четвертые - пешком.
(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).
И в конце пути упал.
(стук кулаками по поверхности стола).
- "Человечки"
Побежали вдоль реки.
(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю)
Дети наперегонки.
(Повторить несколько раз).
- "В гости"
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому:
(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики - друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.
- "Домик"
Раз, два, три, четыре, пять
(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).
Вышли пальчики гулять.
(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).
В домик спрятались опять.
(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).
- "Засолка капусты"
Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)
Мы морковку трем,
(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
- "Замок"
На двери висит замок,
(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок")
Кто открыть его бы смог?
(повторение движений)
Потянули,
(пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)
Покрутили,
(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)
Постучали
(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)
И - открыли!
(пальцы расцепить, ладони в стороны).
- "Пальчик - мальчик"
"Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел".
Взрослый показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.
- "Белка"
"Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому".
При помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
- "Этот пальчик"
"Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья".
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- "Пальчики спят"
"Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора".
Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
- "Ну-ка, братцы, за работу!"
"Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять".
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук детей 2–3 лет»
laquo;Развиваем мелкую моторику рук детей 2–3 лет»...
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей"
Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи де...
консультация для родителей "Развивая мелкую моторику у детей, мы формируем навыки самообслуживания"
рекомендация для родителей,как с помощью мелкой моторики можно сформировать у детей навыки самообслуживания....
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей".
Развиваем мелкую моторику у детей...
Консультация для родителей Развиваем мелкую моторику у детей
Консультация для родителей Развиваем мелкую моторику у детей На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это...
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей 2-4 лет"
Консультация для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИВАЯ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДЕТЕЙ, МЫ ФОРМИРУЕМ НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ»
В настоящее время многие родители уделяют больше внимание обучению детей чтению, иностранным языкам, математике чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научит...