Выступление на МО учителей-логопедов
материал по логопедии

Афанасьева Вера Анатольевна

Сопровождение детес с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx307.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Локальные акты образовательной организации в части включения ребенка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс

Rакие бывают локальные акты

В части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в образовательной организации необходимо в Уставе предусмотреть основные положения, такие как: прием таких детей с учетом рекомендаций ПМПК (психолого- медико-педагогической комиссии или для ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.).

в вебинаре  "Проблемы проектирование и реализации инклюзивного подхода в условиях ДОУ" на канале для педагогов Российский учебник Медова Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования и логопедии.  Обозначила ряд изменений в нормативной документации ДОУ

Для обеспечения инклюзивной практики локальные акты дошкольного учреждения требуют внесения определенных изменений:

  • В Уставе – в разделы, касающиеся целей и задач функционирования учреждения, режима работы, комплектования, контингента воспитанников, содержания и организации педагогического процесса , функционирования структурных подразделений, должны быть изменены соответствующие изменения (н-р, в уставе должна быть формулировка не только о всестороннем развитии и охране жизни и здоровья воспитанников, но и об осуществлении квалифицированной коррекции нарушений физического и психического развития);
  • в Коллективном договоре – в разделы, отражающие особенности графиков работы сотрудников, учета рабочего времени, положении об оплате труда и т.п., должны быть внесены изменения, отражающие новую специфику работы учреждения (н-р, в положение об оплате труда в учреждении, являющееся обычно разделом коллегиального договора, может быть внесен пункт о доплате сотруднику, выполняющему функции координатора инклюзии, указан  ее размер);
  • в Правилах внутреннего трудового распорядка;
  • в Должностных инструкциях работников – особенности организации инклюзивного образовательного процесса требуют внесения изменений в функциональные обязанности многих сотрудников;
  •  в Инструкции по технике безопасности – эти внутренние локальные акты требуют значительных изменений (н-р, порядок действий сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда, что делать в том или ином случае);
  • в Положениях о структурных подразделениях, методическом объединении, ПМПк и др.);
  • в Договорах с родителями (законными представителями) имеет смысл разработать на основе Типового договора с родителями (законными представителями) воспитанника несколько форм договоров, отражающих особенности посещения ребенком различных структурных подразделений и групп различной направленности;
  • в Правилах внутреннего трудового распорядка;
  • в Должностных инструкциях работников – особенности организации инклюзивного образовательного процесса требуют внесения изменений в функциональные обязанности многих сотрудников;
  •  в Инструкции по технике безопасности – эти внутренние локальные акты требуют значительных изменений (н-р, порядок действий сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда, что делать в том или ином случае);
  • в Положениях о структурных подразделениях, методическом объединении, ПМПк и др.);
  • в Договорах с родителями (законными представителями) имеет смысл разработать на основе Типового договора с родителями (законными представителями) воспитанника несколько форм договоров, отражающих особенности посещения ребенком различных структурных подразделений и групп различной направленности;
  • в Приказах руководителя:
  1. Приказ об открытии и комплектовании структурных подразделений и групп различной направленности (в течение года приказы о зачислении, отчислении и переводе воспитанников внутри учреждения;
  2. Приказ об утверждении положений, планов, инструкций, графиков, циклограмм, работы персонала и структурныхподразделений;
  3. Приказ об установлении нагрузки педагогам и специалистам, возложении обязанностей, установлении доплати и надбавок.

Важным вопросом функционирования учреждения в правовом плане является наличие лицензии и аккредитационного свидетельства, которые являются не локальными актами учреждения, а разрешительными документами. Учреждение должно иметь лицензию и аккредитационное свидетельство на реализацию общеобразовательных программ и осуществление квалифицированной коррекции нарушений в физическом и психическом развитии воспитанников. В случае, если в коррекционном процессе предоставляются  медицинские услуги (массаж, ЛФК и др.) учреждение должно получить лицензию на осуществление этой деятельности.

 Необходимо помнить, что получение образования гражданами с ОВЗ и инвалидами Закон №273-ФЗ определяет, что учащийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2). Соответственно, и указания нового Закона в отношении образовательных гарантий лиц с ОВЗ достаточно четкие, и согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 федеральными 11 государственными органами, органами власти РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:  

получения без дискриминации качественного образования,  коррекции нарушений развития и социальной адаптации,  оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия. Эти условия должны в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования (определение инклюзивного образования дается в согласно Закону №273-ФЗ, под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п.27 ст.2).

  1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
  2. Пед. работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся.
  3.  Особенности обучения определяются уполномоченными органами власти.
  4.  Обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются учебники, учебные пособия, а также услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
  5. Нормативы, в соответствии с которыми расчитываются и предоставляются субвенции (местным бюджетам) и субсидии на возмещение затрат (частным образовательным организациям), а также нормативные затраты на оказание госуслуг (муниципальных услуг) в сфере образования, определяются с учетом специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. (п.27 ст. 2)

Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, должен включает в себя: 

C:\Users\User\Desktop\Мое ПМПк\slide_20.jpg

C:\Users\User\Desktop\Мое ПМПк\slide_21.jpg

C:\Users\User\Desktop\Мое ПМПк\slide_22.jpg

при подготовке материала использовались материалы лекции Губановой Елены Владимировны — к.п.н., профессора кафедры экономики образования ГАОУ ВПО Московского института открытого образования и Феклина Сергея Ивановича — к.ю.н., эксперта Рособрнадзора, советника ректора, секретаря Наблюдательного совета ФГАОУ АПК и ППРО, руководителя юридической клиники (консультации) ГБОУ ВПО МГПУ.

 

Психолого-педагогическое сопровождение – это значимый компонент психолого-педагогической помощи в целом. Дословно «сопровождать» означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Если рассматривать ППС с точки зрения С системно-деятельностного подход  (Леонтьев А.Н , Б.Ф. Ломов), то сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения воспитания и социализации М.Р. Битянова отмечает, что психолого- педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной  среде. Целью психолого- педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Дети с ограниченными возможностями здоровья

— дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды,

- либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Современная образовательная организация нацелена на создание условий для успешной социализации  детей с ОВЗ, детей-инвалидов:

  • Ребенок с ОВЗ получает «цензовое образование сопоставимое по уровню его «академического» компонента с  образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же     календарные сроки».
  • Обязательным условием является систематическая специальная психолого - педагогическая поддержка, которая предполагает  создание адекватных условий для реализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Общие Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  •  осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  •  возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Если рассматривать задачи ППс на уровне дошкольного образования, то

в  ДОУ они сводятся

• обеспечению адаптации в ДОУ;

• обеспечению физического развития

ребенка (решению проблем сохранения и

восстановления психического и

физического здоровья);

• обеспечению интеллектуального развития

посредством игры;

• развитию самостоятельности и

самоорганизованности;

• приобщению детей к общечеловеческим

ценностям;

• развитию задатков и способностей;

в отношении семей обучающихся 

 систематическая психологическая помощь родителям и родственникам  обучающихся;  

повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;  

повышение уровня реабилитационной компетентности

 родителей обучающихся с ОВЗ;  

оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;  

формирование психологической культуры;

 в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике 

 повышение профессиональной компетентности;

  формирование навыков командной работы;  

формирование психологической культуры.

Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. В связи с актуальностью вопроса и необходимостью оказания практической помощи в детском саду необходимо разработать «Модель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО». Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:

– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;

– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;

– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);

– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.

Данная модель нацелена на:

– на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;

– коррекцию его психофизических недостатков;

– актуальное включение в окружающую социальную среду;

– подготовка к школьному обучению.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ.

В ходе вебинара "Организация полного цикла сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации" от 10 марта 2017, который проходил на образовательном портале "Преемственность в образовании" были выделены 2 основных уровня, на которых осуществляется деятельность по ППС детей с ОВЗ.

административный уровень:

-организационное обеспечение (документы, назначения ответственного и.т.п.)

-метериально-техническое обеспечение

-организационно-педагогическое (организация .ПМПк,  группа по разработке ИОМ,АООП и .т.п.)

-программно-методическое

Следующий уровень

психолого-педагогический:

- выявление причин затруднений

-наблюдение за динамикой развития ребенка

-подбор эффективных п-пед приемов

- рекомендации родителям коллегам

-взаимодействие педагогов и родителей

Этапы ППС ребенка с ОВЗ ,

описанные в методических рекомендациях Департамента образования города Москвы Московский городской педагогический университет Институт специального образования и комплексной реабилитации Московский городской психолого-педагогический университет Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций

Первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке. 

 Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов деятельности, психолого-педагогической документации.

Второй этап – анализ полученной информации.

На основе анализа определяется специфика психолого- педагогической помощи. Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии

условно выделяют следующие группы воспитанников(В.Е. Летунова, 1998):

 дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не

 имеющие проблемы в развитии в данный момент;

 дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;

 дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

  дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.

Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам

Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого ребенка с ОВЗ.

 Четвертый этап – консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка. 

Пятый этап – деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка; изменение образовательного маршрута ребенка. (Что мы делаем дальше?)

Если применяемые коррекционные действия не принесли результатов, или принесли резкие положительные изменения в динамике развития ребенка, то в рамках ППк ОО можно решить вопрос о изменении коррекционного компонента или даже направления ребенка повторно на ЦПМПК или ТПМПК для изменения / отмены специальных условий образования.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

Рассмотрим Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих дошкольное образовательное учреждение

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
  • Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
  • Первичная диагностика
  • ПМПк
  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМП консилиума ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ
  • Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
  • Реализация индивидуальной программы или маршрута
  • Проведение промежуточной (динамической) диагностики и анализ ее результатов
  • Консультирование родителей

Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Выступление на ММО учителей логопедов

Протокол[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16841225","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"318"}}]]  ...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....