Выступление на МО учителей-логопедов
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Локальные акты образовательной организации в части включения ребенка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс
Rакие бывают локальные акты
В части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в образовательной организации необходимо в Уставе предусмотреть основные положения, такие как: прием таких детей с учетом рекомендаций ПМПК (психолого- медико-педагогической комиссии или для ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.).
в вебинаре "Проблемы проектирование и реализации инклюзивного подхода в условиях ДОУ" на канале для педагогов Российский учебник Медова Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования и логопедии. Обозначила ряд изменений в нормативной документации ДОУ
Для обеспечения инклюзивной практики локальные акты дошкольного учреждения требуют внесения определенных изменений:
- В Уставе – в разделы, касающиеся целей и задач функционирования учреждения, режима работы, комплектования, контингента воспитанников, содержания и организации педагогического процесса , функционирования структурных подразделений, должны быть изменены соответствующие изменения (н-р, в уставе должна быть формулировка не только о всестороннем развитии и охране жизни и здоровья воспитанников, но и об осуществлении квалифицированной коррекции нарушений физического и психического развития);
- в Коллективном договоре – в разделы, отражающие особенности графиков работы сотрудников, учета рабочего времени, положении об оплате труда и т.п., должны быть внесены изменения, отражающие новую специфику работы учреждения (н-р, в положение об оплате труда в учреждении, являющееся обычно разделом коллегиального договора, может быть внесен пункт о доплате сотруднику, выполняющему функции координатора инклюзии, указан ее размер);
- в Правилах внутреннего трудового распорядка;
- в Должностных инструкциях работников – особенности организации инклюзивного образовательного процесса требуют внесения изменений в функциональные обязанности многих сотрудников;
- в Инструкции по технике безопасности – эти внутренние локальные акты требуют значительных изменений (н-р, порядок действий сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда, что делать в том или ином случае);
- в Положениях о структурных подразделениях, методическом объединении, ПМПк и др.);
- в Договорах с родителями (законными представителями) имеет смысл разработать на основе Типового договора с родителями (законными представителями) воспитанника несколько форм договоров, отражающих особенности посещения ребенком различных структурных подразделений и групп различной направленности;
- в Правилах внутреннего трудового распорядка;
- в Должностных инструкциях работников – особенности организации инклюзивного образовательного процесса требуют внесения изменений в функциональные обязанности многих сотрудников;
- в Инструкции по технике безопасности – эти внутренние локальные акты требуют значительных изменений (н-р, порядок действий сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда, что делать в том или ином случае);
- в Положениях о структурных подразделениях, методическом объединении, ПМПк и др.);
- в Договорах с родителями (законными представителями) имеет смысл разработать на основе Типового договора с родителями (законными представителями) воспитанника несколько форм договоров, отражающих особенности посещения ребенком различных структурных подразделений и групп различной направленности;
- в Приказах руководителя:
- Приказ об открытии и комплектовании структурных подразделений и групп различной направленности (в течение года приказы о зачислении, отчислении и переводе воспитанников внутри учреждения;
- Приказ об утверждении положений, планов, инструкций, графиков, циклограмм, работы персонала и структурныхподразделений;
- Приказ об установлении нагрузки педагогам и специалистам, возложении обязанностей, установлении доплати и надбавок.
Важным вопросом функционирования учреждения в правовом плане является наличие лицензии и аккредитационного свидетельства, которые являются не локальными актами учреждения, а разрешительными документами. Учреждение должно иметь лицензию и аккредитационное свидетельство на реализацию общеобразовательных программ и осуществление квалифицированной коррекции нарушений в физическом и психическом развитии воспитанников. В случае, если в коррекционном процессе предоставляются медицинские услуги (массаж, ЛФК и др.) учреждение должно получить лицензию на осуществление этой деятельности.
Необходимо помнить, что получение образования гражданами с ОВЗ и инвалидами Закон №273-ФЗ определяет, что учащийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2). Соответственно, и указания нового Закона в отношении образовательных гарантий лиц с ОВЗ достаточно четкие, и согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 федеральными 11 государственными органами, органами власти РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:
получения без дискриминации качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия. Эти условия должны в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования (определение инклюзивного образования дается в согласно Закону №273-ФЗ, под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п.27 ст.2).
- К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
- Пед. работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся.
- Особенности обучения определяются уполномоченными органами власти.
- Обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются учебники, учебные пособия, а также услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
- Нормативы, в соответствии с которыми расчитываются и предоставляются субвенции (местным бюджетам) и субсидии на возмещение затрат (частным образовательным организациям), а также нормативные затраты на оказание госуслуг (муниципальных услуг) в сфере образования, определяются с учетом специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. (п.27 ст. 2)
Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, должен включает в себя:
при подготовке материала использовались материалы лекции Губановой Елены Владимировны — к.п.н., профессора кафедры экономики образования ГАОУ ВПО Московского института открытого образования и Феклина Сергея Ивановича — к.ю.н., эксперта Рособрнадзора, советника ректора, секретаря Наблюдательного совета ФГАОУ АПК и ППРО, руководителя юридической клиники (консультации) ГБОУ ВПО МГПУ.
Психолого-педагогическое сопровождение – это значимый компонент психолого-педагогической помощи в целом. Дословно «сопровождать» означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Если рассматривать ППС с точки зрения С системно-деятельностного подход (Леонтьев А.Н , Б.Ф. Ломов), то сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения воспитания и социализации М.Р. Битянова отмечает, что психолого- педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной среде. Целью психолого- педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Дети с ограниченными возможностями здоровья
— дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды,
- либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Современная образовательная организация нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов:
- Ребенок с ОВЗ получает «цензовое образование сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки».
- Обязательным условием является систематическая специальная психолого - педагогическая поддержка, которая предполагает создание адекватных условий для реализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Общие Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Если рассматривать задачи ППс на уровне дошкольного образования, то
в ДОУ они сводятся
• обеспечению адаптации в ДОУ;
• обеспечению физического развития
ребенка (решению проблем сохранения и
восстановления психического и
физического здоровья);
• обеспечению интеллектуального развития
посредством игры;
• развитию самостоятельности и
самоорганизованности;
• приобщению детей к общечеловеческим
ценностям;
• развитию задатков и способностей;
в отношении семей обучающихся
систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
повышение уровня реабилитационной компетентности
родителей обучающихся с ОВЗ;
оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
формирование психологической культуры;
в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике
повышение профессиональной компетентности;
формирование навыков командной работы;
формирование психологической культуры.
Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. В связи с актуальностью вопроса и необходимостью оказания практической помощи в детском саду необходимо разработать «Модель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО». Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:
– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.
Данная модель нацелена на:
– на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
– коррекцию его психофизических недостатков;
– актуальное включение в окружающую социальную среду;
– подготовка к школьному обучению.
Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ.
В ходе вебинара "Организация полного цикла сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации" от 10 марта 2017, который проходил на образовательном портале "Преемственность в образовании" были выделены 2 основных уровня, на которых осуществляется деятельность по ППС детей с ОВЗ.
административный уровень:
-организационное обеспечение (документы, назначения ответственного и.т.п.)
-метериально-техническое обеспечение
-организационно-педагогическое (организация .ПМПк, группа по разработке ИОМ,АООП и .т.п.)
-программно-методическое
Следующий уровень
психолого-педагогический:
- выявление причин затруднений
-наблюдение за динамикой развития ребенка
-подбор эффективных п-пед приемов
- рекомендации родителям коллегам
-взаимодействие педагогов и родителей
Этапы ППС ребенка с ОВЗ ,
описанные в методических рекомендациях Департамента образования города Москвы Московский городской педагогический университет Институт специального образования и комплексной реабилитации Московский городской психолого-педагогический университет Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций
Первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов деятельности, психолого-педагогической документации.
Второй этап – анализ полученной информации.
На основе анализа определяется специфика психолого- педагогической помощи. Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии
условно выделяют следующие группы воспитанников(В.Е. Летунова, 1998):
дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не
имеющие проблемы в развитии в данный момент;
дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;
дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;
дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.
Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам
Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого ребенка с ОВЗ.
Четвертый этап – консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Пятый этап – деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)
Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка; изменение образовательного маршрута ребенка. (Что мы делаем дальше?)
Если применяемые коррекционные действия не принесли результатов, или принесли резкие положительные изменения в динамике развития ребенка, то в рамках ППк ОО можно решить вопрос о изменении коррекционного компонента или даже направления ребенка повторно на ЦПМПК или ТПМПК для изменения / отмены специальных условий образования.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
Рассмотрим Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих дошкольное образовательное учреждение
- Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
- Первичная диагностика
- ПМПк
- Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМП консилиума ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ
- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
- Реализация индивидуальной программы или маршрута
- Проведение промежуточной (динамической) диагностики и анализ ее результатов
- Консультирование родителей
Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...
Выступление на ММО учителей логопедов
Протокол[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16841225","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"318"}}]] ...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"
Выступление посвящено коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...
Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""
Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....