Методика исследования "Технология развития моторного и речевого ритмов у дошкольников с нарушением речи"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Методика: "Методика обследования структурных компонентов моторного ритма" (Л.С.Медниковой)
Методика " Методика обследования речевого ритма у детей дошкольного возраста" (Л.С.Медниковой)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностический материал
Методики:
- «Методика обследования структурных компонентов моторного ритма» (Л.С.Медниковой)
- «Методика обследования речевого ритма у детей дошкольного возраста» (Л.С.Медниковой)
«Методика обследования структурных компонентов моторного ритма» (Л.С.Медниковой)
Цель: диагностика уровня развития компонентов моторного ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Моторный ритм исследуется по результатам воспроизведения ребенком ритмических звуковых сигналов в виде отстукивания рукой (моторный ответ). Обследование состоит из 2 заданий и включает инструкцию, вводные (простые) задания и затем основные (усложненнные) задания.
Каждое задание включает от 3 до 5 сигналов, объединенных в «Пачки» и предьявляющихся в порядке усложнения ритмического рисунка от простого к сложному варианту. Темп подачи звуковых сигналов во всех пробах оптимальный для восприятия: большие интервалы – 1 секунда, малые – около 0,5 секунд.
Последовательность предъявления заданий:
Задание 1. Воспроизведение простейших ритмических структур, основанных на равномерном повторе (|||, ||||), ритме
«суммирования» (|| |, ||| |), ритме «дробления» (| ||, | |||).
Инструкция: «Послушай внимательно, как я буду отстуки- вать ритм. Запомни его и простучи так же».
Образцы вводных заданий:
А) /// Б) // / В) / //
Образцы основных заданий:
А) //// Б) /// / В) / ///
Задание 2. Воспроизведение акцентированных неречевых звуков в разных последовательностях.
Инструкция: «Послушай внимательно, как я буду отстуки вать, а потом повтори точно так же».
Образцы вводных заданий:
А) // / Б) / // В) ///
Образцы основных заданий:
А) // // Б) /// / В) // / //
В анализе результатов отмечается: соответствие моторного ответа предьявленному образцу (+/-), отказ от выполнения задания. В процессе выполнения заданий обращается внимание на темп выполнения (нормальный, ускоренный, замедленный).
Для количественной обработки результатов изучения моторного ритма используется бальная система оценки:
1 балл – правильный моторный ответ на ритмический образец;
0 баллов – несоответствие моторного ответа предъявленному ритмическому образцу.
При анализе полученных результатов вводится критерий оценки – «Уровень успешности моторного ответа», который оценивается по количеству правильных ответов в каждом задании, полностью соответствующих образцу (6 баллов).
На основании анализа результатов выявляются уровни успешности моторного ответа в каждом задании:
-Высокий уровень успешности моторного ответа – точное воспроизведение простых и усложненных ритмических рисунков (4-6 баллов);
- Средний уровень успешности моторного ответа – точное воспроизведение постых ритмических рисунков и не точное воспроизведение усложненных ритмических рисунков (2-4 балла);
- Низкий уровень успешности моторного ответа – неточное воспроизведение простых и усложненных ритмических рисунков (меньше 2 баллов);
- Нулевой уровень успешности моторного ответа – полная невозможность воспроизведения простых ритмических рисунков, отказ от выполнения (0 баллов).
«Методика обследования речевого ритма у детей дошкольного возраста» (Л.С.Медниковой)
Цель: диагностика уровня развития компонентов речевого ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Методика Л.С.Медниковой включает 3 задания на уровне слога, слова и синтагмы. Слоговой, словесный и синтагменный ритмы исследуются по результатам воспроизведения ребенком речевой продукции. Дошкольнику предлагается прослушать речевой ритмический образец и повторить его. Сначала ребенку объясняется задание, затем следуют вводные (простые) и основные (усложненные) пробы, сопровождающиеся аналогичным обьяснением. Обследование проводится индивидуально.
Последовательность предъявления заданий:
Задание 1. Воспроизведение слогового ритма речи по ме- трическим признакам (без акцента, с акцентом, с акцентом на разных слогах).
Инструкция: «Я буду по-разному произносить слоги, а ты внимательно слушай и потом повтори».
Образцы вводных заданий:
А) ба-ба Б) ба-ба
Образцы основных заданий:
А) па-па-па Б) па-па, ба-ба В) ла-ла-ла
Г) ма-ма-ма Д) ба-ба-ба
Задание 2. Воспроизведение словесного ритма речи по метрическим признакам (двусложные, трехсложные слова, двусложные слова со стечением согласных, трехсложные слова со стечением согласных).
Инструкция: «Я буду по-разному произносить слова, а ты внимательно слушай и потом повтори».
Образцы вводных заданий:
А) мо-ло-ко Б) до-ми-но
Образцы основных заданий:
А) ва-за, зи-ма, мо-роз
Б) де-ре-во, ма-ши-на, па-ро-ход
В) мар-ка, до-ска, тря-пка
Г) я-бло-ко, а-вто-бус, кол-ба-са
Задание 3. Воспроизведение синтагменного ритма во фразе.
Инструкция: «Я буду по-разному произносить предложе- ния, а ты внимательно слушай и потом повтори».
Образцы вводных заданий:
А) Мишка косолапый по лесу идет.
Б) Мишка косолапый по лесу идет.
Образцы основных заданий:
А) Мама мыла … (имя ребенка).
Б) Мама мыла … (имя ребенка).
В) Мама мыла … (имя ребенка).
Г) Мама мыла … (имя ребенка).
Отмечается: наличие/отсутствие акцента, позиция ак- цента (верная/неверная). Дополнительно отмечаются: повто- рения слогов, искажения слоговой структуры слова, необхо- димость повторного разъяснения задания.
При анализе полученных результатов вводится критерий оценки – «Уровень успешности речевого ответа», который оценивается по количеству правильных ответов в каждом задании, полностью соответствующих образцу (6 баллов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...
Авторская программа развития языковых и речевых умений старших дошкольников с нарушениями речи
В программе содержится планирование корреционной работы по формированию языковых умений и расширению речевой практики...
Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи. Автор: Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Под редакцией: Белякова Л.И.
Аннотация: В пособии представлена инновационная система технологии проведения логопедических и музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями...
Презентация. Логоритмика. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи.
Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи является одной из перспективных областей современной коррекционной педагогики. В ее основе лежит технология двигательного обу...
Технологии развития моторного и речевого ритмов
В этом дидактическом материале вы найдёте карточки для логопедической игры «Весёлые ритмы» на развитие чувства ритмау детей, имеющих речевые нарушения.Цель игры: Развитие чувства ритма у д...