"Как развить речь ребёнка-дошкольника"
консультация по логопедии
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvit_rech_rebyonka-doshkolnika.doc | 36 КБ |
zanyatie_1_s_ispolzovaniem_eor.docx | 23.08 КБ |
zanyatie_3_s_ispolzovaniem_eor.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развить речь
ребёнка-дошкольника?
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств.
Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно - это закономерное, так, называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник, - это уже серьёзная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого совершенства, разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи - дисграфии. А поскольку нарушения чтения и письма – вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.
От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причём связно и последовательно. В это время речь для ребёнка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.
Итак, к 4-5 годам ребёнок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука (р, л, с, щ), то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да ещё запас слов крайне мал, это уже серьёзно. Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребёнку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.
В чём проявляется моторная неловкость такого ребёнка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое даётся с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками - зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребёнка отвести один пальчик в сторону – за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка- движения неловкие, нечёткие, и ребёнок отказывается выполнять движения, потому что быстро устаёт. А подобные манипуляции шестилетний ребёнок должен выполнять свободно.
Что же можно посоветовать? Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребёнка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой – нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы « родом из детства » и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьёзные психолингвистические исследования, обращённая к ребёнку неправильная речь малопонятна и вредна для его развития. Кроме того, речевой слух ребёнка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребёнок надолго остаётся один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника – «как слышится, так и пишется», и пишется неграмотно.
Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбивают шашку с доски), разукрашивание картинок в книжках- раскрасках и многие другие игры-упражнения. Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребёнком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нём уверенность в себе.
Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное - руководствоваться принципом «Не навреди».
Речь ребёнка - важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
по теме:
«Именительный падеж множественного числа существительных»
в старшей группе
комбинированной направленности для детей с ТНР
учителя-логопеда
Товкач Елены Сергеевны
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 15»
Тема: Именительный падеж множественного числа существительных.
Цели:
- Коррекционно-обучающие: учить использовать в речи именительный падеж множественного числа существительных;
- Коррекционно-развивающие: способствовать развитию зрительного внимания, памяти через игру «Чего не стало?», мелкой моторики;
III. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование: демонстрационные игрушки: кубики, утята, котята, петухи; предметные картинки: серия «Один-много» – груши, бананы, сливы, апельсины, ананасы, лимоны; альбом «Один - много» (ЭОР)
Ход
1. Организационный момент: припоминание и называние овощей.
2. Сообщение новой темы:
Игра «Назови предметы» упражнение в употреблении единственного и множественного числа существительных в диалогической речи.
Инструкция логопеда: «Будем учиться правильно называть один предмет и много одинаковых предметов. Задавать вопросы и отвечать на них».
Образец: Что это? – Это кубик. Что это? – Это кубики.
Игровые действия: Дети по двое выходят к столу. Один задает вопрос, показывая сначала один предмет, затем группу одинаковых предметов. Другой ребенок отвечает на вопросы. Затем дети меняются ролями.
3.Закрепление темы. Игра «Один – много»
https://masterskaya-logo.ru/blog/998352
Дети открывают конверты, вынимают и рассматривают картинки серии «Один – много», по цепочке называют предметы парами (образец: «Груша – груши») картинки прикрепляются к доске.
4. Физминутка
Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин, Поочередно загибают пальцы, начиная с большого
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками напротив себя и на себя.
5. Игра «Назови картинку» – упражнение в образовании именительного падежа множественного числа существительных по образцу:
дом – дома утенок – утюг – платье –
утка – котенок – мяч – дерево –
кубик – теленок – лист – ветка –
петух – вагон – конь – корень –
окно – улитка – перо – дуб –
6.Игра «Четвёртый лишний» – с картинками, изображающими предметы во множественном числе.
7. Игра «Посмотри внимательно»
Логопед: «Посмотрите внимательно по сторонам. В кабинете есть много одинаковых предметов. Найдите их и назовите» (зеркала, кубики, пирамидки, книги, столы, стулья и т. п.)
8. Итог. Что понравилось на занятии?
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 15»
Логопедическое занятие
Тема:
«Как гусенице стать бабочкой»
(образовательное мероприятие с использованием ТРИЗ-технологии)
Товкач Е. С.
учитель-логопед
г. Зима
Тема: «Как гусенице стать бабочкой» (образовательное мероприятие с использованием ТРИЗ-технологии)
Цель: Создание условий для закрепления знаний о насекомых у дошкольников средней группы комбинированной направленности для детей с ТНР в процессе коммуникативной деятельности, с использованием ТРИЗ-технологии.
Задачи:
1.Коррекционно-обучающие: совершенствовать представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых, формировать правильное использование в речи грамматических форм слов, обогащать и активизировать словарь по теме «Насекомые»;
2.Коррекционно-развивающие: способствовать развитию мышления, сообразительности, фантазии в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач с применение методов и приёмов ТРИЗ-технологии – метода мозгового штурма (игра «Перейди через озеро»), метода системного анализа (игра «Чем похожи и чем отличаются»), метода мышления по аналогии (игры «Чего не хватает?» и «Бабочки и цветы»), способствовать развитию исследовательского типа мышления через познавательно-исследовательскую деятельность (опыт «Гусеницы»), способствовать развитию слухового внимания через игру «Исправь ошибки»; способствовать развитию пространственной ориентировки через игру «Укажи направление»; способствовать развитию общей и мелкой моторики, ритма речи, фонематического восприятия с помощью логоритмического упражнения «Муха».
3.Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки позитивного сотрудничества в детско-взрослом сообществе
Оборудование: блоки для строительства моста; вязаные цветы, вязаные фигурки насекомых (гусеница, бабочки, пчёлы, божьи коровки, мухи, жуки), игрушки-насекомые, картинки-насекомые: муха, пчела, комар, жук, муравей, бабочка, божья коровка; бумажные цветы; бабочки из цветной бумаги; бабочки-камешки марлбс; «кокон» для бабочки; звуковое сопровождение – звуки насекомых; музыкальное сопровождение – песенка бабочек.
Ход
Вводная часть (создание нужного психологического настроя на занятии)
1. Организационный момент.
Дети стоят вокруг логопеда, звучит мелодия со звуками насекомых.
Логопед: Ребята, послушайте какие звуки. Что вы услышали?
Ответы детей.
Логопед: Как вы думаете, в какое время года, мы можем услышать эти звуки?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, все эти звуки мы можем услышать весной. В это время появляются насекомые.
Послушайте, кто-то к нам спешит в гости. Чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку.
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползёт,
Бедный листик весь сгрызёт.
Посмотрите – это …. (Ответ детей). Маленькая гусеница очень мечтает стать бабочкой и ей очень нужна ваша помощь. Если мы отправимся в путешествие в весенний лес и выполним все задания правильно, тогда наша гусеница станет прекрасной бабочкой. Вы хотите помочь гусенице? (ответ детей). Тогда мы отправляемся в путь, а гусеница подождет нас в своем уютном домике.
Основная часть
Чтобы попасть в весенний лес нам нужно переправиться через озеро. Как можно это сделать? (ответы детей)
Игра-задание «Перейди через озеро» (метод мозгового штурма).
На полянку мы идем, не спешим, не отстаём,
Дружно ноги поднимаем, через кустики шагаем.
Вот выходим мы на луг, тысячи цветов вокруг.
На полянку приседаем, посидим, поотдыхаем.
Логопед: Вот мы оказались на лесной весенней полянке. Здесь живет очень много насекомых, некоторые из них спрятались, давайте отгадаем кто это?
Загадки «Догадайся, кто это?»
(Логопед после отгадки последовательно достаёт фигурки насекомых)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (пчела)
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это…(божья коровка)
Как жужжу я жарким днём, слышало любое ухо.
Я влетаю в каждый дом, знают все меня!
Я – …(муха)
Повторяйте за мной
Игра-логоритмика «Муха»
Ка – ха – ка – ха – прилетела муха
Ки – хи – ки – хи – много лап у мухи
Ка – ха – ка – ха – зажужжала муха
Ка – ха – ка – ха – улетела муха
Слушайте следующую загадку
Это кто жужжит сердито,
Жу – жу – жу да жу –жу – жу,
И летит к цветкам с нектаром,
Всех, пугая на ходу (жук)
Логопед: Жук-жучок, подскажи, куда нам идти дальше?
Жук: Знаю, подскажу, только если поиграете со мной в игру.
Игра «Чем похожи, и чем отличаются»
(дети определяют и называют сходства и различия)
- стрекоза и вертолёт;
- бабочка и воздушный шарик;
- жук и трактор.
Логопед: Молодцы ребята, вы выполнили задание жука, и он предлагает нам продолжить путь дальше через березовую рощу.
В березовую рощу мы идем, не спешим, не отстаём,
Дружно ноги поднимаем, через кустики шагаем.
Логопед: вот и следующее задание - игра, которая называется
Игра «Исправь ошибки» (на развитие слухового внимания)
Логопед проговаривает «неправильное предложение», если дети исправили и сказали правильно, размещает картинку с изображением насекомого на дереве.
Бабушка летает около цветка. (бабочка)
Пила летит и жужжит. (пчела)
Лук ползёт по веточке. (жук)
Воробей залез в муравейник. (муравей)
Мура села на сыр. (муха)
Самовар укусил Машу. (комар)
Игра «Укажи направление»
https://vk.com/wall-215412361_271
Логопед: Ребята, посмотрите, насекомые хотят двигаться в разные стороны. Хотите им помочь? Нужно разместить насекомых правильно – туда, куда указывает стрелка.
Логопед обращает внимание детей на картинки:
- Насекомые летали, ползали и что-то потеряли, посмотрите внимательно, а вы сможете сказать: «Чего не хватает у каждого насекомого?»
Игра «Чего не хватает?» (метод мышления по аналогии)
У бабочки не хватает крыла, у пчелы не хватает полос, у жука не хватает усиков, у муравья не хватает лапок, у мухи не хватает хоботка, у комара не хватает крыльев, у божьей коровки не хватает пятнышек.
Логопед: Ребята, посмотрите – сколько здесь вокруг бабочек, поможем им спрятаться от птичек?
Давайте поиграем в игру, пока звучит музыка вы с бабочкой «летаете», когда музыка остановится, бабочку нужно посадить на тот цветок, на котором её не будет видно.
Физминутка
П/игра «Бабочки и цветы» (метод мышления по аналогии)
Дети под музыку танцуют с бабочками, когда музыка заканчивается, прячут бабочек в цветок по цвету.
Логопед уточняет у детей, все ли бабочки спрятаны.
Дети: Красная бабочка села на красный цветок, её не видно.
Логопед: Отдохнули, поиграли, отправляемся дальше.
В сосновый бор мы идем, не спешим, не отстаём,
Дружно ноги поднимаем, через кустики шагаем.
Логопед: посмотрите, здесь живут маленькие гусеницы, они очень хотят пить, их нужно напоить водой.
Опыт «Гусеницы» (познавательно-исследовательская деятельность)
Дети с помощью пипеток капают на бумажную гусеницу
Ребята, вы заметили, что произошло с гусеницами? Какие были гусеницы по размеру? Какие стали? (ответы детей)
Логопед: Молодцы, мы все задания выполнили, возвращаемся.
В детский сад мы идем, не спешим, не отстаём,
Дружно ноги поднимаем и по мостику шагаем.
Логопед: - А где же наша гусеница?
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон».
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, соня – сонюшка!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна –
Стала бабочкой она!
Заключительная часть
Логопед: Ребята, бабочка благодарит вас, что вы очень старались для того, чтобы гусеница превратилась в прекрасную бабочку.
Рефлексия.
- Скажите, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось?
Возьмите жёлтую бабочку тот, кому сегодня было очень интересно и все понравилось. Зелёную возьмёт тот, кому было немного трудно выполнять задания. Красную бабочку возьмёт тот, кому не понравилось наше путешествие.
Переход к другому виду деятельности.
Ребята, вы такие молодцы, у вас так замечательно получилось помочь нашей гусенице, и я предлагаю вам дома вместе с родителями помочь и другим гусеницам стать бабочками. Нужно будет найти и соединить гусеницу и бабочку, подходящих друг другу по цвету (детям раздаются листы с изображением разноцветных гусениц и бабочек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Монологическая речь ребёнка – дошкольника»
В консультации по развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста коротко раскрываются этапы развития речи детей, и предлагаются задания и упражнения с дошкольниками по развитию монологической р...
Консультация учителя-логопеда. Причины развития речи ребёнка дошкольника.
Почему ребенок ненаучился не научился говорить правильно!Почему язык бывает недостаточно подвижным?Что необходимо для правильного звукопроизношения....
Роль дидактических игр в развитии речи ребёнка-дошкольника
Консультация для родителей...
Монологическая речь ребёнка - дошкольника
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...
Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...
"Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом....