«Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». Консультация для воспитателей
консультация по логопедии

Шелехова Елена Викторовна

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой связной речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения, имеют правильное звукопроизношение и готовность к звуковому анализу и синтезу. Но есть отдельная категория детей, у которых при нормальном слухе и сохранном интеллекте задерживается формирование фонетики, лексики, грамматики. Эту категорию составляют дети с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерны: ограниченность словарного запаса, расхождение объема пассивного и активного словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_svyaznoy_rechi_u_detey_s_onr.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Учитель – логопед

Шелехова Е.В.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой связной речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения, имеют правильное звукопроизношение и готовность к звуковому анализу и синтезу. Но есть отдельная категория детей, у которых при нормальном слухе и сохранном интеллекте задерживается формирование фонетики, лексики, грамматики. Эту категорию составляют дети с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерны: ограниченность словарного запаса, расхождение объема пассивного и активного словаря. Особенности формирования грамматического строя речи заключается в том, что оно происходит с еще большими трудностями, чем овладение словарем. Грамматические формы словоизменения и словообразования появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но  с гораздо большими трудностями и задержками. При формировании связной речи отмечается низкий уровень используемой фразовой речи. Существует ряд особенностей формирования связной монологической речи: трудности в пересказах  текста проявляются в небольшом объеме текста, в нарушении связи между отдельными предложениями, в наличии пауз и повторов; трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок проявляются с недостаточном понимании связи между отдельными картинками; трудности при составлении связного описания картины проявляются в перечислении объектов, фиксировании на незначительных деталях; наибольшую трудность вызывают самостоятельные рассказы на заданную тему: аморфные, стихийные, импульсивные высказывания, случайные ассоциации.

Наряду с недостатками формирования речи, у детей с ОНР наблюдаются вторичные отклонения в развитии некоторых психических процессов. У данной категории детей сниженная речевая активность, отсутствие характерной для нормально развивающихся детей эмоциональности, бедность воображения, быстрая утомляемость, плохая переключаемость, отсутствие целенаправленного внимания.

Для детей с ОНР характерен слабый самоконтроль при выполнении заданий. Зрительно они плохо запоминают форму предмета, не могут долго ее усвоить, правильно расположить предмет в пространстве. Часто наблюдается неустойчивость внимания, замедленно включение в деятельность, недостаточная заинтересованность в заданиях. У дошкольников с ОНР отсутствует  умение самостоятельно  поставить задачу, готовность к решению данного им задания – в этом проявляется их недостаточная познавательная активность. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами психического развития обуславливают специфические особенности их мышления. В процессе выполнения заданий ребенок не может выделить ведущий признак предмета, не может отвлечься от второстепенных признаков предмета, объединить основные признаки всех предметов и сделать правильный вывод. Дети с ОНР часто забывают сложные конструкции, элементы и последовательность предложенных заданий. У детей с ОНР страдает словесно-логическое мышление, и это накладывает отпечаток на все остальные познавательные и эмоционально- волевые процессы, делая их менее осознанными, контролируемыми и регулируемыми сознанием.

Низкий уровень познавательной активности этих детей, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность  к приему, переработке информации, недостаточная сформированность операций анализа, синтеза и сравнения приводит к отклонениям в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для нормального становления речи.

Формирование связной речи у детей с ОНР – сложный процесс, характеризующийся низким уровнем использования фразовой речи, значительным отставанием в развитии всех компонентов речи. Этот процесс усложняется наличием вторичных отклонений в развитии внимания, памяти, низкой познавательной активности и требует более длительной и кропотливой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста "

В  консультации  предложены  рекомендации по  развитию  у  детей  связной  речи....

Статья: "Особенности связной речи у детей старшего дошкольно возраста в процессе использования игровых кубиков"

В данной статье рассматриваются психологические аспекты особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет род...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно — следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экс...

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

      В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи.         В...