«Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». Консультация для воспитателей
консультация по логопедии
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой связной речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения, имеют правильное звукопроизношение и готовность к звуковому анализу и синтезу. Но есть отдельная категория детей, у которых при нормальном слухе и сохранном интеллекте задерживается формирование фонетики, лексики, грамматики. Эту категорию составляют дети с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерны: ограниченность словарного запаса, расхождение объема пассивного и активного словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_svyaznoy_rechi_u_detey_s_onr.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Учитель – логопед
Шелехова Е.В.
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой связной речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения, имеют правильное звукопроизношение и готовность к звуковому анализу и синтезу. Но есть отдельная категория детей, у которых при нормальном слухе и сохранном интеллекте задерживается формирование фонетики, лексики, грамматики. Эту категорию составляют дети с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерны: ограниченность словарного запаса, расхождение объема пассивного и активного словаря. Особенности формирования грамматического строя речи заключается в том, что оно происходит с еще большими трудностями, чем овладение словарем. Грамматические формы словоизменения и словообразования появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но с гораздо большими трудностями и задержками. При формировании связной речи отмечается низкий уровень используемой фразовой речи. Существует ряд особенностей формирования связной монологической речи: трудности в пересказах текста проявляются в небольшом объеме текста, в нарушении связи между отдельными предложениями, в наличии пауз и повторов; трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок проявляются с недостаточном понимании связи между отдельными картинками; трудности при составлении связного описания картины проявляются в перечислении объектов, фиксировании на незначительных деталях; наибольшую трудность вызывают самостоятельные рассказы на заданную тему: аморфные, стихийные, импульсивные высказывания, случайные ассоциации.
Наряду с недостатками формирования речи, у детей с ОНР наблюдаются вторичные отклонения в развитии некоторых психических процессов. У данной категории детей сниженная речевая активность, отсутствие характерной для нормально развивающихся детей эмоциональности, бедность воображения, быстрая утомляемость, плохая переключаемость, отсутствие целенаправленного внимания.
Для детей с ОНР характерен слабый самоконтроль при выполнении заданий. Зрительно они плохо запоминают форму предмета, не могут долго ее усвоить, правильно расположить предмет в пространстве. Часто наблюдается неустойчивость внимания, замедленно включение в деятельность, недостаточная заинтересованность в заданиях. У дошкольников с ОНР отсутствует умение самостоятельно поставить задачу, готовность к решению данного им задания – в этом проявляется их недостаточная познавательная активность. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами психического развития обуславливают специфические особенности их мышления. В процессе выполнения заданий ребенок не может выделить ведущий признак предмета, не может отвлечься от второстепенных признаков предмета, объединить основные признаки всех предметов и сделать правильный вывод. Дети с ОНР часто забывают сложные конструкции, элементы и последовательность предложенных заданий. У детей с ОНР страдает словесно-логическое мышление, и это накладывает отпечаток на все остальные познавательные и эмоционально- волевые процессы, делая их менее осознанными, контролируемыми и регулируемыми сознанием.
Низкий уровень познавательной активности этих детей, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приему, переработке информации, недостаточная сформированность операций анализа, синтеза и сравнения приводит к отклонениям в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для нормального становления речи.
Формирование связной речи у детей с ОНР – сложный процесс, характеризующийся низким уровнем использования фразовой речи, значительным отставанием в развитии всех компонентов речи. Этот процесс усложняется наличием вторичных отклонений в развитии внимания, памяти, низкой познавательной активности и требует более длительной и кропотливой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста "
В консультации предложены рекомендации по развитию у детей связной речи....
Статья: "Особенности связной речи у детей старшего дошкольно возраста в процессе использования игровых кубиков"
В данной статье рассматриваются психологические аспекты особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет род...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно — следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экс...
Консультация для родителей «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи. В...