Мастер-класс для родителей воспитанников логопедического пункта подготовительной к школе группе
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.
На мастер-класс «Звукобуквенный анализ?! Легко!» приглашаются родители, дети, которых испытывают трудности в звукобуквенном анализе и синтезе, а также отмечается несформированность фонематических процессов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей воспитанников логопедического пункта подготовительной к школе группе
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины “звук”, “слог”, “слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- Умение пользоватся разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.
На мастер-класс «Звукобуквенный анализ?! Легко!» приглашаются родители, дети, которых испытывают трудности в звукобуквенном анализе и синтезе, а также отмечается несформированность фонематических процессов.
Цель мастеркласса: привлечь внимание родителей к проблемам формирования навыков звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста.
Задачи:
- оказать помощь каждой семье в организации домашних занятий в формировании навыков звукобуквенному анализа и синтеза.
- уточнить и расширить понятий «звук» «буква», «слог» и т.д.
- способствовать развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики,
- прививать интерес к совместной деятельности.
Уважаемые родители , хотелось бы поближе вас познакомить со специальными таблицами по звуковому анализу слогов, слов и анализу предложений. Их особенностью является самостоятельная зарисовка детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твёрдости-мягкости согласных звуков, слов в предложениях в специально отведённых ячейках таблицы.
В левом столбце таблиц кратко излагаются задания, с графическими подсказками. Они помогают родителям в домашних условиях закреплять полученные детьми знания, а так же служат подтверждением выполненного задания и одной из форм динамического наблюдения за успехами детей при формировании звукового анализа изучаемых слов.
В зависимости от периода обучения в коррекционной логопедической работе с детьми старшей логопедической группы, имеющими ФФНР, таблицы различаются по сложности и объёму изучаемого материала.
Чем больше объём заданий для звукового анализа слов, тем меньшее количество слов (предметных картинок) предлагается для разбора.
Работа с данными таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали (см. таблицу № 1). Это позволяет находить сходство и различие места звука в словах, количество слогов, место ударения в различных словах, твёрдость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.
Таблица № 1.
Л | |||
Разберём на конкретном примере последовательность работы в таблице.
Таблица № 2.
Л Найди и обозначь место звука Л в слове (начало, середина, конец) символом | ||
___________ | _____________ | |
Сколько слогов в слове? -, - -, - - -. | ||
Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в слове. Раскрась гласные звуки – красным цветом твёрдые согласные звуки – синим цветом Мягкие согласные звуки – зелёным. | ||
Назови все звуки по порядку. | ||
Сколько в слове согласных звуков? Сколько в слове гласных звуков? |
Таблица 2. Звуковой анализ слов ЛУЖА, ЛЕС.
- Назовите картинки, которые изображены на верхней строчке таблицы.
- Какой общий звук в названиях этих картинок?
- Покажите букву Л в таблице.
- Где находится звук Л в слове ЛУЖА: в начале, в середине или в конце? В клеточке под картинкой ЛУЖА нарисуйте кружок в начале линии ( в начале слова).
- Теперь поделим слово на части. Сколько получилось частей в слове? В следующей клеточке, которая ниже, нарисуйте две чёрточки .
- Назовите по порядку все звуки в слове. Нарисуйте в следующей клеточке столько кружков, сколько звуков в слове.
- Закрасьте красным цветом гласные звуки, а синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные звуки.
- Назовите все звуки по порядку.
Так же разбирается следующее слово.
Затем производится сравнение звуко-слогового состава слов:
- в одинаковых ли местах находится звук Л в словах ЛУЖА и ЛЕС ?
- сравните количество слогов в этих словах. Оно одинаковое? Какое слово длиннее, а какое короче?
- в обоих ли словах звук Л твёрдый?
- сколько звуков в слове ЛЫЖИ, а в слове ЛЕС?
- назовите гласные звуки в этих словах.
- назовите согласные звуки в этих словах.
В дальнейшем, когда у детей закрепится умение достаточно свободно анализировать слова, можно вводить сравнение по следующей инструкции:
- что общего в этих словах ( чем похожи слова) ?
- чем отличаются данные слова?
В ответах на такие вопросы возможна опора как на зрительный образ проанализированного слова, так и на слуховое восприятие данных слов без опоры на таблицу. Соответственно, опора на зрительный образ может быть предложена для детей слабой подгруппы, а опора на слуховое восприятие – для детей сильной подгруппы. Данный приём отвечает принципу индивидуального дифференцированного обучения звуковому анализу слов.
Анализируя результаты самостоятельно заполненных детьми таблиц, отчётливо прослеживается динамика положительных результатов усвоения знаний, умений и навыков при анализе звукового состава слова. Соответственно, видны и пробелы в усвоении материала: неумение определить место звука в слове, последовательность звуков в словах, деления слов на слоги, различение твёрдых и мягких согласных звуков, согласных и гласных, нарушение пространственной ориентировки (левая сторона, правая, выше, ниже; предлогов: между, за, перед, после).
Очень часто дети с низким уровнем развития психических и речевых процессов не умеют мыслить самостоятельно, они повторяют ответы других детей, не вдумываясь в их смысл и правильность. Используя данные таблицы в учебно-коррекционном процессе, имеется прекрасная возможность приобретения детьми умения самостоятельно обдумывать каждое задание. Опираясь на уровень развития конкретного ребёнка, создаётся своя индивидуальная таблица. Это позволяет компоновать разнообразный материал для любого ребёнка:
- подбирать предметные картинки в соответствии с состоянием звукопроизношения, используя только правильно произносимые звуки;
- уменьшать или увеличивать количество картинок для звукового анализа;
- разнообразить виды заданий по разбору звукового состава слов;
В результате использования такой формы работы конкретизируется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку, имеющему различные речевые нарушения.
Данные таблицы можно использовать не только на занятиях, они являются неотъемлемой частью выполнения домашних заданий в индивидуальных тетрадях детей. Анализируя каждое слово и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности , появляется удовлетворённость результатами своего труда. Совершенствуются такие психические процессы как память , внимание, мышление. Развивается пространственная ориентировка на листе бумаги. Ребёнок зрительно воспринимает план своих действий. А сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя ребёнка от переутомления.
Используя работу с таблицами в течение всего учебного года, ребёнок быстрее и прочнее усваивает изучаемый материал, ускоряется процесс овладения звуковым анализом любых слов, изучаемых в рамках программы.
Привыкая к выполнению различных заданий в таблицах, уже в начале второго периода дети способны к самостоятельной работе. Благодаря этому, у логопеда появляется возможность для выработки у детей таких важных качеств, как самоконтроль и самооценка. Например, для совершенствования самоконтроля и самооценки можно использовать две формы работы: по словесной инструкции и по образцу.
Для самоконтроля по словесной инструкции предлагаю детям следующие вопросы:
- в слове АИСТ все ли обозначили звук А в начале слова?
- у всех ли в слове ЛИСА получилось две части (2 слога)?
- все ли закрасили мягкий звук МЬ в слове МЕЛ зелёным цветом?
Если все задания выполнены правильно, то предлагаем детям под таблицей наклеить или нарисовать большую звезду (использую для поощрения яркие наклейки), если частично – маленькую звёздочку.
При самоконтроле по образцу предъявляем детям образец с правильно выполненным заданием, и дети соотносят с ним свою работу.
Таким образом, дети самостоятельно оценивают выполнение своего задания, что в последующем повышает их внимание, умение слушать и слышать словесную инструкцию педагога, ответственность за результаты своей работы.
Практика использования таблиц в составлении схемы слов показывает, что они полезны как при закреплении правильного произношения, так и для формирования грамматического строя речи.
Родителям, чьи дети посещают логопедическую группу, нравятся такие таблицы. Они помогают им лучше понимать те задачи, которые ставит перед детьми логопед , закреплять полученные детьми знания. Работа с таблицами, на наш взгляд, является удачным вариантом закрепления навыков звуко-слогового анализа слов на логопедических занятиях и в домашних условиях. Данные таблицы можно использовать и в массовых группах детских садов, при подготовке детей к обучению в школе, и на первом этапе обучения в начальной школе в виде индивидуальных заданий.
Именно доступность в понимании сути работы с таблицами детьми и родителями, простота в использовании таблиц и символов при изучении звуко- слогового анализа слов, одновременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слуха, зрения, моторики, ведёт к развитию у детей памяти, внимания, восприятия, мышления. Совместная заинтересованная работа логопеда, ребёнка и родителей – значительно повышает эффективность использования данного вида работы в коррекционно-воспитательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по изготовлению пасхальных яиц в подготовительной к школе группе
Мастер класс по изготовлению пасхальных яиц...
Мастер - класс по организации проектной деятельности в подготовительной к школе группев рамках темы недели «Зима, Зима!»
мастер-класс...
Мастер класс для родителей и детей подготовительной к школе группы с элементами арт-терапии «Я и мой ребенок».
Цель: укрепить отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию в межличностных отношениях между родителями и ребенком; снять тревожность, импульсивность, нап...
Мастер класс по проведению подвижной игры в подготовительной к школе группе "Передай мяч водящему"
Игра "Передай мяч водящему" помогает отработать движения и подготовить детей для игры в баскетбол, в которую им предстоит играть в школе....
Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»
Мастер-класс для педагогов«Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»...
Презентация Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»
Презентация Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»...
Мастер-класс Брошь «Цветок Победы» для детей подготовительной к школе группы»
Цель: Изготовить брошь «Цветок Победы»...