Автоматизация шипящих звуков
картотека по логопедии
Практический материал для автоматизации шипящих звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_shipyashchih_zvukov.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашние задания для родителей на различных этапах постановки и автоматизации звуков
[Ш], [Ж],[З].
Звук | Работа с родителями | Дата |
Звук [ш]. 1.Подготовка к постановке звука. | Артикуляционная гимнастика. 1. Упражнение «Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя… 2. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза. 3. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз. 4. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-10 раз. 5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза. | |
Звук [ш] Постановка звука. | 1. Артикуляционная гимнастика. 1. «Заборчике — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. 2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз. 3. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза. 2. «Воздух выходит из шарика» — произноси длительно звук ш. 3. «Чьё это?» Составь предложения по образцу. Пример: У Маши шампунь. Это Машин шампунь. У Даши кошелёк. Это ... У Миши машина. Это ... У Алёши шоколадка. Это ... У Наташи своё решение. Это ... У лошади копыта. Это ... У мыши норка. Это ... У петушка гребешок. Это ... У пешеходов свой переход. Это ... 4. Повтори чистоговорки. Ша-ша-ша, мама моет малыша. Шо-шо-шо, Мише в ванне хорошо. Шу-шу-шу, тише, Миша, попрошу. Ши-ши-ши, Миша, в ванне не пляши. 5. Закончи предложение по образцу. Пример: компот из шиповника — шиповниковый компот. Нора у шакала — ... Конфета из шоколада — ... Платок на шею — ... Доска для шахмат — ... Завод шин — ... Суп из шампиньонов — ... Платье из шёлка — ... Рассказ с шутками — ... | |
Звук [ш]. Автоматизация звука [ш] в прямых слогах | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори цепочки слогов. шу-ша-шо ша-аша-ошо ши —ше —ша шу —ушу —иши шо —шу —ши ше —эше —аша ше — шо — шу шо — ошо — ушу ша — ши — ше ши — иши — эше 3. «Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге ша (шо, шу, ши). Пример: 1 — 2 — ша — шаша. Ритмы: 2 — 1,2 — 2, 1— 3, 3— 1,1 — 1— 2,1—2—1,2 — 3 и т. д. 4. «Скажи наоборот». У медведя маленькие уши, а у зайца — большие уши. Дуняша плохо читает, а Маша — ... У Димы больше ошибок, а у Даши — ... Коля ниже мамы, а Ваня — ... Таня стоит ближе к окну, а Лена — ... Наташа поёт громче Оли, а Вика — ... 5. Выучи стихотворение. Маша и каша Маше каша надоела. Маша кашу не доела. — Маша, кашу доедай, Маме не надоедай. | |
Автоматизация звука [ш] в обратных слогах | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов. аш аш — уш аш — иш — ош ош иш — ош уш — аш — иш уш уш — иш ош —уш —аш иш ош —аш иш —ош —уш 3. Повтори, выучи потешки. Аш-аш-аш, у Наташи карандаш. Ош-ош-ош, этот карандаш хорош. Аш-аш-аш, вот она берёт гуашь. Ыш-ыш-ыш, будет у Наташи мышь. 4. Изменяй предложения. Я нюхаю ландыш. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я кушаю гуляш. Я шью мешок для галош._ Я куплю тушь, гуашь и карандаш. 5. Составь слова из слогов. Напиши и прочитай слово. Пример: ба, шу — шуба. ниш, фи—_ ши, на, ма—_ лыш, ма—_ ты, ма, шах —_ дыш, лан —_ ныш, тё, де —_ гат, шпа —_ шка, ка, тул —_ | |
Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных | 1. Повтори, прочитай слоги по столбикам и строчкам. ашпа ашка ашта ашма ашна ашва ошпо ошко ошто ошмо ошно ошво ушпу ушку ушту ушму ушну ушву ишпы ишки ишты ишмы ишны ишвы 2. «Назови ласково». Изменяй слова по образцу. ОКНО — ОКОШКО ДНО — ДОНЫШКО ладонь—... пятно — ... плут—... крыло — ... парень —... горло — ... рыба — ... перо — ... город — ... бревно — ... 3. Повтори, прочитай слова — родственники. Придумай с каждым словом предложение. УШи КРОШка ШКОЛа Ушко КРОШить ШКОЛЬный Ушной наКРОШить ШКОЛЬник наУШник поКРОШить доШКОЛЬник подУШка оКРОШка доШКОЛЬный 4. Повтори скороговорки. 1) Наша кошка у окошка. 2) У кошки ушки на макушке. 3) Наш Антошка глядит в окошко. 4) Виден на опушке небольшой домишко. 5) Хорошенькая пташка поёт у окошка. 6) Хороши в дорожку пироги с картошкой. 7) Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл. 5. Составь слова из первых слогов данных слов. Напиши их. Пример: кашка + танки = каштан башмак + няня =_ каша + мышка =_ лапти + шаги =_ шутник + камень =_ шпага + ладонь =_ кошмар + кашель =_ пашня + тетрадь =_ штопор + ракушка =_ | |
Автоматизация звука [ш] в словах с прямыми слогами | 1.Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов. шаш шаш — шеш шош — шуш — шаш шош шош — шуш шаш — шеш — шош шуш шуш — шош шуш — шош — шаш шеш шеш — шаш шеш — шаш — шуш 2. «Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге ша (шо, шу, ши, ше). Пример: 1 — 2 — ша — шаша. Ритмы: 2—1,2-2,1—3,3 — 1,1 — 1—2,1—2—1,2 — 3 и т. д. 3. Посчитай слова от 1 до 5. а) шалаш б) упавшая шишка шашлык малышка — шалунишка шершень шершавая деревяшка 4. Продолжи предложение по образцу. Я шью, и ты шьёшь. Я шумно дышу, И ТЫ ... Я кушаю, и ты ... Я вешаю шубу, и ты ... Я штопаю, и ты ... Я утешаю малыша, и ты ... Я шалю, и ты ... Я шагаю в школу, и ты ... Я пляшу, и ты ... Я шевелю ушами, и ты ... Я пишу, и ты ... Я шнурую башмаки, и ты ... Я шучу, и ты ... Я решаю пример, и ты ... 5. Выучи стихотворение наизусть. Колыбельная Не кусай малышку, мошка! Не пугай детишек, кошка! Мышка, в норке не шурши! Дремлют наши малыши. С. Жихарева | |
Звуки [с], [ш] Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах и словах | 1. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов. а) ша — са ша — ша — са б) ас — аш ас — аш — аш со — шо со — шо — шо ош — ос ош — ош — ос шу — су шу — су — су ус — уш ус — уш — ус сы — ши ши — сы — ши иш — ис иш — ис — иш 2. «Назови ласково». стих — стишок соловей — соловушка пастух — сторона — солнце — старуха - стекло — шерсть — сын — трус — 3. Замени в словах звук с на звук ш. Напиши новое слово. суметь — шуметь нас — наш сутки —_ вас —_ сайка —_ плюс —_ сок —_ Марс —_ стуки — штуки басня — башня скала —_ каска —_ споры —_ крыса —_ стык —_ миска —_ 4. Изменяй предложения. Я спешу в школу. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я ставлю штамп. Я слышу шум. Я пишу стишок. 5. Продолжи предложение по образцу. Пример: У Паши смешной стишок, а у Сани ещё смешнее. Ландыши душистые, а сирень ещё ... Лариса успешно учится, а Настя ещё ... Серёжа поспешно собирается, а Денис ещё ... Ваня очень шустрый, а Саша ещё ... Вова старший в классе, а Максим его ещё ... В дремучем лесу очень страшно, а ночью ещё ... | |
Дифференциация звуков [с] - [ш] в словах | 1. Выполни слоговые упражнения. Произноси выделенные слоги громче и дольше (с ударением). шасу... соши... шуса... сышо... шасу... соши... шуса... сышо... шашасу... сосоши... шушуса... сысышо... 2. Повтори, прочитай слова. Поиграй в игру «Исправь взрослого». Саша шоссе нашествие сушка шасси путешествие 3. Посчитай слова от 1 до 10. пушистая кошка сушёный абрикос душистый ландыш шустрый малыш 4. Прочитай слова. Поставь ударение в каждом слове. каша — касса усы — уши кушать — кусать масса — Маша шины — сыны пошёл — посол 5. Повтори, прочитай слова — родственники. Составь с каждым словом предложение. СУХой СТРАХ КРАСка СУХость СТРАШно рас КРАСка СУШЬ СТРАШный расКРАШивать СУШить СТРАШила расКРАШенный СУШёный СТРАШилище переКРАШивание выСУШенный уСТРАШать оКРАШенный СУШилка бесСТРАШный наКРАШенная | |
Дифференциация звуков [с] – [ш] в тексте | 1. Продолжи предложение по образцу. а) Он сушит шубу, и я сушу шубу. Он слышит шум, и я ... Он спишет стишок, и я ... Он смешит детишек, и я ... Он скосит сено, и я ... Он скушает сушку, и я ... б) Я купаюсь, и ты купаешься. Я спускаюсь на лифте, и ты ... Я одеваюсь, и ты ... Я моюсь под душем, и ты ... Я умываюсь, и ты ... Я катаюсь на лошади, и ты ... Я веселюсь, и ты ... Я боюсь кашалота, и ты ... Я обуваюсь, и ты... Я тороплюсь в школу, и ты ... Я повернусь, и ты ... Я собираюсь в путешествие, 2и ты ... 2. Повтори, прочитай предложения. Саше шесть лет. Даша сушит шубу. У Алёши шесть гостей. На шоссе много машин. У самолёта большие шасси. Совсем не слышно шагов кошки. Бабушка делает массаж дедушке. Саша любит путешествовать пешком. Паша расшнуровывает сапоги. Шалаш покрыт пушистым снегом. риша, ты слишком торопишься. Малыши сегодня что-то расшалились. 3. Изменяй предложения. Я слышу шелест. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я шагаю по шоссе. Я сошью шесть костюмов._ Я расшатываю старую решётку. 4. Повтори чистоговорки. Су-су-шу, я носки себе сушу. Шу-шу-су, сушки Саше я несу. Ше-ше-сэ, Саша вышел на шоссе. Сы-сы-ши, я спешу, и ты спеши. Ши-ши-си, выпускает самолёт шасси. 5. Выучи стихотворение. Сашины сушки Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть. | |
Звуки [з], [ж] Дифференциация согласных звуков [з] – [ж] в слогах, словах | 1. Повтори, прочитай цепочки слогов. а)жа —за жа — жа — за б)азжа в)ажза зо — жо зо — жо — жо озжо ожзо жу — зу жу — зу — зу узжу ужзу жи — зы зы — жи — зы изжи ижзы зэ — же же — зэ — же эзже эжзэ г)жма —зма жма —зма —зма зна —жна зна —жна —жна змо — жмо змо — жмо — жмо жно — зно жно — зно — зно жму — зму жму — жму — зму жну — зну жну — жну — зну жму —зму жмы — змы — жмы зны —жны зны — жны —зны Выполни новые слоговые упражнения, заменив звуки м(н) на звуки д, г, б, л. 2. Повтори, прочитай слова. жизнь зажим зажигать разложить жезл зажигалка заезжать разгружать железо заражение заряжать разжевать жалюзи извержение заржаветь разжигать желтизна изображение обезоружить изжарить 3. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно. зеленый жук ржавый замок жёлтая зажигалка заряженное ружьё железный жетон извержение вулкана 4. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы з и ж. а) . аба лу. а а. бука на . вание . убы я . ык бага . ник нале . да . апах но . ик во . дух медве . онок . ивот ва . а дви . ение лу. айка б) . еле .о . а. им . а. игалка . ака. Ать . и . нь . ве . да и . обра. ение . а . игать . ано . а . алю .и бе . обра . ие ра . ло . ить 5. Составь слова из первых слогов данных слов. Напиши их. Пример: узнать + комар = узко закон + жгучий =_ запах + жмурится =_ студент + жакет =_ ездить + жуки =_ стригут + живот =_ слуга + журавль =_. страна + жаба =_ газета + зонты =_ звери + здание =_ знает + мясо =_ | |
Дифференциация звуков [з] – [ж] в тексте. | 1. Поиграй в игру «Один — много». Изменяй слова по образцу. пейзаж — много пейзажей жезл — много жезлов затяжка—... возражение—... зажигалка-... извержение-... задвижка-... приезжий-... застежка—... изображение—... 2. Изменяй предложения. Я живу у завода. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... Я покажу язык._ Я закажу в кафе пирожное. Я разложу одежду. Я заморожу баклажаны. 3. Продолжи предложение по образцу. Победу надо заслужить, она будет заслуженной. Машину надо загрузить, она будет... Ружьё надо зарядить, оно будет ... Бомбу надо обезвредить, она будет ... Коней надо запрячь, они будут... Воду можно заморозить, она будет ... 4. Прочитай, повтори предложения. Ёжик залез в опавшие листья. Полезно дышать свежим воздухом. В Сашином доме большие лоджии. Маша запомнила таблицу умножения. Женя поставила в вазу душистые ландыши. На сеновале пахнет свежим душистым сеном. В саду дорожки засыпаны жёлтым песком. Дежурные забыли положить столовые ножи. 5. Выучи скороговорки. Слишком много ножек у сороконожек. В. Инбер Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком. Г. Виеру Жужжит жужелица, жужжит и кружится. Змея шипит, а жук жужжит. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
Эти занятия были разработаны мною для работы на логопункте при обычном не коррекционном ДОУ. Занятия включают в себя упражнения для развития речевого выдоха, артикуляционную гимнастику, постанов...
Стихи для автоматизации шипящих звуков
Весёлые стихи помогут детям справится с трудновыговариваемыми шипящими звуками...
Мнемодорожки для автоматизации шипящих звуков
Чистоговорки, скороговорки и стихи с использованием мнемодорожек для индивидуальных занятий по автоматизации звука....
Автоматизация шипящих звуков с использованием мнемотаблиц.
Примеры мнемотаблиц на автоматизацию шипящих звуков: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»....
Скороговорки для автоматизации шипящих звуков
Скороговорки для щипящих звуков...
Скороговорки для автоматизации шипящих звуков
скороговорки для шипящих звуков...
Материал для автоматизации шипящих звуков
автоматизация шипящих звуков...