Артикуляция
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Артикуляция – это грамотное и членораздельное проговаривание фонем, которое обеспечивается функционированием аппарата речи – подвижных (язык, губы) и неподвижных (зубы, десны, небо) артикуляционных органов.
Артикуляция – сложный механизм, функционирование которого обусловлено скоординированной работой:
- дыхательной системы;
- рта и носоглотки;
- голосовых связок;
- языка и губ.
Членораздельное проговаривание звуков зависит от подвижности речевого аппарата, тогда человеку не требуется прилагать усилия. В фонетике все звуки русского языка подразделяют на гласные и согласные. Их образование имеет свои особенности.
Произношение гласных
Гласные, или тоновые, фонемы формируются посредством движения голосовых связок при прохождении воздушных потоков через гортань. Периодически изменяясь, они образуют тон и звук музыки. При формировании гласных поток воздуха легко проникает через рот, не ощущая преграды.
Характерной особенностью формирования гласных является слабый поток воздуха и равномерное распределение напряжения во всех мышцах рта и гортани.
В логопедии гласные классифицируют по 3 характеристикам:
- вовлечение в процесс губ;
- высота движения языка вверх (вертикальное направление);
- продвижение его вперед или отодвигание назад к гортани (горизонтальное движение).
Существует 6 гласных звуков: а, о, ы, и, у, э. В соответствии с горизонтальным движением гласные разделяют на три ряда:
- первый (э, и) – для их произношения язык выдвигается вперед максимально, упираясь кончиком в нижний ряд зубов;
- средний (а, ы) – во время проговаривания немного сдвинут к гортани;
- задний (о, у) – максимально задвигается назад.
В зависимости от вертикального движения гласные классифицируют на три подъема:
- высокий (у, ы, и) – максимально поднимается к небу;
- средний (о, э) – небольшой подъем;
- низкий (а) – язык не поднимается, а нижняя челюсть идет вниз, широко раскрывая рот.
Произношение согласных
Согласных звуков в нашем языке – 37. Для их формирования поток воздуха задерживается разными преградами. Такие фонемы складываются из шума, а также шума и голоса. Шум образуется во время столкновения потока воздуха с препятствием.
Для прохождения преграды при формировании согласных требуется больший поток воздуха.
При формировании согласного напрягаются мышцы там, где образуется препятствие – сомкнутые губы или зубы, соприкосновение языка с небом или зубами. Активным становится элемент, который создает препятствие – губы, зубы. Незадействованные при проговаривании органы называют пассивными. Это может быть небо, губа, зубы. В зависимости от активности элементов, согласные классифицируют на:
- губные – п, б, м твердое и мягкое;
- губно-зубные – ф и в твердое и мягкое;
- переднеязычные и зубные – т, с, з, л, н твердое и мягкое, ц;
- переднеязычные и небные – ш, ж, р твердое и мягкое, ч мягкое;
- среднеязычные и средненебные – й;
- заднеязычные и задненебные – к, г, х твердое и мягкое.
Каждый согласный имеет характерные признаки:
- Место формирования. Зависит от активного элемента, ответственного за образование преграды и его соприкосновения с пассивным элементом (губные, заднеязычные и задненебные).
- Способ образования. Характеризует преграду, образованную при прохождении струи воздуха и механизм ее преодоления (смычные, дрожащие, щелевые согласные).
- Наличие шума и его интенсивность (шумные и сонорные).
- Присутствие при артикуляции голоса (звонкие и глухие).
- Характерное произношение (мягкие или твердые).
Формирование артикуляции
Фонемы, звукосочетания и слова образуются при скоординированном движении кинем – органов речи. Это согласованное двигательное умение, которое развивается при освоении новых фонем. Высокая двигательная активность органов речи позволяет четко и внятно проговаривать отдельные фонемы обособленно и в произвольной речи.
Ребенок с младенчества разрабатывает артикуляционные навыки, двигая язычком, губами, лицевыми мышцами, сопровождая мимику и жесты диффузными звуками – гулением, лепетом или бормотанием.
Это начальная стадия формирования артикуляции. Непроизвольные движения становятся гимнастикой для речевой системы. Постепенно нарастает сила и разнообразие речевых навыков.
Членораздельная и понятная речь появляется при развитых и подвижных артикуляционных органах. Четкость и разборчивость зависит от напряжения разнообразных мышц – жевательных, мимических, глотательных. Формирование умения проходит с вовлечением дыхательной системы.Артикуляция – это грамотное и членораздельное проговаривание фонем, которое обеспечивается функционированием аппарата речи – подвижных (язык, губы) и неподвижных (зубы, десны, небо) артикуляционных органов.
Артикуляция – сложный механизм, функционирование которого обусловлено скоординированной работой:
- дыхательной системы;
- рта и носоглотки;
- голосовых связок;
- языка и губ.
Членораздельное проговаривание звуков зависит от подвижности речевого аппарата, тогда человеку не требуется прилагать усилия. В фонетике все звуки русского языка подразделяют на гласные и согласные. Их образование имеет свои особенности.
Произношение гласных
Гласные, или тоновые, фонемы формируются посредством движения голосовых связок при прохождении воздушных потоков через гортань. Периодически изменяясь, они образуют тон и звук музыки. При формировании гласных поток воздуха легко проникает через рот, не ощущая преграды.
Характерной особенностью формирования гласных является слабый поток воздуха и равномерное распределение напряжения во всех мышцах рта и гортани.
В логопедии гласные классифицируют по 3 характеристикам:
- вовлечение в процесс губ;
- высота движения языка вверх (вертикальное направление);
- продвижение его вперед или отодвигание назад к гортани (горизонтальное движение).
Существует 6 гласных звуков: а, о, ы, и, у, э. В соответствии с горизонтальным движением гласные разделяют на три ряда:
- первый (э, и) – для их произношения язык выдвигается вперед максимально, упираясь кончиком в нижний ряд зубов;
- средний (а, ы) – во время проговаривания немного сдвинут к гортани;
- задний (о, у) – максимально задвигается назад.
В зависимости от вертикального движения гласные классифицируют на три подъема:
- высокий (у, ы, и) – максимально поднимается к небу;
- средний (о, э) – небольшой подъем;
- низкий (а) – язык не поднимается, а нижняя челюсть идет вниз, широко раскрывая рот.
Произношение согласных
Согласных звуков в нашем языке – 37. Для их формирования поток воздуха задерживается разными преградами. Такие фонемы складываются из шума, а также шума и голоса. Шум образуется во время столкновения потока воздуха с препятствием.
Для прохождения преграды при формировании согласных требуется больший поток воздуха.
При формировании согласного напрягаются мышцы там, где образуется препятствие – сомкнутые губы или зубы, соприкосновение языка с небом или зубами. Активным становится элемент, который создает препятствие – губы, зубы. Незадействованные при проговаривании органы называют пассивными. Это может быть небо, губа, зубы. В зависимости от активности элементов, согласные классифицируют на:
- губные – п, б, м твердое и мягкое;
- губно-зубные – ф и в твердое и мягкое;
- переднеязычные и зубные – т, с, з, л, н твердое и мягкое, ц;
- переднеязычные и небные – ш, ж, р твердое и мягкое, ч мягкое;
- среднеязычные и средненебные – й;
- заднеязычные и задненебные – к, г, х твердое и мягкое.
Каждый согласный имеет характерные признаки:
- Место формирования. Зависит от активного элемента, ответственного за образование преграды и его соприкосновения с пассивным элементом (губные, заднеязычные и задненебные).
- Способ образования. Характеризует преграду, образованную при прохождении струи воздуха и механизм ее преодоления (смычные, дрожащие, щелевые согласные).
- Наличие шума и его интенсивность (шумные и сонорные).
- Присутствие при артикуляции голоса (звонкие и глухие).
- Характерное произношение (мягкие или твердые).
Формирование артикуляции
Фонемы, звукосочетания и слова образуются при скоординированном движении кинем – органов речи. Это согласованное двигательное умение, которое развивается при освоении новых фонем. Высокая двигательная активность органов речи позволяет четко и внятно проговаривать отдельные фонемы обособленно и в произвольной речи.
Ребенок с младенчества разрабатывает артикуляционные навыки, двигая язычком, губами, лицевыми мышцами, сопровождая мимику и жесты диффузными звуками – гулением, лепетом или бормотанием.
Это начальная стадия формирования артикуляции. Непроизвольные движения становятся гимнастикой для речевой системы. Постепенно нарастает сила и разнообразие речевых навыков.
Членораздельная и понятная речь появляется при развитых и подвижных артикуляционных органах. Четкость и разборчивость зависит от напряжения разнообразных мышц – жевательных, мимических, глотательных. Формирование умения проходит с вовлечением дыхательной системы.
При речевом расстройстве дефектолог определяет положение органов речевого аппарата, требуемого для правильного проговаривания фонем. Помочь в формировании четкого произношения могут занятия вокалом, хоровое пение, чтение вслух. Иногда требуется консультация специалиста по стоматологии. Неправильный прикус нарушает дикцию.
Дополнительные занятия с дефектологом и артикуляционная гимнастика ускоряют развитие четкой и понятной речи. Цель упражнений – усвоение навыков членораздельного проговаривания фонем и исправление имеющихся дефектов артикуляции вне зависимости от этиологии (причин появления речевого расстройства). Занятия включают выполнение упражнения для формирования двигательной активности мышц рта, усвоения нужного положения языка, губ и мягкого неба.
Во время занятий важно избегать упоминания фонемы, с которой проводится коррекционная работа.
Во время коррекционной работы логопед при выполнении ребенком упражнения проверяет, правильно ли выбрано положение для произношения выбранного звука.
Задача логопедических занятий – отработка движений и запоминание положения органов речевого аппарата для формирования правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для разработки мускулатуры лица, органов ротовой полости, мышц плечевого пояса и грудной клетки.
Опубликовано: 10.07.2020
При речевом расстройстве дефектолог определяет положение органов речевого аппарата, требуемого для правильного проговаривания фонем. Помочь в формировании четкого произношения могут занятия вокалом, хоровое пение, чтение вслух. Иногда требуется консультация специалиста по стоматологии. Неправильный прикус нарушает дикцию.
Дополнительные занятия с дефектологом и артикуляционная гимнастика ускоряют развитие четкой и понятной речи. Цель упражнений – усвоение навыков членораздельного проговаривания фонем и исправление имеющихся дефектов артикуляции вне зависимости от этиологии (причин появления речевого расстройства). Занятия включают выполнение упражнения для формирования двигательной активности мышц рта, усвоения нужного положения языка, губ и мягкого неба.
Во время занятий важно избегать упоминания фонемы, с которой проводится коррекционная работа.
Во время коррекционной работы логопед при выполнении ребенком упражнения проверяет, правильно ли выбрано положение для произношения выбранного звука.
Задача логопедических занятий – отработка движений и запоминание положения органов речевого аппарата для формирования правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для разработки мускулатуры лица, органов ротовой полости, мышц плечевого пояса и грудной клетки.
Опубликовано: 10.07.2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАССАЖ ЛИЦА И ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
МАССАЖ ЛИЦА И ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ...
Практическое мероприятие для родителей по развитию речи "Моторика, Артикуляция, Дыхание"
Семинар – практикум для родителей средней группы № 5 «Ягодки» по развитию речи у детей от 4 до 5 лет. Подготовила и провела Савина Е.А....
конспект открытого занятия по классу балалайки «Работа над артикуляцией в классе балалайки. Начальный период»
конспект занятия по классу балалайки...
Методическое пособие «Артикуляция гимнастикасы» («Артикуляционная гимнастика»)
В методическом пособии систематизирован практический материал по выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединени...
Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен...
таблицы по артикуляции звуков
Правильная артикуляция звуков, характеристика звуков...