Слоготаблицы на автоматизацию поставленных звуков
методическая разработка по логопедии
Порядок автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно- рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Автоматизация звука в слогах.
Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.
Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.
На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá - са, са - сá, сá – са - са, са - сá - са, са – са - сá .
На первых порах следует активно проводить работу по слоговым таблицам. Этот приѐм позволяет одновременно автоматизировать звуки и вырабатывать навыки слогослияния у детей. Хорошего эффекта добиваются при регулярном применении и частой смене таблиц.
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие
ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).
Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок. Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос. Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист. Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо. Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова):
оса, косы, весы, овѐс и др.
Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свѐкла, стакан,
стайка, каска.
Автоматизация звука «с» в трѐхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари. Автоматизация звука «с» в трѐхсложных словах со стечением согласных: скамейка, капуста. Автоматизация звука «с» в четырѐхсложных словах без стечения согласных: сороковой,
сыроватый.
Автоматизация звука «с» в четырѐхсложных словах со стечением согласных: сковорода.
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по
формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
В саду жужжат осы. У Сани длинные усы. Саня катается на самокате. У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.
Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.
Ас – ас – ас – у нас дома ананас.
Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.
Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус.
Ыс–ыс–ыс– Денис,пейкумыс.
Советы
Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с
того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.
Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слоготаблицы | 458.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слоготаблицы применяются на этапе автоматизации поставленных звуков у детей младшего школьного возраста, овладевших техникой послогового чтения. Инструкция по применению: Читаем первый слог левого столбика, добавляем автоматизируемый звук и присоединяем к нему гласную, главное условие - получить слово. ОБРАЗЕЦ: ( Л У – Ш – А - ЛУША ). 2. Называем автоматизируемый звук, присоединяем гласную из правого столбика. Подбираем слог или букву из крайнего правого столбика – получаем слово. ОБРАЗЕЦ: ( Ш – А - Г - ШАГ ).
ЛУ Г НО А ЛЬ МА И ПКА СА Ш Е РЫ КА О НА КРЫ Е ЛК НА У В ЛЕ КАЛ ГАЛ РА Автоматизация звука Ш
КАС Д КРА М КРЫ С А НЯ КО Ы НИ ЛИ О Н КОЛБА У К У Р НО ТЫ ПА Автоматизация звука С
РО А БОР КО Ы МОК ПО У БР ГЛА З И НА СЛЕ О НТ СЛЁ Е Я ЛИ ЙКА ВА Автоматизация звука З
ПЕ А К ПИ Ы ПА МЕ Л О ПЫ МИ У Б МА Е ЖА ВЕ И ЖИ Ю ДИ Автоматизация звука Л
НО А Д ПО Ы МА ГО Э СА КО Р О НО ДЫ У НОК ССО Я К ЖА И СА ША Е БА КА Автоматизация звука Р
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»
Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»...
«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»
Коррекция звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время: (сформировать артикуляционную ба...
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...
Тема: «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».
Коррекция звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время: (сформировать артикуляционную ба...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [С].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....