Доклад «Упражнения на развитие дикции»
презентация по логопедии

Кулигина Анна Леонидовна

Чёткость произношения зависит в первую очередь от состояния челюстно — лицевых мышц. Если тонус этих мышц поддерживать систематическими тренировками, то дикция будет хорошей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uprazhneniya_na_razvitie_diktsii.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 5" с. Кневичи Артемовского городского округа

Доклад

«Упражнения на развитие дикции»

        Разработала:

Педагог - психолог

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа

Кулигина Анна Леонидовна

Артем, 2017

Чёткость произношения зависит в первую очередь от состояния челюстно — лицевых мышц. Если тонус этих мышц поддерживать систематическими тренировками, то дикция будет хорошей.

1 Артикуляционная гимнастика

Упражнение 1. Дыхательное упражнение

Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги на уровне плеч. Расслабьтесь. Вдохните медленно через нос, как будто к чему-то прислушиваясь. По окончании вдоха грудь должна быть высоко приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте по обратной схеме: грудь – диафрагма – живот.

Многих поражала неутомимость японских бизнесменов во время переговоров. Выяснилось следующее. Как только кто-нибудь из них ощущал признаки усталости, он начинал дыхательные упражнения по схеме: 6 секунд вдох, 6 секунд задержка дыхания, 6 секунд выдох. Причем со стороны это совершенно незаметно. Видимо, 6 секунд для каждого периода дыхания и являются тем оптимальным временем, которое следует принять и вам. Упражнение следует повторить 10-12 раз, либо пока вы не почувствуете эффекта прилива бодрости.

Для выполнения упражнения надо сосредоточиться и мысленно контролировать последовательность дыхания, пока процесс не станет автоматическим и будет снимать сонливость и усиливать бодрость.

Упражнение 2. Для губ

Мышцы губ и языка обычно плохо развиты. Многие люди говорят, не шевеля губами, почти не двигая нижней челюстью, чуть приоткрыв рот.

Возьмите в руки зеркальце, посмотрите в него и сформируйте губами хоботок, будто вы хотите кого-то поцеловать на дальнем расстоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, сильно растягивая губы и обнажая зубы, изображая из себя кинозвезду.

Выполните это упражнение 10 раз, попеременно формируя хоботок и улыбку.

Упражнение 3. Для губ

Глядя в зеркало, зафиксируйте хоботок, а затем поднимите его вверх, опустите вниз. Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Добиться этого совсем не просто. Тут нужна выдержка и терпение. Проделайте упражнение 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимите хоботок вверх, медленно вниз. Это нелегко, но, когда вы освоите эти упражнения – улучшится ваша дикция.

Упражнение 4. Для языка

Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфету. Проделайте это упражнение 10 раз. Чувствуете, как сильно устал язык, потому что сопротивляются щеки.

Упражнение 5. Для языка

Упритесь кончиком языка изнутри в верхнюю губу, а теперь в нижнюю, снова в верхнюю, в нижнею. И так 10 раз. Сделайте несколько жевательных движений для снятия напряжения.

2 Взрывные согласные

Тренировать надо, прежде всего, так называемые, взрывные согласные. Они образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий в виде:

верхних зубов (звуки Т-Д);

корня языка, прижатого к верхнему нёбу (звуки К-Г);

затвора обеих губ (П-Б).

Специалисты выявили тот факт, что тренировки сложных сочетаний букв эффективнее, если совмещать чёткое произнесение с какими-то естественными движениями.

Игровые упражнения с применением рече-ручного рефлекса для развития дикции

Используя звукоряд гласных И, Э, А, О, У, Ы надо медленно, но чётко строить фразу из буквосочетаний согласных. Сначала звонких (Б, В, Г, Д)  потом глухих (П, Ф, К, Т ) и сложных согласных аффикатов (Ц, Ч), сопровождая произнесение определёнными движениями руками и ногами. Постепенно, когда чёткое произнесение и движения синхронизируются — ускорять темп.

Упражнение 6.  «Молоточек»

(забиваем воображаемые гвозди с буквосочетанием БДГ).

Выполняя это речевое упражнение, представим себе, что у нас в руке маленький молоточек, которым мы забиваем воображаемые гвоздики, одновременно с произнесением буквосочетаний:

гбдИ, гбдЭ, гбдА, гбдО, гбдУ, гбдгЫ!

Бдги! Бдгэ! Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгы!

 

Упражнение 7.  «Лошадиный топот»

(погоняем воображаемую лошадку с буквосочетанием ПТК).

Погоняем лошадку рукой и добавляем постукивание ногой с лёгкими приседаниями, сопровождая буквосочетаниями:

пткИ , пткЭ, пткА, пткО, пткУ, пткЫ!

Птки!  Пткэ! Птка! Птко! Птку! Пткы!

Упражнение 8. «Тарелочки»

(бросайте воображаемые пластиковые тарелочки).

Произнесение этих сложных буквосочетаний можно сопровождать движением, как будто вы кидаете бумеранг или пластиковые тарелочки.

кчкИ! кчкЭ! кчкА! кчкО! кчкУ! кчкЫ!

Кчки! Кчкэ! Кчка! Кчко! Кчку! Кчкы!

Потом можно пофантазировать и сочетать эти согласные самым причудливым образом, хорошо бы подключить к этому процессу и сонорные звуки «р» и «л», типа:

лрИ, лрЭ, лрА, лрО, лрУ, лрЫ !

рлИ, рлЭ, рлА, рлО, рлУ, рлЫ !

3 Скороговорки

Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:

тренировка четкой дикции при произношении звуков;

решение проблемы косноязычия;

учит грамотно использовать слова;

увеличивает словарный запас;

развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.

Регулярное проговаривание скороговорок может значительно улучшить вашу дикцию, сделав вашу речь быстрой и четкой. Начинать стоит с самых простых скороговорок. Для начала скорость произношения не должна быть слишком высока, доведите до четкости произношение звуков и слов. Далее можно переходить к более сложным и многоуровневым скороговоркам. Закончив и с этим можно добавить препятствие во рту, чтобы стало сложнее говорить с правильной артикуляцией. В рот можно положить грецкий орех, виноградную пробку или то, на что у вас хватит фантазии. Это также значительно улучшит вашу дикцию.

Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:

Подберите подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не берите сразу много, для детей хватит 2–4.

Медленно расскажите скороговорку ребенку и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.

Научите для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.

Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлера – пусть они четко шепотом подсказывают вам текст.

Постепенно начинайте произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.

Когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, чтобы разнообразить занятие, внесите в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.

Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития дикции и артикуляции

Значимость развития дикции и артикуляции, а также подборка различных упражнения, которые можноиспользовать....

Консультация: «Упражнения для развития дикции»

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»​Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.  2. Артику...

Упражнения для развития дикции, дыхания и певческих способностей

развитие дикции, дыхания, певческой деятельности...

Консультация для родителей "Упражнения для развития дикции"

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это ком...

Игры и упражнения на развитие дикции ребенка в домашних условиях.

Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится. Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи малыша, как шепелявость, ...

Доклад на тему: «Развитие дикции и связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...