Доклад Артикуляционная гимнастика, ее значение при постановке звуков
материал по логопедии (младшая, средняя группа)

Сабирянова Айгуль Ямиловна

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика и ее цель.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в свои силы. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Комплексная методика коррекции звукопроизношения включает в себя следующие направления работы:

а) работа по развитию мелкой моторики;  

б) логопедический массаж;

в) дыхательная гимнастика и игры с гласными звуками;

г) изотонические упражнения;

д) артикуляционная гимнастика.

Принцип отбора упражнений и их классификация

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.

При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.  

  1. Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течение6 –10 секунд.

2. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 –8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы –«почистим зубы»;

б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».

После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое –«качели».

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится».

Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки».

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у).

В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж).

Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится два раза в день - в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики — 5 минут.

Комплекс артикуляционной гимнас­тики предварительно разрабатывается педагогом в соответ­ствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 4-5 упражнений: 2-3 статических и 2-3 динамических. Например, комплекс «Артикуляционные упражнения к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка».

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука   (например, в  вышеприведенном комплексе упражнение «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусное варенье»).

В результате педагог каждую педелю знакомит детей с одним новым упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варенье» целесообразно проиллюстрировать таким рассказом.

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в     деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовку, где на полках стояли банки с вареньем. Спустя немного времени Карлсон вышел оттуда, облизывая свои губы. Вот так (показ педаго­га).

Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, по уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед ними — педагог встает за их спинами. Все видят друг друга в зеркале. Общение, показ артикуляционных поз также происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педагогу видно, как дети выполняют предложенные артикуляции.

Значение артикуляционной гимнастики

Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить спе­циальную артикуляционную гимнастику. Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное - правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упраж­нение, необходимо проводить массаж губ и язы­ка и пассивную артикуляционную гимнасти­ку. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).

Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую по­лость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздуш­ная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болею­щих простудными заболеваниями.

Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ,  щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя дви­жения, показанные взрослым.

Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — отдохни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быст­ром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два..,») или же по команде взрослого. На­пример, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, коман­ды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...» Артикуляционные упражнения выполняются мед­ленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копи­рует, и себя самого, а взрослый следил, все ли пра­вильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).

С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляцион­ных упражнении, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ре­бенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верх­ние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет вы­полнять самые разные движения.

Артикуляционная гимнастика не должна превра­титься в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

 В течение одного занятия не стоит пытаться вы­полнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

Заключение

Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует.

Используя в практической деятельности разные средства формирования правильного звукопроизношения - артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики и т.д., все же более эффективными средствами воздействия является артикуляционная гимнастика. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 с.Верхнеяркеево

Доклад :

Артикуляционная гимнастика, ее значение для постановки звуков.

                                                                      Выполнила : учитель-логопед

                                                                                            Сабирянова А.Я.

с.Верхнеяркеево-2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Масстер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Артикуляционная гимнастика, её значение и требования к выполнению".

Данный масстер-класс был проведён для воспитателей и других педагогов ДОУ с целью ознакомления с различными гимнастиками, выявления значения их проведения,а также ознакомлениями с основными требования...

Доклад "Артикуляционная гимнастика. Формы проведения"

Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ на тему "Артикуляционная гимнастика. Формы проведения"...

Артикуляционная гимнастика- первый шаг к постановке правильного произношения

Хотите, чтобы Ваш ребенок говорил правильно и красиво? Ну что ж, боюсь вошебная палочка здесь не поможет) Уделите Вашему малышу 10 минут в день, и Вы удивитесь  как все прозаично! Фитнес для Язык...

модификация классической Артикуляционной гимнастики с выходом на постановку звуков

Артикуляционная гимнастика с выходом на постановку звуков -- это уникальный приём, позволяющий пробовать ставить звуки прямо в ходе упражнений, по подражанию. Рекомендую придерживаться именно такой по...

Артикуляционная гимнастика для подготовки к постановке звука Р

Артикуляционная гимнастика для подготовки к постановке звука Р...

«Артикуляционная гимнастика. Ее значение и методика проведения»

Артикуляционная гимнастика. Ее значение и методика проведенияЦель: познакомить воспитателей ДОУ с методикой выполнения артикуляционной гимнастикиХорошая речь – яркий показатель всестороннего раз...

Буклет артикуляционных упражнений на подготовку к постановке звука Ш

Буклет с базовыми упражнениями для подготовки органов артикуляции к постановке звука Ш....