АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.
учебно-методический материал по логопедии
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_kompleks_uprazhneniy.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.
- «Окошко» На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто). На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
- «Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравиться лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану и нисколько не устану.
- «Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
- «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
- «Лопаточка» Улыбнуться открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи и под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
- «Трубочка» Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку - на дудочку похоже.
Подудеть на дудочку без дудочки мы можем.
- «Толстячок» 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
- «Худышка» Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
- «Накажем непослушный язычок» Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
10. «Причешем язычок» Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
11. «Часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
12. «Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз.
Дыхательные упражнения.1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
2.«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
3.«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
4.«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ
С-СЬ-З-ЗЬ
1. «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
2. «Лопаточка» Улыбнуться открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи и под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять
3. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
4. «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
5. «Упрямый ослик» Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
6. «Трубочка» » Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку-
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочку
Без дудочки мы можем.
7. «Чистим нижние зубы» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели, чтоб они.
8. «Качели» » Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
9. «Посчитай нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то, он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ
Ш-Ж-Щ-Ч
1. «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
2. «Лопаточка» Улыбнуться открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи и под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять
3. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
4. «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнать в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Язык широкий положи, а края приподними.
Получилась чашечка, кругленькая чашечка.
5. «Бублик» Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.
6. «Фокус» Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7. «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.
8. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора, пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.
9. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой),
10. «Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен поворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой, стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой с бархатной подкладкой.
11. «Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок », губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ
К-Г-Х
1. «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
2. «Лопаточка-иголочка» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык иголочкой потом
Потянем тонким острием.
3. «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
4. «Чистим нижние зубы» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели, чтоб они.
5. «Посчитай нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы.
6. «Катушка» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должна двигаться.
7. «Качели» » Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ
Л-ЛЬ
1. «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
2. «Лопаточка» Улыбнуться открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи и под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять
3. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
4. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой),
5. «Качели» » Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь вверх -вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
6. «Пароход» Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел- прямо по морю пошел!
7. «Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Индюку и лучший друг
Честно скажет: - Ты – индюк!
Б.Заходер
8. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора, пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.
9. «Чистим верхние зубы» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
10. «Посчитай зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то, он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы.
11. «Поймай звук Л»Улыбнуться.Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ
Р-РЬ
1. «Качели» » Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз.
2. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора, пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.
3. «Чистим верхние зубы» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
4. «Посчитай верхние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то, он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы.
5. «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.
6. «Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен поворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой, стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой с бархатной подкладкой.
7. «Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок », губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
8. «Барабан» Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем: «Д-д-д-д!»
9. «Комарик» Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук З (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».
Вдруг откуда не возьмись
Маленький комарик,
Ив в руке его горит
Маленький фонарик!
К. Чуковский
10. «Моторчик» Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или З-З-З (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок у нас – мотор!
Заводи его, шофер!
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ УЗДЕЧКИ.
1. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
2. «Барабан» Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д-д-д-д!»
3. «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
4. «Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен поворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой,
Стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
5. «Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок », губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
6. «Дотянись до носа» Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик...
"Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников"
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно...
Комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики в помощь родителям и детям.docx
Комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики в помощь родителям и детям.Выдается в начале учебного года. Для каждого ребенка выбирается индивидуальный комплекс упражнений....
Комплекс пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет
Комплекс пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики...
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик для коррекционной работы в домашних условиях
Данные комплексы адресованы родителям для использования в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха и речи в домашних условиях...
Комплекс артикуляционной, пальчиковой , дыхательной гимнастик, малоподвижных игр и физминуток по лексическим темам для подготовительной логопедической группы группы. Под редакцией Н.В.Нищевой.
Комплекс будет полезен воспитателям логопедических групп, в котором собран материал по лексическим темам....
Презентация "Артикуляционная гимнастика (начальный комплекс)"
Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения опре...