Конспект НОД «Проказы Непогодицы» подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (ТНР)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Представлен конспект НОД (детей с ТНР) на закрепление признаков осени с интересными логопедическими заданиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78                            комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Конспект НОД «Проказы Непогодицы»

подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

(ТНР)

 

                                                                                                                                 

                                                                                                   

                                                                                                  Составители:

                                                                                                     

                                                                                                     Аббасова Л.А.

                                                                                                           Егорченкова М.Д.

Санкт – Петербург

2022 г.

Образовательные задачи:

- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе: в жизни растений, птиц, диких животных.

- Пополнение активного словаря относительными прилагательными единственного и множественного числа.

Коррекционные задачи:

- Развитие связной речи.

- Совершенствование грамматического строя речи: отрабатывать согласование слов в предложении, употребление правильных форм падежей и сложносочиненных предложений с союзом «а».

- Развитие общей моторики.

- Развитие зрительного и слухового внимания.

- Развитие логического мышления.

Воспитательные задачи:

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, активности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

- Костюмы Непогодицы, Осени, ежа, медведя, белки.

- Ковер.

- Кроны деревьев: клена, березы, дуба, разноцветные листья.

- Перелетные и зимующие птицы.

- Грибы под листьями.

- Корзинки.

- Осенний коллаж.

- Поделки из природного материала.

Предварительная работа:

- Наблюдение за изменениями в природе.
- Беседы, чтение художественной и познавательной литературы, разучивание стихотворений.

- Рассматривание иллюстративного материала.

- Продуктивная деятельность по теме «Осень».

- Проведение праздника «Осень золотая».

 

Воспитатель: - Ребята, я сегодня получила письмо. Давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята! Пишет вам Осень.  У меня в лесу случилась беда: Непогодица заколдовала лес. Он весь окутан серым густым туманом, деревья, птицы, звери просят вас о помощи. Без вас, ребята, мне не справиться. Жду.

                              Осень»

Воспитатель: - Ребята, мы выручим Осень из беды?

В беде мы Осень не оставим и отправимся к ней на помощь. На чем мы можем отправиться в лес?

(на поезде, на машине, на мотоцикле…)

А попадем мы с вами в лес на ковре - самолете. Садитесь на него, и скажем волшебные слова:

«Ты, ковер, лети быстрей

Неси к Осени друзей!»

Приготовились.…  Полетели… (Звучит музыка) …Почему вокруг все так серо и уныло?

Ответы детей: (Непогодица испортила погоду: не видно леса, потому что туман; облака холодные, серые; мрачные тучи).

Воспитатель: - Держитесь крепче. Приземляемся…

Посмотрите, ребята, нас кто-то встречает. Может быть — это Осень?

(ответы детей)

Появляется Непогодица (ребенок)

Непогодица:    

Я Непогодица – ненастье,

Летом я была слаба.

Осень – мое время года,

Долго я ее ждала,

Стану я везде хозяйкой,

Если Осень прогоню.

Все испорчу, затоплю,

Тучей солнце заслоню.

Воспитатель: - Ребята, а вам не стало холодно? Как нам можно согреться?

Дети: - Поиграть в игры, побегать, попрыгать….

Воспитатель: - Давайте с вами подвигаемся и согреемся.

Динамическая пауза

«Все движения разминки повторяем без запинки,

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрите на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже,

Наклонились к земле ближе.

Повертись на месте ловко!

В этом нам нужна сноровка!»

Воспитатель: - Ребята, нам надо прогнать Непогодицу. Как мы это можем сделать?

 

Дети: - Затопать ногами, захлопать, замахать руками…

Воспитатель: - Давайте мы на нее подуем.

Дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот

Непогодица: - Что-то мне стало жарко, и я исчезаю, исчезаю, исчезаю….

Воспитатель: - Ребята, а где же Осень? Давайте позовем ее!

«Осень, Осень, покажись!

Осень, Осень, появись!»

(под музыку входит Осень)

Осень: - Задержалась я в пути: вокруг стоял туман, было серо холодно. Я потеряла тропинку и заблудилась. Услышала ваши голоса и вышла к вам…

Воспитатель: - Осень, мы получили твое письмо и прилетели на ковре – самолете, чтобы выручить тебя из беды…

Осень: - Ребята, а вы не видели Непогодицу? Не хотела бы я ее встретить!

Дети: - Мы ее видели и прогнали ее.

Осень: - А как вы смогли прогнать ее? (ответы детей)

Молодцы! Сколько беспорядка навела Непогодица в лесу! Помогите, пожалуйста, исправить все то, что она натворила.      

Посмотрите на это дерево. Какая листва на нем?

Дети: - Коричневая, черная, серая, грязная….

Осень: - А какого цвета должны быть листья на деревьях?

Дети: - Желтые, красные, коричневые, багряные…

Осень:  

«Только краски я взяла

И листва уж расцвела

Заиграла желтым, красным…

Стало все вокруг прекрасным!»

(Осень разбрасывает листья)

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Осени украсить деревья листьями. Стволы, каких деревьев вы узнали?

Дети: - Дуба, клена, березы.

(Дети собирают листья и наклеивают их на ветки).

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как называются лист дуба?

Дети: - Дубовый.

Воспитатель: - Как мы скажем, если листьев много?

Дети: - Дубовые.

(аналогично: кленовый – кленовые, березовый – березовые).

Воспитатель: - Какие деревья еще растут в лесу?  

Осень: - Молодцы, ребята, помогли мне раскрасить лес, и он оделся в разноцветный наряд!

Звучит фонограмма с пением птиц.

Осень: - Ребята, а когда должны петь птицы?

Дети: - Весной.

Осень: - Сейчас в моем лесу должно быть тихо и спокойно. Куда улетают птицы осенью?  Почему?

Дети: - На юг, потому что холодно, нет насекомых, нечего им кушать…

Воспитатель: - Птички собрались в полет, но они не могут лететь, потому что кто - тот им мешает.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

(перелетные и зимующие птицы)

Воспитатель: - Каких перелетных птиц вы еще знаете? Каких зимующих?

Осень: - Молодцы, ребята! Помогли перелетным птицам улететь в теплые края.

А мы продолжим наше путешествие.

 Пойдем по этой тропинке…Посмотрите, мы пришли на грибную полянку. Но где же грибы?

Воспитатель: - Непогодица засыпала грибную полянку листьями, и мы с вами поможем Осени найти грибы. Посмотрите, есть ли под листьями грибочки?

(Дети переворачивают листья с грибами и называют их).

Соберите в корзинку только съедобные грибы.

- А что можно приготовить из грибов?

Дети: - Грибной суп, пожарить, посолить, насушить на зиму, испечь грибной пирог, сделать салат с грибами…

Осень: - Молодцы, ребята! Помогли найти грибы. Давайте возьмем с собою корзинку с грибами, может, она нам пригодится….

«Ребята, кто - то к нам сюда спешит и иголками шуршит,

Рядом кто-то с ним идет, громко на весь лес ревет».

- Да это еж и медведь. А почему вы плачете?

Медведь (ребенок):    

«Я хочу в берлоге спать,

лапу сладкую сосать».

Ежик (ребенок):  

«Я хочу в клубок свернуться

И весной опять проснуться.    

Зиму буду отдыхать

В теплых листиках дремать».

Воспитатель: - Ребята, что должны делать поздней осенью еж и медведь?

Дети: - Ложиться спать.

Воспитатель: - Давайте поиграем с ежиком и медведем, а потом найдем им место для сна.

Дидактическая игра «Чем мы можем угостить ежика и медведя?»

Дети говорят: - Я угощу ежика яблоками, а медведя - медом; я угощу ежика грибами, а медведя - малиной…

Воспитатель: - Угостили мы медведя и ежика, сейчас еще поиграем.

Подвижная игра «У медведя во бору».

На одной стороне площадки проводится линия – это опушка леса. Около нее через 2-3 шага рисуется круг – место для медведя. На другой стороне, за линией находится домик для детей. Один из детей играет роль медведя. Остальные дети идут «гулять по лесу», имитируя собирание грибов и ягод и проговаривая стихи:

У медведя во бору грибы, ягоды беру.

Медведь сидит, на нас глядит.

(Варианты: Медведь не спит и на нас рычит!

или: Медведь простыл, на печи застыл!)

Лукошко опрокинулось (жестом показывают),

 Медведь за нами кинулся!

На последних словах «медведь» встает со своего места и начинает ловить детей. Пойманный (тот, до кого медведь дотронулся) отправляется к нему на опушку. Игра повторяется, пока не поймаются           2-3 играющих. Затем выбирается новый медведь, и игра начинается снова.

Воспитатель: - Ребята, медведю и ежу пора ложиться спать. Как называется место, где спит медведь? (берлога).

А где может спать ежик?

Дети: - Под пеньком, закатиться в чью - нибудь норку, спрятаться под листьями…

Осень: - Давайте найдем берлогу и пенек. Вот они! Ежик и медвежонок, ложитесь спать на зиму!

Спасибо, ребята, что помогли моим зверям.

 - Ребята, кто-то спрятался за елку…

Белочка (ребенок):  

«Я белка, белка – озорница!

Ну, я и мастерица!

С ветки – прыг!

На ветку - скок!»

Осень: - Белочка! А почему у тебя пустая корзинка?

Белка: - Непогодица оставила меня без запасов.

Воспитатель: - Ребята, а какие запасы делает на зиму белочка?

Дети: - Сушит грибы, собирает орехи, шишки…

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эту картину. Непогодица и здесь напроказничала, и смешала все, что растет в лесу.

Дидактическая игра «Помогите белочке отыскать ее запасы».

Осень: - Белочка, дети насобирали целую корзинку грибов, и мы оставляем ее тебе на зиму.

Белка: - Спасибо, ребята, что вы помогли мне сделать запасы на зиму. Я вам так благодарна!

Воспитатель: - Каких зверей мы можем встретить в лесу? Как они готовятся к зиме?  

Осень: - Спасибо, ребята, что вы откликнулись на мою просьбу, помогли мне навести порядок в лесу, и исправили проказы Непогодицы.

«Пора мне уходить, ребята,

Но в том не Осень виновата,

За мною вслед Зима идет,

И Новый год с собой ведет.

А я к вам вновь, друзья, приду,

Но только в будущем году.

За то, что вы спасли меня.

Подарок подарю я вам!

Преподносит корзину с угощением.

Воспитатель: - Спасибо, Осень! Мы тоже приготовили для тебя подарок!

Эти картины дети сами изготовили из природного материала.

 

Осень: - Спасибо! Мне очень нравятся ваши подарки. А давайте на прощание мы с вами потанцуем.

 

Танец «Осень, Осень, раз – два – три!» (звучит фонограмма, дети берут в руки осенние листья).

Осень: - До свидания, ребята, до встречи в следующем году!

(Осень уходит).

Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Возьмем угощение Осени, сядем на   ковер – самолет и скажем волшебные слова:

«Ты, ковер, лети – лети!

И в детский сад нас отнеси!

Раз- два – три!»

Звучит музыка…

Воспитатель: - Какое у вас сейчас настроение? Почему? (ответы детей)    

Воспитатель: - Прилетели!

Где мы сегодня побывали? (ответы детей)

Как мы помогли Осени исправить проказы Непогодицы? (ответы детей)

Молодцы!!!

Литература

Э.Д.Фокина «Познавательно-речевые занятия в деском саду»

Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя»

З.Е.Агронович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»

З.Е.Агронович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям»

Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»

Э.П.Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»

Г.А.Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»

Н.Н.Красильников «500 считалок, загадок, скороговорок для детей»

Л.Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленностиТема:  «Лесная школа»....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Конспект занятиядля детей подготовительной к школе группыкомпенсирующей направленностиТема:   «Букет для учителя»...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Речевой досуг КВН «Ах, какая зимушка в гости к нам пришла!»

Данное занятие в в занимательной досуговой форме позволяет систематизировать и обобщить знания детей по лексической теме «Зима»...

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:

«Составление описательного рассказапо картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» »....

КОНСПЕКТ НОД с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности статус «Амблиопия ,косоглазие » Тема «Весенняя математика»

КОНСПЕКТ НОД с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности  статус «Амблиопия ,косоглазие »  Воспитатель высшей квалификационной категории:  Гайдай Елена Н...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Художетсвенная школа Зимы"

Цель: формирование слухового внимания через музыкально - продуктивную деятельность.Задачи: Образовательные:-      Закрепить произношение длинных и коротких звуков на слоги &la...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»

Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...