Конспект НОД «Проказы Непогодицы» подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (ТНР)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Представлен конспект НОД (детей с ТНР) на закрепление признаков осени с интересными логопедическими заданиями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга
Конспект НОД «Проказы Непогодицы»
подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
(ТНР)
Составители:
Аббасова Л.А.
Егорченкова М.Д.
Санкт – Петербург
2022 г.
Образовательные задачи:
- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе: в жизни растений, птиц, диких животных.
- Пополнение активного словаря относительными прилагательными единственного и множественного числа.
Коррекционные задачи:
- Развитие связной речи.
- Совершенствование грамматического строя речи: отрабатывать согласование слов в предложении, употребление правильных форм падежей и сложносочиненных предложений с союзом «а».
- Развитие общей моторики.
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Развитие логического мышления.
Воспитательные задачи:
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, активности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
- Костюмы Непогодицы, Осени, ежа, медведя, белки.
- Ковер.
- Кроны деревьев: клена, березы, дуба, разноцветные листья.
- Перелетные и зимующие птицы.
- Грибы под листьями.
- Корзинки.
- Осенний коллаж.
- Поделки из природного материала.
Предварительная работа:
- Наблюдение за изменениями в природе.
- Беседы, чтение художественной и познавательной литературы, разучивание стихотворений.
- Рассматривание иллюстративного материала.
- Продуктивная деятельность по теме «Осень».
- Проведение праздника «Осень золотая».
Воспитатель: - Ребята, я сегодня получила письмо. Давайте прочитаем его.
«Дорогие ребята! Пишет вам Осень. У меня в лесу случилась беда: Непогодица заколдовала лес. Он весь окутан серым густым туманом, деревья, птицы, звери просят вас о помощи. Без вас, ребята, мне не справиться. Жду.
Осень»
Воспитатель: - Ребята, мы выручим Осень из беды?
В беде мы Осень не оставим и отправимся к ней на помощь. На чем мы можем отправиться в лес?
(на поезде, на машине, на мотоцикле…)
А попадем мы с вами в лес на ковре - самолете. Садитесь на него, и скажем волшебные слова:
«Ты, ковер, лети быстрей
Неси к Осени друзей!»
Приготовились.… Полетели… (Звучит музыка) …Почему вокруг все так серо и уныло?
Ответы детей: (Непогодица испортила погоду: не видно леса, потому что туман; облака холодные, серые; мрачные тучи).
Воспитатель: - Держитесь крепче. Приземляемся…
Посмотрите, ребята, нас кто-то встречает. Может быть — это Осень?
(ответы детей)
Появляется Непогодица (ребенок)
Непогодица:
Я Непогодица – ненастье,
Летом я была слаба.
Осень – мое время года,
Долго я ее ждала,
Стану я везде хозяйкой,
Если Осень прогоню.
Все испорчу, затоплю,
Тучей солнце заслоню.
Воспитатель: - Ребята, а вам не стало холодно? Как нам можно согреться?
Дети: - Поиграть в игры, побегать, попрыгать….
Воспитатель: - Давайте с вами подвигаемся и согреемся.
Динамическая пауза
«Все движения разминки повторяем без запинки,
Эй! Попрыгаем на месте
Эх! Руками машем вместе
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрите на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к земле ближе.
Повертись на месте ловко!
В этом нам нужна сноровка!»
Воспитатель: - Ребята, нам надо прогнать Непогодицу. Как мы это можем сделать?
Дети: - Затопать ногами, захлопать, замахать руками…
Воспитатель: - Давайте мы на нее подуем.
Дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот
Непогодица: - Что-то мне стало жарко, и я исчезаю, исчезаю, исчезаю….
Воспитатель: - Ребята, а где же Осень? Давайте позовем ее!
«Осень, Осень, покажись!
Осень, Осень, появись!»
(под музыку входит Осень)
Осень: - Задержалась я в пути: вокруг стоял туман, было серо холодно. Я потеряла тропинку и заблудилась. Услышала ваши голоса и вышла к вам…
Воспитатель: - Осень, мы получили твое письмо и прилетели на ковре – самолете, чтобы выручить тебя из беды…
Осень: - Ребята, а вы не видели Непогодицу? Не хотела бы я ее встретить!
Дети: - Мы ее видели и прогнали ее.
Осень: - А как вы смогли прогнать ее? (ответы детей)
Молодцы! Сколько беспорядка навела Непогодица в лесу! Помогите, пожалуйста, исправить все то, что она натворила.
Посмотрите на это дерево. Какая листва на нем?
Дети: - Коричневая, черная, серая, грязная….
Осень: - А какого цвета должны быть листья на деревьях?
Дети: - Желтые, красные, коричневые, багряные…
Осень:
«Только краски я взяла
И листва уж расцвела
Заиграла желтым, красным…
Стало все вокруг прекрасным!»
(Осень разбрасывает листья)
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Осени украсить деревья листьями. Стволы, каких деревьев вы узнали?
Дети: - Дуба, клена, березы.
(Дети собирают листья и наклеивают их на ветки).
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как называются лист дуба?
Дети: - Дубовый.
Воспитатель: - Как мы скажем, если листьев много?
Дети: - Дубовые.
(аналогично: кленовый – кленовые, березовый – березовые).
Воспитатель: - Какие деревья еще растут в лесу?
Осень: - Молодцы, ребята, помогли мне раскрасить лес, и он оделся в разноцветный наряд!
Звучит фонограмма с пением птиц.
Осень: - Ребята, а когда должны петь птицы?
Дети: - Весной.
Осень: - Сейчас в моем лесу должно быть тихо и спокойно. Куда улетают птицы осенью? Почему?
Дети: - На юг, потому что холодно, нет насекомых, нечего им кушать…
Воспитатель: - Птички собрались в полет, но они не могут лететь, потому что кто - тот им мешает.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(перелетные и зимующие птицы)
Воспитатель: - Каких перелетных птиц вы еще знаете? Каких зимующих?
Осень: - Молодцы, ребята! Помогли перелетным птицам улететь в теплые края.
А мы продолжим наше путешествие.
Пойдем по этой тропинке…Посмотрите, мы пришли на грибную полянку. Но где же грибы?
Воспитатель: - Непогодица засыпала грибную полянку листьями, и мы с вами поможем Осени найти грибы. Посмотрите, есть ли под листьями грибочки?
(Дети переворачивают листья с грибами и называют их).
Соберите в корзинку только съедобные грибы.
- А что можно приготовить из грибов?
Дети: - Грибной суп, пожарить, посолить, насушить на зиму, испечь грибной пирог, сделать салат с грибами…
Осень: - Молодцы, ребята! Помогли найти грибы. Давайте возьмем с собою корзинку с грибами, может, она нам пригодится….
«Ребята, кто - то к нам сюда спешит и иголками шуршит,
Рядом кто-то с ним идет, громко на весь лес ревет».
- Да это еж и медведь. А почему вы плачете?
Медведь (ребенок):
«Я хочу в берлоге спать,
лапу сладкую сосать».
Ежик (ребенок):
«Я хочу в клубок свернуться
И весной опять проснуться.
Зиму буду отдыхать
В теплых листиках дремать».
Воспитатель: - Ребята, что должны делать поздней осенью еж и медведь?
Дети: - Ложиться спать.
Воспитатель: - Давайте поиграем с ежиком и медведем, а потом найдем им место для сна.
Дидактическая игра «Чем мы можем угостить ежика и медведя?»
Дети говорят: - Я угощу ежика яблоками, а медведя - медом; я угощу ежика грибами, а медведя - малиной…
Воспитатель: - Угостили мы медведя и ежика, сейчас еще поиграем.
Подвижная игра «У медведя во бору».
На одной стороне площадки проводится линия – это опушка леса. Около нее через 2-3 шага рисуется круг – место для медведя. На другой стороне, за линией находится домик для детей. Один из детей играет роль медведя. Остальные дети идут «гулять по лесу», имитируя собирание грибов и ягод и проговаривая стихи:
У медведя во бору грибы, ягоды беру.
Медведь сидит, на нас глядит.
(Варианты: Медведь не спит и на нас рычит!
или: Медведь простыл, на печи застыл!)
Лукошко опрокинулось (жестом показывают),
Медведь за нами кинулся!
На последних словах «медведь» встает со своего места и начинает ловить детей. Пойманный (тот, до кого медведь дотронулся) отправляется к нему на опушку. Игра повторяется, пока не поймаются 2-3 играющих. Затем выбирается новый медведь, и игра начинается снова.
Воспитатель: - Ребята, медведю и ежу пора ложиться спать. Как называется место, где спит медведь? (берлога).
А где может спать ежик?
Дети: - Под пеньком, закатиться в чью - нибудь норку, спрятаться под листьями…
Осень: - Давайте найдем берлогу и пенек. Вот они! Ежик и медвежонок, ложитесь спать на зиму!
Спасибо, ребята, что помогли моим зверям.
- Ребята, кто-то спрятался за елку…
Белочка (ребенок):
«Я белка, белка – озорница!
Ну, я и мастерица!
С ветки – прыг!
На ветку - скок!»
Осень: - Белочка! А почему у тебя пустая корзинка?
Белка: - Непогодица оставила меня без запасов.
Воспитатель: - Ребята, а какие запасы делает на зиму белочка?
Дети: - Сушит грибы, собирает орехи, шишки…
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эту картину. Непогодица и здесь напроказничала, и смешала все, что растет в лесу.
Дидактическая игра «Помогите белочке отыскать ее запасы».
Осень: - Белочка, дети насобирали целую корзинку грибов, и мы оставляем ее тебе на зиму.
Белка: - Спасибо, ребята, что вы помогли мне сделать запасы на зиму. Я вам так благодарна!
Воспитатель: - Каких зверей мы можем встретить в лесу? Как они готовятся к зиме?
Осень: - Спасибо, ребята, что вы откликнулись на мою просьбу, помогли мне навести порядок в лесу, и исправили проказы Непогодицы.
«Пора мне уходить, ребята,
Но в том не Осень виновата,
За мною вслед Зима идет,
И Новый год с собой ведет.
А я к вам вновь, друзья, приду,
Но только в будущем году.
За то, что вы спасли меня.
Подарок подарю я вам!
Преподносит корзину с угощением.
Воспитатель: - Спасибо, Осень! Мы тоже приготовили для тебя подарок!
Эти картины дети сами изготовили из природного материала.
Осень: - Спасибо! Мне очень нравятся ваши подарки. А давайте на прощание мы с вами потанцуем.
Танец «Осень, Осень, раз – два – три!» (звучит фонограмма, дети берут в руки осенние листья).
Осень: - До свидания, ребята, до встречи в следующем году!
(Осень уходит).
Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Возьмем угощение Осени, сядем на ковер – самолет и скажем волшебные слова:
«Ты, ковер, лети – лети!
И в детский сад нас отнеси!
Раз- два – три!»
Звучит музыка…
Воспитатель: - Какое у вас сейчас настроение? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: - Прилетели!
Где мы сегодня побывали? (ответы детей)
Как мы помогли Осени исправить проказы Непогодицы? (ответы детей)
Молодцы!!!
Литература
Э.Д.Фокина «Познавательно-речевые занятия в деском саду»
Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя»
З.Е.Агронович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»
З.Е.Агронович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям»
Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»
Э.П.Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»
Г.А.Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»
Н.Н.Красильников «500 считалок, загадок, скороговорок для детей»
Л.Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленностиТема: «Лесная школа»....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Конспект занятиядля детей подготовительной к школе группыкомпенсирующей направленностиТема: «Букет для учителя»...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Речевой досуг КВН «Ах, какая зимушка в гости к нам пришла!»
Данное занятие в в занимательной досуговой форме позволяет систематизировать и обобщить знания детей по лексической теме «Зима»...
Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:
«Составление описательного рассказапо картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» »....
КОНСПЕКТ НОД с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности статус «Амблиопия ,косоглазие » Тема «Весенняя математика»
КОНСПЕКТ НОД с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности статус «Амблиопия ,косоглазие » Воспитатель высшей квалификационной категории: Гайдай Елена Н...
Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Художетсвенная школа Зимы"
Цель: формирование слухового внимания через музыкально - продуктивную деятельность.Задачи: Образовательные:- Закрепить произношение длинных и коротких звуков на слоги &la...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»
Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...