Презентация " Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Раннее детство характеризуется очень большими потенциальными возможностями. Речевые механизмы малышей развиваются очень рано: еще тогда, когда они активно не говорят, а только слышат слова, не понимая их смысла. Существует мнение, что ребенок и так начнет говорить без особого вмешательства взрослого, но мы хорошо знаем, что это не так. Речь ребенка, с которым мало разговаривали в раннем детстве, будет обедненной, а значит обедненным будет и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 000026.ppt424.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста Подготовила учитель-логопед: Лебедева Г.А.

Слайд 2

Раннее детство характеризуется очень большими потенциальными возможностями. Речевые механизмы малышей развиваются очень рано: еще тогда, когда они активно не говорят, а только слышат слова, не понимая их смысла. Существует мнение, что ребенок и так начнет говорить без особого вмешательства взрослого, но мы хорошо знаем, что это не так. Речь ребенка, с которым мало разговаривали в раннем детстве, будет обедненной, а значит обедненным будет и мышление .

Слайд 3

Кроме этого специальными исследованиями доказана зависимость активного развития речи малышей от развития мелких мышц пальцев руки. Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, становление речи, психику детей, отмечали значительное стимулирующее влияние функции руки. На протяжении всего раннего возраста эта зависимость четко проявляется: вместе с усовершенствованием движений пальцев происходит и усовершенствование речи. Пальцы помогают ребенку скорее научиться говорить. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук: поглаживания, легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев до запястья.

Слайд 4

Целесообразными будут игры с пальчиками для развития моторики («Сорока - белобока», «Пальчики в лесу»). Наиболее эффективными приемами развития моторики рук являются: - Катание шарика из пластилина (участвуют все пальцы и требуются значительные усилия); - Разрывание бумаги на мелкие кусочки - делают малыши это с удовольствием в течение 2-3 минут (участвуют почти все пальцы рук). (Следить, чтобы ребенок не ел пластилин и кусочки бумаги); - Перебирание вещей в мешочках или самодельных игрушек (крупа, мелкие камешки, семена и т.д.); - Составление пирамидок, втулок (желательно деревянных). Нанизывание колец пирамидки - хорошая тренировка, работа выполняется двумя - тремя пальцами;

Слайд 5

Могут быть изготовлены игрушки типа: бабочка или птица из однотонной плотной ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пришивается меньшая бабочка из другой ткани. Шнурованию легче научить ребенка, если использовать лист картона с рядами дырочек. Ребенку дают шнурок с металлическим наконечником и показывают, как шнуровать. Для детей третьего года жизни процесс шнурования и застегивания можно активно использовать в учебной деятельности. Например, изготовить лото с картинками (геометрическими фигурками, цифрами и т.п.). Подбирая картинки в определенной последовательности, ребенок должен прошнуровать или привязать их друг к другу, ориентируясь на определенные показатели по цвету, форме, по размеру, по количеству, по назначению не надо забывать и про пальчиковый театр , благодаря которому у детей развивается общение, обогащается речевой словарь.

Слайд 6

Можно предлагать малышам разнообразные упражнения для пальчиков : «покажи пальчик», «пальчики - рабочие», «пальчики - музыканты», «пальчики - спортсмены»; можно предложить детям 3 года жизни поиграть в народные игры с пальчиками. Приемы могут быть разнообразными, важно только, чтобы к игре привлекалось больше пальцев и чтобы движения были энергичными. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

Слайд 7

Целесообразно будет вспомнить интересный опыт врача, педагога Марии Монтессори. Благодаря играм с дидактическим сенсорным материалом, разработанным М. Монтессори, у детей развивается мелкая моторика мышц рук. Это перебирание мелких предметов с помощью пальцев (гороха, бусинок, фасоли и т.п.), штриховка, обводка контурных изображений (птиц, животных, геометрических фигур). Вместе с тем это влияет на развитие зрения, речи, мышления , формирует сосредоточенность, внимание. Дети приучаются выполнять работу уверенно, спокойно, размышлять над каждым новым предметом, а это помогает малышам приобретать личный взгляд на мир, развивает мышление, а вместе с ним и речи.

Слайд 8

Игра «Фасоль и макароны» Из общей тарелочки, в которую насыпаны фасоль и макароны, разложить в два разных стаканчика: в желтый - макароны, в красный - фасоль. Погреметь и не рассыпать. Пересыпать из желтого стакана в красный и т.д. Из общей тарелочки пересыпать крупу и макароны в пластиковую бутылку (открутить крышку, закрутить). Потрясти бутылочку сильно и громко - тихо и медленно. Постучать бутылкой о поверхность стола. Упражнение «Лимон». Воспитатель предлагает ребенку представить, что в правой руке у него лимон, из которого нужно выжать сок. Ребенок как можно сильнее сжимает правую руку в кулачок, затем расслабляет ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой.

Слайд 9

Особое место среди таких игр занимают чрезвычайно полезные для развития речи народные пальчиковые игры . Они развивают у малышей слуховую сосредоточенность, повышают речевую активность, вызывают положительные эмоции, а также дают возможность инсценировать небольшие фольклорные произведения без использования специального дидактического наглядного материала. Можно использовать упражнения и игры для развития мышц рук со специальным дидактическим наглядным материалом: - Шнуровать и застегивать пуговицы на плоскостных и объемных предметах. Для интеллектуального развития малышей можно усложнить: прошнуровать дорожку к картинке, на которой нарисовано животное, пристегнуть синюю бабочку на красный цветок, собрать из отдельных частей мишку, пристегивая их к туловищу, составить таким же образом пирамидку, поезд, гусеницу...

Слайд 10

- По команде быстро заткнуть пальчиком предмет на сюжетной картинке: -Спасти от кого (зайцев от волка, гусей от лисы, мышей от кота...) - Заслонить лишний предмет (среди нарисованных игрушек - цветок, среди посуды - стол...) - Может быть создано небольшое индивидуальное панно, элементы которого будут прикрепляться к основанию различными способами. Кроме пуговиц, можно использовать и ленту; можно пришить к основанию ленточку, которую детям необходимо завязать бантиком, можно пришить шнурок, который надо протянуть через отверстия. Когда малыш с вашей помощью сможет создать такой волшебный цветок, он получит положительный заряд и желание еще и еще раз повторить эту работу, но уже самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста».

Различные способы для развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста представлены в моей методической разработке....

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохра...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев»     ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики и речи детей раннего возраста, посредством нестандартного оборудования»

Данный мастер-класс адресован родителям детей раннегоо возраста. Используя нетрадиционное оборудование дома можно развивать мелкую моторику рук малышей, атем самым стимулировать развитие речи....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики и речи детей раннего возраста, посредством нестандартного оборудования»

Мастер-класс показывает родителям о важности развития мелкой моторики рук для развития речи детей. Здесь предлагаются игры с использованием нетрадиционного материала, что будет интересно как детям, та...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.

Пластилинография,  как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.«Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев»        ...