ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Перцель Мария Николаевна

Материал предназначен для воспитателей ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_zabavy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ (старшая группа)

1. Спросите у ребенка, какое время года сейчас, попросите назвать все зимние месяцы. Выясните, в какие игры можно играть зимой, что нужно для зимних игр, а в какие нельзя и почему (учим ребенка устанавливать причинно-следственные связи).

2. Спросите, какие зимние виды спорта знает ребенок, какой инвентарь нужен для этого. В качестве экскурсии сходите с малышом на зимний стадион (парк, каток), где следует обратить внимание на то, какими видами спорта заняты дети.

3. Упражнение "Кому что нужно?" на употребление существительного в винительном падеже.

Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - ..., фигуристу - ..., саночнику -...и т.д.

Вариант: Упражнение "Кому что нужно?" на употребление дательного падежа существительного.

Лыжи нужны ... (лыжнику),

клюшка нужна - ...,

коньки нужны - ...,

санки нужны - ...,

сноуборд нужен - ...,

шайба нужна - ...

4. Упражнение "Исправь ошибку" на логическое мышление.

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны санки. Хоккеисту нужны лыжи. Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость.

5. Упражнение "Почему так назван?" на словообразование, в том числе и на образование сложных слов.

Конькобежец - потому что бегает на коньках,

саночник - ...,

лыжник - ...,

сноубордист - ...,

хоккеист - ...,

фигурист - ...

6. Выучить стихотворение

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки...

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке...

Раз-два! Вот и поскользнулся...

Раз и два! Чуть не кувыркнулся...

Саша Черный

Детство

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой...

Вот свернулись санки,

И я на бок- хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе - горе,

А ребятам смех!"

А. Суриков

Работница

Мы слепили бабу снежную,

Бабу снежную, потешную,

А зима сказала ей:

"Стань работницей моей!

У тебя в руках метла,

Ты б дорожки замела.

Раздели со мной заботы

И старайся дотемна".

А уволила с работы

Бабу снежную весна.

В. Шварц

Уточните у ребенка, почему "уволила с работы весна" (учим устанавливать причинно-следственные связи).

7. Упражнение на координацию речи с движением.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

загибать по одному пальчики

идут по столу указательным и средним пальцами

лепят комочек двумя ладонями

крошащие движения всеми пальчиками

ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой

кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной

8. Связная речь. Составить рассказ из личного опыта на темы: "Как я лепил(а) снежную бабу", "Как я играл(а) зимой".

9. Познакомьте ребенка с произведениями живописи. Картины: П. Грузинский "Масленица", В. Кустодиев "Зима. Масленичные гуляния", В. Суриков "Взятие снежного городка.

Расскажите о художнике (кратко). Если материала о художниках нет в домашней библиотеке, придется обратиться за ним в районную библиотеку или читальный зал. Рассмотрите картину (если есть возможность) или репродукцию. Побеседуйте с ребенком о том, что изобразил художник (какое время года, какие зимние забавы). Расспросите ребенка, что изображено на переднем плане картины, а что на заднем плане, красками, каких цветов он пользовался (подбор определений к существительному).

10. Поиграйте со слогами и звуками.

Сколько слогов в слове сно-у-борд (3), лы-жи (2) и т.д.

С какого звука начинается слово ссснежок? И т.д.

Каким звуком заканчивается слово конькиии? И т.д.

«ДА – НЕТка» Скажи «да», если утверждение верно, и «нет», если не верно: В слове снег 2 слога. В слове шуба есть звук [ш]. и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Зима. Зимние забавы»

1. Организационный момент.Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.Радость детям подарила и на санках прокатила»О каком времен года эта загадка? ...

Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"

Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...

План работы по лексической теме "Зима. Зимние забавы" в средней группе.

в материале представлен план работы на неделю по лексической теме "зима. Зимние забавы"....

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме  «Зима. Зимние забавы»Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах.Коррекционно-образовательные ...

Дидактический материал к лексической теме "Зима. Зимние забавы"

Материал содержит чтение художественной литературы, стихи, загадки, дидактические и подвижные игры, физминутки по данной лексической теме...

Планирование по лексической теме "Зима. Зимние забавы" для детей с ОВЗ

Главным в работе группы «Особый ребёнок» является создание условий для системного развития возможностей ребенка в целях обогащения его социального опыта,  а также  для развития э...

Презентация по лексической теме: " Зима. Зимние забавы"

Материал используется учителями-логопедами,воспитателями для закрепления материала по лексической теме "Зима"...