ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ (старшая группа)
1. Спросите у ребенка, какое время года сейчас, попросите назвать все зимние месяцы. Выясните, в какие игры можно играть зимой, что нужно для зимних игр, а в какие нельзя и почему (учим ребенка устанавливать причинно-следственные связи).
2. Спросите, какие зимние виды спорта знает ребенок, какой инвентарь нужен для этого. В качестве экскурсии сходите с малышом на зимний стадион (парк, каток), где следует обратить внимание на то, какими видами спорта заняты дети.
3. Упражнение "Кому что нужно?" на употребление существительного в винительном падеже.
Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - ..., фигуристу - ..., саночнику -...и т.д.
Вариант: Упражнение "Кому что нужно?" на употребление дательного падежа существительного.
Лыжи нужны ... (лыжнику), клюшка нужна - ..., коньки нужны - ..., | санки нужны - ..., сноуборд нужен - ..., шайба нужна - ... |
4. Упражнение "Исправь ошибку" на логическое мышление.
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны санки. Хоккеисту нужны лыжи. Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость.
5. Упражнение "Почему так назван?" на словообразование, в том числе и на образование сложных слов.
Конькобежец - потому что бегает на коньках, саночник - ..., лыжник - ..., | сноубордист - ..., хоккеист - ..., фигурист - ... |
6. Выучить стихотворение
Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки... Рукавицы на руках, Шапка на макушке... Раз-два! Вот и поскользнулся... Раз и два! Чуть не кувыркнулся... Саша Черный | Детство Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой... Вот свернулись санки, И я на бок- хлоп! Кубарем качуся Под гору в сугроб. И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе - горе, А ребятам смех!" А. Суриков | Работница Мы слепили бабу снежную, Бабу снежную, потешную, А зима сказала ей: "Стань работницей моей! У тебя в руках метла, Ты б дорожки замела. Раздели со мной заботы И старайся дотемна". А уволила с работы Бабу снежную весна. В. Шварц Уточните у ребенка, почему "уволила с работы весна" (учим устанавливать причинно-следственные связи). |
7. Упражнение на координацию речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. | загибать по одному пальчики идут по столу указательным и средним пальцами лепят комочек двумя ладонями крошащие движения всеми пальчиками ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной |
8. Связная речь. Составить рассказ из личного опыта на темы: "Как я лепил(а) снежную бабу", "Как я играл(а) зимой".
9. Познакомьте ребенка с произведениями живописи. Картины: П. Грузинский "Масленица", В. Кустодиев "Зима. Масленичные гуляния", В. Суриков "Взятие снежного городка.
Расскажите о художнике (кратко). Если материала о художниках нет в домашней библиотеке, придется обратиться за ним в районную библиотеку или читальный зал. Рассмотрите картину (если есть возможность) или репродукцию. Побеседуйте с ребенком о том, что изобразил художник (какое время года, какие зимние забавы). Расспросите ребенка, что изображено на переднем плане картины, а что на заднем плане, красками, каких цветов он пользовался (подбор определений к существительному).
10. Поиграйте со слогами и звуками.
Сколько слогов в слове сно-у-борд (3), лы-жи (2) и т.д.
С какого звука начинается слово ссснежок? И т.д.
Каким звуком заканчивается слово конькиии? И т.д.
«ДА – НЕТка» Скажи «да», если утверждение верно, и «нет», если не верно: В слове снег 2 слога. В слове шуба есть звук [ш]. и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Зима. Зимние забавы»
1. Организационный момент.Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.Радость детям подарила и на санках прокатила»О каком времен года эта загадка? ...
Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"
Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...
План работы по лексической теме "Зима. Зимние забавы" в средней группе.
в материале представлен план работы на неделю по лексической теме "зима. Зимние забавы"....
Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»
Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах.Коррекционно-образовательные ...
Дидактический материал к лексической теме "Зима. Зимние забавы"
Материал содержит чтение художественной литературы, стихи, загадки, дидактические и подвижные игры, физминутки по данной лексической теме...
Планирование по лексической теме "Зима. Зимние забавы" для детей с ОВЗ
Главным в работе группы «Особый ребёнок» является создание условий для системного развития возможностей ребенка в целях обогащения его социального опыта, а также для развития э...
Презентация по лексической теме: " Зима. Зимние забавы"
Материал используется учителями-логопедами,воспитателями для закрепления материала по лексической теме "Зима"...