Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи
статья по логопедии (подготовительная группа)

Сабанина Ирене Эвальдовна

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем, что развитие зрительно-пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zritelno-prostranstvennyh_otnosheniy.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на совещании при заведующем.

Тема: « Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи».

Актуальность.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем, что развитие зрительно-пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью.

Значимость. 

        Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте.  Необходимость формирования зрительного восприятия, специальной работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, возникает уже с 5 лет. Различные упражнения полезны не только для детей с общими нарушениями речи, но и для общего развития детей, их подготовки к школе. 

        Активизация коллективной деятельности:

  • поднимите левый указательный палец вверх;
  • дотроньтесь им до кончика носа, а мизинец приставьте к нижней губе;
  • подушечками пальцев правой руки похлопайте себя по лбу...

достаточно!

Любая речевая (устная или письменная) инструкция или самоинструкция воспринимается как сигнал к действию автоматически. И быстро заходит в тупик, если мы не понимаем, о чем идёт речь. Вроде бы все делаем правильно... Почему же не получается???

При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи в школе возможны такие трудности, как: 

  • трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр; 
  • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; 
  • угадывание букв; 
  • возвратные движения глаз (путают строчку, читают наоборот);
  • пропуск, добавление, перестановка букв;
  • затруднение понимания прочитанного;
  • возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  • плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник).

        Система упражнений состоит из следующих последовательных этапов:

        1.Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов (умение воспринимать форму предметов и их элементов, цвет, величину предметов, высоту, ширину, длину).

        2.Обучение ориентировке в схеме собственного тела.

        3.Обучение восприятию местоположения и удалённости предмета в пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе).

        4.Обучение восприятию пространственных отношений между предметами, а также изменчивости пространственных отношений.

        5.Обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу и только потом на листе бумаги).

Работа проводится в разных видах деятельности: в процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному восприятию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирования перцептивных действий. Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве элемента занятия.

Примерные упражнения.

1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

 3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы растут слева от дерева» и т.д.

 4. «Графический диктант по клеточкам». Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

 5. Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

 8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Рекомендации родителям.

При обучении ориентировке на собственном теле используйте следующие приёмы.

 1. Зрительно-осязательное обследование ребёнком своего тела;

  1. Нахождение и называние частей своего тела;

      3. Соотнесение ребёнком частей своего тела;

      4. Соотнесение ребёнком частей своего тела с телом другого ребёнка;

      5. Словесное обозначение их пространственного расположения;

      6. Зрительно-осязательное обследование ребёнком куклы: выделение и называние частей её тела; словесное обозначение их расположения. 

Подготовила

учитель-логопед И. Э. Сабанина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.

žžПрофилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...

"Развитие зрительно - пространственных представлений у детей с нарушениями речи"

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе....

Буклет "Упражнения на развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи"

В буклете описаны актуальные и значимые предпосылки развития зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи....

Консультация для родителей: "Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи"

По последним исследованиям у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Такие дети затрудняются в определении сторо...

Формирование зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи для преодоления оптической дисграфии, дислексии

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Как известн...