Статья
статья по логопедии (старшая группа)

Герасимова Мария Александровна

Статья 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Летние игры и развлечения с речевым сопровождением»

Летом на воздухе легко проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игры на закрепление и автоматизацию сформированного звукопроизношения, на развитие общей и мелкой моторики, речевые игры на развитие грамматического строя речи, связного высказывания.

Очень полезны для развития детей с нарушениями речи игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, нормализует поведение гиперактивных детей.

Например, для закрепления правильного произношения гласных, выделения их из ряда других звуков удобна игра «Гласный звук услышат ушки». Взрослый называет ряд звуков, а ребёнок подбрасывают мяч, когда услышат гласный.

Для различения гласных и согласных звуков на прогулке можно провести  игру «Разноцветные мячики». Красный - гласный, синий — согласный.

Активизирует словарь ребёнка, развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка». Первое слово говорит взрослый и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук нового.

В игре «Слог да слог - и будет слово» закрепляется умение ребёнка образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.

Есть и универсальная игра «Мяч бросай и животных называй». Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.  Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)

Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают интерес у ребёнка.

В летнее время в жизни дошкольников большое место занимают игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камешками.

Помимо огромного удовольствия, которое доставляют детям эти игры, они способствуют развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей.

Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в коррекционной работе.

Определенные возможности открываются для обучения детей грамоте, для закрепления навыков написания букв и слов: рисование палочкой по песку, выкладывание букв камешками, лепка их из глины.

Игры на свежем воздухе могут быть самыми разнообразными и наполненными увлекательным и полезным содержанием. Так взрослый может проводить время с ребёнком интересно.

Игры с мячом,

направленные на развитие мелкой моторики

Комплекс  «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков. Они легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук.image008

Мячик сильно пожимаю

И ладошку поменяю.

image010

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

image012

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.image014

image016

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

image018

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

image020

Взад – вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

Танцевать умеет танецimage022

 На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.image024

Мячик мой не отдыхает –

Между пальцами гуляет.

image026

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

image028

 Сверху левой, снизу правой –

 Я его катаю браво.

Поверну, а ты проверь – image030

Сверху правая теперь!

Игры с мячом,

направленные на развитие ориентировки в пространстве

Комплекс «Фокусник»

Рекомендуется проводить после комплекса «Разминка».

Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов.

Непринужденная игра поможет   научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.

image034

Ловко мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из – под кисти на покой.

image036

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

image038

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

image040

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

image042

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Из – за спинки выну мячик, image046

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,image048

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу – смотри!

image050

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник, какой

            Игра «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры:

Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок:   Вратарем зовусь не зря:

Мяч всегда поймаю я.

Взрослый:   Раз, два, три –

Справа (слева, прямо) мяч,  смотри!

image054

Игра «Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева, впереди – сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из кубиков.

Ход игры:

По заданию взрослого ребёнок прокатывает мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

Взрослый:

От ворот -  поворот

          Вправо и наоборот.image058

Игра «Справа, слева, впереди – в обруч точно попади»

Цель:  закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры:

Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания:image062

  •  Какой обруч находится слева (справа)?
  • Стукни три раза мячом в левый обруч.
  • Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
  • Стукни мячом два раза перед собой и четыре

раза в правый обруч.

  • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре

раза перед собой.

Игра «Назови слово».

Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.
Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.

Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.

Игра "Скажи наоборот"

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ 
ДЕНЬ … НОЧЬ 
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ 
(ПЕЧАЛЬ) 
ЖАРА … ХОЛОД 
ЗЛО … ДОБРО 
ПРАВДА … ЛОЖЬ ХОРОШО … ПЛОХО 
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО 
ВЫСОКО … НИЗКО 
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ 
ТРУДНО … ЛЕГКО 
БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ 
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ 
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ 
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ 
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

Игра «По дорожке»

Считалки

  • В небе паровоз  летает,

В море плавает вагон,

Волк по воздуху шагает,

Кто не верит – выйди вон!

Воробьи, вороны, совы,

Волки, львы, волы, коровы.

Кто сумеет повторить?

Не сумел – тебе водить!

Плыл по морю чемодан.

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон.

Кто не верит – выйди вон!

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Чистоговорки

В гости к Вове.

В гости к Вале.

В гости к Васе.

В гости к Ване.

У Вани свекла.

У Вали брюква.

У Васи тыква.

У Вовы клюква.

Рубашка.

 На Мишиной рубашке вышиты ромашки,

 Вышит ромашки, ландыши да «кашки».

Загадки о природе.

  • Небо хмурится, темнеет,

      Ветер все сильнее веет,

      И внезапно  «та-ра-пах!»

      Раздается в небесах.

      То вблизи гремит, грохочет,

      То вдали от нас грохочет,

      То сухой раздаться треск,

      Будто рвётся свод небес.

      Убежим скорее в дом –

      Нас пугает этот … (ГРОМ)  

Горя не знает,

     А слезы проливает (ТУЧА).

Золотой мост

     За сотню вёрст (ЛУЧ).

 Весной веселит,

  Летом холодит,

  Осенью питает,

  Зимой согревает (ЛЕС).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...