Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ
методическая разработка по логопедии
Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ»
Дыхание – это жизнь. Действительно, если организм может обходиться без воды несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.
Дыхание – единственная вегетативная функция, которую человек может регулировать произвольно. Нарушение дыхания влечёт за собой сбой в работе других органов и систем, патологию осанки.
Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислотно-щелочного состояния организма. Формирование оптимального дыхательного стереотипа, напротив, приводит к нормализации работы внутренних органов, исправлению осанки, укреплению иммунитета. Использование дыхательной гимнастики с учётом состояния ребёнка с ОВЗ, интересов и степени усталости, её направленность на стимуляцию когнитивных функций, способствует оздоровлению, повышает эффективность социализации. Дыхательные упражнения проводятся в различных формах оздоровительной работы: во время занятий в тренажёрном зале, ЛФК, после дневного сна, на физминутках в процессе образовательной деятельности педагогами центра.
Чтобы лучше понять смысл и задачи дыхательной гимнастики следует вспомнить физиологию. Внешнее дыхание – процесс обмена газами между атмосферой и альвеолами лёгких. В зависимости от того, какие отделы лёгких больше участвуют в газообмене, выделяют типы дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, диафрагмальное и полное.
При верхнегрудном типе дыхания вентилируются преимущественно верхние доли лёгких. Частота дыхания при верхнегрудном типе самая высокая, а процесс газообмена менее эффективный. Такой тип дыхания физиологичен у маленьких детей. По мере взросления он должен постепенно заменяться другими типами. Если этого не происходит, верхнегрудной тип дыхания формирует под «себя» осанку: грудной кифоз распространяется на нижние шейные позвонки, голова выдвигается вперёд, рот приоткрывается. Такой тип дыхания у детей с аденоидами, часто болеющими простудными заболеваниями, имеющими хроническую болезнь лёгких, и предрасполагает к болезням.
Нижнегрудной тип дыхания: грудная клетка при вдохе расширяется, а при выдохе – сужается. Хорошо вентилируются средние отделы лёгких. Диафрагма не участвует в этом типе дыхания или участвует в качестве пассивного клапана. Нижние отделы лёгких не вентилируются. У детей с таким типом дыхания грудная клетка выглядит такой: поперечный размер увеличен, а передне-задний – уменьшен.
Диафрагмальный тип дыхания: на вдохе диафрагма опускается, живот слегка выступает вперёд; на выдохе живот подтягивается, диафрагма поднимается. В процессе диафрагмального дыхания наиболее реализуется присасывающая функция диафрагмы, что способствует предупреждению венозного застоя в органах брюшной полости, малого таза. Полное дыхание включает последовательное заполнение воздухом всех лёгких. Объём дыхания максимален, а частота минимальна. Немногие люди используют полное дыхание в обычной жизни, но оно часто применяется в дыхательную гимнастику. Дыхательная система детей несовершенна. Жизненная ёмкость лёгких мала, а потребность в кислороде велика, а для детей с ОВЗ особенно.
Дыхательная гимнастика включает дыхательные упражнения, которые могут быть статистическими и динамическими. Статистические дыхательные упражнения не предусматривают движения. Эти упражнения могут быть с затруднённым вдохом или затруднённым выдохом. Во время прогулки, дайте ребёнку понюхать цветок (рот закрыт, ноздри раздвинуты). Многие дети сопят, а не нюхают, помогите почувствовать разницу. Игра с одуванчиком поможет ребёнку понять, что такое дыхание. Дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, потом носом, поочерёдно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую. Очень полезна для развития лёгких игрушка – свисток. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой, весело и полезно. Детям постарше можно предложить надувать воздушные шарики. Существуют множество дыхательных упражнений: заставить двигаться бумажку с одного края стола на другой, задуть свечу, поиграть с мыльными пузырями, сдуть перышко с ладони и т.д. Медленный выдох помогает детям с ОВЗ расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Динамические дыхательные упражнения предусматривают движения туловища и конечностей в сочетании с дыханием. Например: руки в стороны – вдох, обними себя руками – выдох. При проведении дыхательной гимнастики особый акцент делается на выполнение физических упражнений с закрытым ртом и формирование носового дыхания, что способствует укреплению дыхательной системы, формированию оптимального дыхательного стереотипа, повышению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.
В центре проходят реабилитацию дети с различными заболеваниями: ДЦП, РАС (расстройства аутистического спектра), с заболеванием дыхательной системы, ЧБД (часто болеющие дети), дети с гиперактивностью, с задержкой речевого развития. В работе с детьми с ОВЗ используются специально разработанные, дыхательные упражнения. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков, улучшают нервно-психическое состояние и в итоге способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ.
1. «Покачай игрушку» (для развития диафрагмального дыхания) И.п. Ребёнок лежит на спине, на животе в области диафрагмы лёгкая игрушка. Вдох через нос – игрушка приподнимается вверх, выдох через нос – игрушка опускается. Взрослый произносит рифмовку: качели вверх, качели вниз, крепче ты, дружок, держись.
2. «Надуй шарик» (для снятия психического напряжения) И.п. Ребёнок сидит или стоит. «Надуй шарик», широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, выдыхает воздух – ф-ф-ф. «Шарик лопнул» - ребёнок произносит: «ш-ш-ш», выпячивая губки хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
3. «Подуем на вертушку» И.п. – ноги вместе, руки с вертушкой внизу. Выполнение на счёт 1-2 – на вдохе согнуть руки с вертушкой в локтях и поднести вертушку к губам;3-6 – на выдохе сильно подуть на вертушку. При повторении вертушку взять в другую руку.
4. «Ворона» И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: на счет 1-2 –развести руки в стороны, как крылья (вдох); 3-6 – медленно опускать руки и произносить на выдохе «кар-р-р», максимально растягивая звук «р». Чёрный уголёк на веточке сидит, на весь лес он «кар-р-р» кричит.
5. «Семафор» И.п. – сидя на полу, ноги вместе. Выполнение: на счёт 1-2- поднять руки в стороны (вдох); 3-6 – медленно опустить руки вниз (длительный выдох, одновременно произносить «с-с-с»). Путь машинам укажу: за порядком я слежу.
6. «Вырасти большой» И.п. – основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох). Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу (выдох), произнести: «У -х-х». Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, и медикаментозное, и терапевтическое, развивая ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляя защитные силы организма. Дыхательную гимнастику не следует проводить при повышенной температуре тела, сильной слабости и сонливости и внимательно следить за самочувствием ребёнка во время занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Движение, как средство укрепления здоровья дошкольников
В данной статье рассматривается вопрос укрепления здоровья дошкольников в процессе активных движений. Так как движение связано с развитием всех психических и физических процессов....
проект "Ритмическая гимнастика, как средство укрепления здоровья дошкольников"
В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Формирование физических качеств, двигательных умений, развитие музыкального слуха и способности сочетания движений с му...
Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ
Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислот...
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ИММУНИТЕТА ДОШКОЛЬНИКА
В ходе исследования темы оздоровления детей, оптимальный метод укрепления иммунитета ребёнка – дыхательная гимнастика. В статье приведены практические рекомендации по включению методики ды...
Дыхательная гимнастика, как способ укрепления иммунитета дошкольника
В период пандемии укрепление дыхательной системы ребёнка стало актуальным, как никогда....
Консультация для педагогов "Бодрящая гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников"
Консультация для педагогов "Бодрящая гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников"...
Рекомендации для родителей "Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Применение дыхательной гимнастики для укрепления здоровья детей с ОВЗ...