Дидактическое пособие «ЧУДО-ЗВЕРИ» для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Дидактическое пособие
«ЧУДО-ЗВЕРИ» для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности
В дидактическом пособии реализуется следующие принципы: наглядность, последовательность, системность, занимательность.
Цель: формирование навыков практического употребления в речи притяжательных прилагательных, согласовывая их с существительными.
Задачи:
-активизировать словарь по темам «Животные», «Птицы»;
-закреплять умение детей строить словосочетания и объединять их в короткий рассказ (загадку, носящую описательный характер);
-формировать связную речь;
-воспитывать у детей дружелюбное отношение к своим сверстникам, развивать умение сотрудничать друг с другом;
-развивать память, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление; закреплять названия спектральных цветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_igre.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие
«ЧУДО-ЗВЕРИ» для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности
1. Пояснительная записка
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.
Актуальность.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию. В связи с этим актуально использование дидактических пособий для развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация новых игр, комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения, активизации словаря детей 5-8лет в процессе организованной деятельности дошкольников.
Новизна.
Дидактическая игра усовершенствует методические приемы по развитию речи дошкольников, используется на практике в разнообразной образовательной деятельности, направлена на обогащение и активизацию словарного запаса старших дошкольников в группе компенсирующей направленности.
Ценность дидактической игры «ЧУДО-ЗВЕРИ» заключается в том, что она создана в развивающих целях. Благодаря её использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Использование дидактической игр «ЧУДО-ЗВЕРИ» и игровых приёмов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушениями речи является важным компонентом коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности.
В дидактическом пособии реализуется следующие принципы: наглядность, последовательность, системность, занимательность.
Цель: формирование навыков практического употребления в речи притяжательных прилагательных, согласовывая их с существительными.
Задачи:
-активизировать словарь по темам «Животные», «Птицы»;
-закреплять умение детей строить словосочетания и объединять их в короткий рассказ (загадку, носящую описательный характер);
-формировать связную речь;
-воспитывать у детей дружелюбное отношение к своим сверстникам, развивать умение сотрудничать друг с другом;
-развивать память, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление; закреплять названия спектральных цветов.
Дидактическая игра «ЧУДО-ЗВЕРИ» разработана как специализированная для дополнительного образования детей в области речевого развития.
Актуальность игры и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется ее направленностью на создание условий для развития речевого развития детей.
Приемы:
- демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний);
- инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе);
-пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок);
- вопросы к детям;
- словесные ответы детей;
- предметно-практические и умственные действия.
Условия реализации игры:
-возрастной принцип формирования группы, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
-использование в образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
Использование данных принципов позволяет правильно организовать образовательный процесс игры.
Оборудование:
- диск (диаметром 50 см. 60 см), разделенный на 6 частей, разных цветов в центре находиться подвижно закрепленная стрелка;
- картинки чудо-зверей;
- лепестки-загадки к каждой картинке «ЧУДО-ЗВЕРИ»;
Ожидаемые результаты:
- развиты основные умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация;
- способствует развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативным навыкам;
- повышен интерес к животным, интеллектуальным играм;
- привиты нравственно-волевые качества личности.
2.Основная часть
Материал для дидактического пособия «ЧУДО - ЗВЕРИ»
Игру можно использовать на коррекционных занятиях по развитию речи учителями-логопедами, воспитателями. Игру можно рекомендовать родителям для формирования и закрепления навыков образования притяжательных прилагательных.
Игра проводится для старшего дошкольного возраста на занятиях по РР при активизации словаря.
Изложение разработанного материала.
К каждой картине 6 цветных шаблона для наложения на каждую часть тела животного, все детали на магнитах, круг с вращающейся стрелкой, для определения хода игры.
Рекомендации по использованию дидактической игры:
- в игре могут участвовать дети старшего и подготовительного возрастов;
- количество участников игры не ограничено;
- ключевые слова при составлении загадок-подсказок - ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЕЙ?
Дидактическое пособие можно использовать в разных вариантах (вариант №1, №2)
1 вариант игры «Чудо - звери»
На магнитной доске картина «Чудо – зверя», все части тела которого, закрыты цветными шаблонами;
Ведущий предлагает открыть тайну, что за «чудо – зверь» там спрятался. Для этого необходимо отгадать 6 загадок, после этого шаблоны ведущий уберёт и дети смогут увидеть, какой «Чудо – зверь» там спрятался;
Дети с помощью цветка определяют ход игры. На какой лепесток села бабочка, тот лепесток снимается и ведущий зачитывает загадку, которая написана на обратной стороне лепестка.
Пример: при вращении лепестков, бабочка «села» на красный лепесток. Ведущий снимает лепесток с цветка и зачитывает загадку: «Чья голова спрятана, если она серая, мохнатая, злая и зубастая?»
Если дети отгадали правильно и ответ был точным, ведущий убирает красный шаблон с картины и перед ними открывается волчья голова
Загадки для картины №1.
Красный лепесток – «Чья голова спрятана, если она серая, мохнатая, злая и зубастая?» (Волчья голова).
Жёлтый лепесток – «Чьё туловище спрятано, если оно серое, большое и колючее?» (Туловище ежа).
Коричневый лепесток – «Чьи лапы спрятаны, если они большие, коричневые, лохматые и косолапые?» (Медвежьи лапы).
Фиолетовый лепесток – «Чей хвост, спрятан, если он длинный, пушистый и рыжий?» (Лисий хвост).
Зелёный лепесток – «Чьи уши спрятаны, если они длинные, большие, летом серые, а зимой белые?» (Заячьи уши).
Синий лепесток – «Чьи рога спрятаны, если они большие, тонкие и острые?» (Оленьи рога).
Загадки для картины №2
Оранжевый лепесток – «Чей клюв спрятан, если он длинный, большой, ловит рыбу, как сочком?» (Пеликаний клюв).
Красный лепесток – «Чьи лапы спрятаны, если они длинные, сильные очень, очень быстрые?» (Страусиные лапы).
Синий лепесток – «Чья шея спрятана, если она длинная, белая, величавая, красивая?» (Лебединая шея).
Фиолетовый лепесток – «Чей хвост, спрятан, если он большой, пушистый, разноцветный, на веер похожий?» (Павлиний хвост).
Жёлтый лепесток – «Чья голова спрятана, если она небольшая, с красным гребешком?» (Петушиная голова).
Зелёный лепесток – «Чьи крылья спрятаны, если они чёрные и гладкие?» (Вороньи крылья)
2 вариант игры «ЧУДО-ЗВЕРИ»
Игра «Прятки»
Ведущий выставляет на магнитную доску картину «чудо – зверя», без цветных шаблонов и предлагает поиграть в прятки. Чья часть тела спрятана? Ведущий просит детей закрыть глаза, а сам в это время, с помощью шаблона закрывает 1 часть тела «чудо - зверя».
После просит детей отгадать: «Чей клюв спрятан?», «Чьи крылья спрятаны?»
При правильном ответе, ведущий убирает шаблон.
Игра «Художники»
Ведущий объясняет, что животные решили себя нарисовать на одном листе и вот, что получилось. «Кто пришёл и себя нарисовал?» Дети открывают цветные шаблоны (на этом этапе можно уточнить название цвета) и называют животного и его часть тела: «Пришёл медведь и нарисовал свои лапы, пришла лиса и нарисовала свой хвост, волк нарисовал свою голову, ёж своё туловище, олень свои рога, заяц – уши». На следующем этапе работы к словам предметам дети с педагогом могут подбирать слова признаки, составлять фразы и рассказ.
3.Заключение
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра.
Дидактическая игра «ЧУДО-ЗВЕРИ» представляет собой системное пособие по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи.
Создавая пособие, я планировала решить ряд таких задач:
-получение новых знаний, их обобщение и закрепление, расширение имеющиеся у них представления о животных;
-развитие памяти, внимания, наблюдательности;
-развитие умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.
-развитие речи детей: пополнение и активизация словаря.
Данная игра позволила мне привлечь детей и выполнить поставленные мной задачи. Играя, дети не подозревали, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Итак, дидактическая игра «ЧУДО-ЗВЕРИ» позволяет обеспечить дополнительное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Она создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести ПРАВИЛЬНО слово, что-то сделать, добиться результата. Эта радость является залогом успешного речевого развития у детей группы компенсирующей направленности.
4. Ресурсное обеспечение
Составляющие пособия:
- диск (диаметром 50 см. 60 см), разделенный на 6 частей, разных цветов в центре находиться подвижно закрепленная стрелка;
- картинки чудо-зверей;
- лепестки-загадки к каждой картинке «ЧУДО-ЗВЕРИ».
Пополнение игры зависит от творческого потенциала специалиста или педагога, изменять имеет смысл цвет, загадки и чудо- зверей.
5. Список использованной литературы
1.Парамонова Л.П. «Развитие речи для подготовки ребенка в школе», д.п Вятка, 2015год
2.Земцева О.Н. «От слова к рассказу развиваем речь» Умные книжки» 2016г.
6. Приложения
Приложение 1 - конспект образовательной деятельности по развитию речи.
Приложение 2 - информационный буклет.
Приложение 3 - фото отчет деятельности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности через использование нетрадиционных технологий изобразительной деятельности
Знакомство родителей с особенностями работы воспитателя по изобразительной деятельности с детьми с нарушениями речи....
Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "
Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.
За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Цель: формирование навыков коммуникации и социализации в совместной деятельности; создание доброжелательной атмосферы....
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Использование дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО
В данном выступлении рассматривается игровой метод обучения детей дошкольного возраста с ОНР, как одно из наиболее эффективных средств развития и обучения....
Рабочая программа музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста для групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
Программа раскрывает содержание и организацию музыкальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).Принято считать, что к группе детей с ТНР относятся д...