Конспект по логоритмике "Зимушка - зима"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Светлана Петровна Терентьева

Логоритмика в нашем саду

      Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,  улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. В современном обществе одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которое связано с увеличением количества детей, имеющих различные тяжелые речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развитии. Чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после пяти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сенситивный  период, который длится до трех-четырех лет). Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений. Этим и обусловлен выбор моей работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника».

     Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы. Решению данной задачи в нашем саду способствует использование логоритмических  занятий, которые мы включаем в систему работы в коррекционных группах дошкольного учреждения в комплексе с коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями.

     В нашем саду логоритмические занятия рассматриваются как интегрированные с обязательным  участием учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога. При разработке и организации логоритмических занятий мы учитываем возрастные и личностные особенности каждого  ребенка, уделяем большое внимание всестороннему развитию ребенка и  развитию речи в целом.

     Занятия логоритмикой помогает нам удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. На этих  занятиях развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в обстановке. Поэтому очень важно для нас, что бы наши занятия носили занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушением речи. Основу занятий составляет синтез слова, музыки и движения.

    Речевой материал, используемый на занятиях, доступен в лексическом плане и подобран в соответствии с программой нашего детского сада.

    При проведении данных  занятий  мы широко используем разнообразные средства логопедической ритмики. Это следующие виды упражнений: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса, и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство музыкального размера; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; речевые упражнения без музыкального сопровождения; игра на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность; игровая деятельность; упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.

     При подготовки к праздничным утренникам мы так же используем все виды музыкальной работы с нашими детьми. Выбор речевого материала проводим с учетом речевых возможностей каждого ребенка на данный момент. Праздничный сценарий обсуждаем совместно с воспитателями, учителем-логопедом, музыкальным руководителем. Вместе подбираем и адаптируем стихотворный и песенный материал.

    Так же в своей группе я провожу индивидуальные занятия по рекомендациям учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые имеют точную цель. Например, развитие моторики пальцев  в игре на струнных музыкальны инструментах;  развитие голоса в распевках, песнях; развитие дыхания при игре на духовых музыкальных инструментах – игрушках и т.д. Я предлагаю детям поиграть на духовых инструментах, спеть песню и т.д., оформляю игрушками музыкальный уголок, что бы вызвать самостоятельную музыкальную деятельность.

      Работая в логопедической группе, у меня есть уникальная возможность видеть детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения или симптомы, о которых следует задуматься. Я полагаю, что использование логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_zimushka-zima.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 70 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект

Логоритмического фронтального занятия

Тема: «Зимушка-зима»

Старшая группа

Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи.

                             

  Составила:

Учитель-логопед

Терентьева С.П.

             

                               


                                                             

Лексическая тема: «Зимушка-зима»

Цель. Устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, развитие речи в целом.

Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, походки, улучшение координации движений, развитие дыхания и сенсорных функций.

Коррекционно-образовательные задачи. Формирование двигательных навыков и умений (умения произвольно передвигаться в пространстве). Развитие переключаемости, координации движений. Закрепление знаний детей о признаках зимы, об обобщающих понятиях (зимующие птицы, дикие животные).Закрепление знаний и умений детей в употреблении простых предлогов в речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, слухового и зрительного восприятия и внимания. Развитие мимической, общей и  мелкой моторики. Развитие  умений и навыков овладения самомассажем. Координация движений со словом и музыкой. Формирование естественного звучания голоса, умение допевать фразу до конца.

Коррекционно-воспитательные задачи. Развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность, воспитание положительных и личностных качеств.

Предварительная работа. Разучивание игр и  упражнений «Вьюга»,  «Снежинки», «Снеговик», «Покажи своё настроение», «Кормушка», «Где сидят птички?», «Синичка», «Чьи ушки?», «Случай в лесу».

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Дети под  музыку входят в музыкальный зал.

Педагог предлагает детям  определить какое сейчас время года и назвать его признаки.

Ответы детей.

  1. Прослушивание аудиозаписи «Вьюга».

Педагог предлагает детям  сесть на ковер, прослушать аудиозапись и поделиться своими впечатлениями.

Ответы детей.

        3.  Игра «Вьюга». Развитие силы голоса.

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:

-- Вьюга начинается.

Дети стоят лицом к педагогу, спины прямые, по команде педагога делают вдох, а на выдохе начинают тянуть:

-- У-у-у…

Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голос. Если педагог говорит, вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса. Когда педагог скажет, что вьюга кончилась, дети должны замолчать.

   4.  Владение детьми приемами  самомассажа.

 Дети сами выполняют движения пальцами рук по лицу и проговаривают слова.

Если вьюга и пурга                                              (Спиралевидные движения.)

Намели вокруг снега                                          (от середины лба к верхней части ушей)

И укутали дома –                                                 (от носа к средней части ушей)

Значит, к нам пришла зима                            (от середины подбородка к нижней части ушей)

За снежинками снежинки                                 (Легкие постукивающие движения)

Тихо кружатся, летят.                                         (от середины лба к верхней части ушей)          

Укрывает все  тропинки                                    (от носа к средней части ушей)

Покрывалом снегопад                                     (от середины подбородка к нижней части ушей)

 Педагог. Дети, посмотрите сколько много снега на улице, даже к нам в зал снежинки залетели.

Педагог предлагает  поиграть со снежинками.  

        5.  Упражнение «Снежинки». Развитие координации слова с движение, воспитание длительного плавного выдоха. Развитие зрительного и слухового внимании.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.                                         (Кружатся на носочках )

Падают на землю                                                (Медленно приседают)

Кружевные звезды                                             (Плавные движения руками вниз)             

Вот одна упала                                      (Встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка,            (Бережно прикрывают снежинку на ладони другой ладошкой)

Подожди немножко.

Педагог предлагает детям  собрать снежинки с пола, взяв себе по одной  снежинки.

Педагог. Положите одну снежинку на правую ладошку. Держите её напротив губ. Вот так.

Педагог показывает, как держать руку и выполнять упражнение, сдувая снежинку с ладошки.

Педагог. В какие игры можно еще поиграть со снегом.

Ответы детей.

        Педагог. Дети давайте покажем, как мы с вами умеем лепить снеговика.

  1. Упражнение «Снеговик». Развитие координации слова с движением, мимики, творческого воображения.

Давай, дружок, смелей, дружок.                               (То одна рука сверху ,то другая)

Кати по снегу свой  снежок.                                        (Катят воображаемый снежок по полу)

Он превратится в снежный ком,                                (Разводят в стороны руки)

И станет ком снеговиком.                                            (Три раза разводят в стороны руки)

Его улыбка так светла,                                                   (Показывают улыбку на лице)

Два глаза, шляпа, нос, метла.                                      (Показывают пальцами и ладонью)

Но солнце припечет слегка,                                         (Поднимают скрещенные  руки вверх)  

Увы и нет снеговика                                      (Пожимают плечами и разводят руки в стороны)

Педагог .  Мы с вами слепили  смешного  снеговика .  Он вам понравился? А какое у вас настроение?

  1. Игра «Настроение». Развитие способностей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям. Развитие умения изображать соответствующую эмоцию на  своем лице.

Педагог предлагает детям пиктограммы эмоций  (радость, грусть). Дети выбирают нужную пиктограмму и показывают ее.

  1. Упражнение «Кормушка». Формирование обобщающего понятия (зимующие птицы).                                                                                                             Педагог показывает детям кормушку и задает вопросы.

Вопросы педагога                                                                           Ответы детей

-- Что это?                                                                                                                           (кормушка)

-- Для чего нужна кормушка зимой?                                                                          (кормить птичек)

-- Каких птиц можно встретить зимой у кормушки?                                              (синичек, снегирей)

-- Как можно назвать одним словом этих птиц?                                                     (зимующие птицы)

        9.  Пальчиковая гимнастика «Кормушка».                                                                      Развитие мелкой моторики.

                Сколько птиц

                К кормушке нашей        (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

               Прилетело? Мы расскажем.

               Две синицы, воробей,                          (На каждое название птицы 

               Шесть щеглов и голубей,                     загибают по одному пальцу)                        

                Дятел в пестрых перышках.

                Всем хватило зернышек.    (Опять сжимают и разжимают кулачки)

      10.  Игра «Где сидит птичка?».  Развитие грамматического строя речи. Употребление в речи простых предлогов (в, на, у).

       Педагог размещает игрушку-птичку в разных местах кормушки и просит детей определить, где находится птичка.

      11.   Игра «Покормим птичек». Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.

Педагог предлагает покормить птичек зернышками. Дети берут корм пальчиками и насыпают в кормушку.

   12.   Песня с движениями «Синичка» М. Красева. Развитие чувства ритма и темпа, слухового и зрительного внимания, воображения. Учить детей естественно, непринужденно, плавно выполнять движения руками.

Звучит аудиозапись голоса синички. Выбегает ребенок в костюме синички и дети вокруг его поют и показывают движения.

            -- Ты, синичка, где жила?                (Взявшись за руки, идут по кругу)

            Ты, синичка, где была?  

            -- Все летала по лесам,     (Останавливаются, взмахивают руками, как крыльями)

            Все сидела по кустам,                                                 (Приседают)  

            По кустам.

            -- Ты, синичка, покружись,                                        (Кружатся)

            С нами, с нами подружись.

            Крылья, крылышки раскрой,          (Отводят руки в стороны и назад)  

            Песню, песенку пропой,                  (Качают головой вправо – влево) 

            Нам пропой!

            -- Тень-тень-тень!                                (Поет ребенок-синичка)

 Педагог. Мы поговорили с вами про птиц, а что же делают животные зимой в лесу (медведь, лиса, заяц).

Ответы детей.

       13.   Музыкальная игра «Чьи ушки?». Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, ориентироваться в пространстве.  

Дети по желанию выбирают  маски зверей (медведь, лиса, заяц) и под  музыку имитируют движения выбранных животных.

      14.  Песня-инсценировка «Случай в лесу».  Слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко.

 Развитие координации слова с движением.  Развитие творческого воображения. Умение вовремя  начать и закончить свою партию.  Развитие темпа и ритма. Учить детей ориентироваться в пространстве. Активизировать застенчивых детей. Развитие чистоты интонирования, выразительно выполнять роль персонажей песни, согласовывать движения с музыкой. Создание радостной атмосферы.

          1.  Серый зайка – скок по-скок

            Вышел порезвиться.

            А на встречу топ-топ-топ

            Рыжая лисица.

        2.   Добрый вечер, серый Зай,

           Ты мне очень нужен.

           В темный лес за мной ступай,

           Съем тебя на ужин!

       3.   -- Разреши я поскачу

           Попрощаться с мамой

         -- Ни за что не отпущу,

           Ишь, какой упрямый!

       4.   Мчался Зайка сквозь леса,

           С ним беды не сталось.

           А разбойница – лиса

         Без хвоста осталась!

     15.  Подведение итогов занятия.

Педагог. Какому времени года было посвящено наше занятие?

Ответы детей.

Педагог. Какие зимние упражнения мы делали сегодня? В какие игры играли с вами?

 

           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Зима" (старшая группа)

Цель: Обобщение знаний детей о зимеЗадачи:Развивать фразовую речь;Закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике "рваная бумага";Продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгру...

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

конспект занятия" Зимушка зима зима снежная была" по ознакомлению с окружающим и развитию речи подготовительная гр.

Свое занятие строю на играх ,составление предложений ,физминутке с движением и произношение слов, дети строят горку из подручного материала  а также занятие проводится и на прогулке....

Конспект фронтального занятия: "Зима. Зимующие птицы"

Тема: «Зима. Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей:Образовательная  область «Познавательное развитие»:- закреплять знания детей о времени года зима;- ра...

Конспект занятия «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой»

Конспект занятия «Птицы зимой»Тема: «Птицы зимой»Цель: Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием...