Карточки "Автоматизация звука Р"
учебно-методический материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Звук Р
Карточка № 1
Артикуляционная гимнастика для звука Р
«Лошадка»
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
«Маляр»
Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.
«Грибок»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
«Гармошка»
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
«Фокус»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
«Индюк»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
«Чистим зубки»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Маляр»
Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
«Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
«Барабанщики»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
Положение органов речи при произношении звука Р.
Губы и челюсти приоткрываются на 0,5-1 см.
Язык с ровной спинкой поднимается вверх и застывает между верхним и нижним небом.
На выдохе кончик языка присоединяется к верхнему небу, в альвеолы, и вибрирует как молоточек.
Средняя часть язычка широко распластывается, прогибается, боковые — касаются верхних зубов.
Карточка № 2
- Артикуляционная гимнастика.
2. Упражнение «Заведи мотор у трактора».
ТРРРРРРРРР ТРРРРРРРРРР ТРРРРРРРРР
ДРРРРРРРР ДРРРРРРРРР ДРРРРРРРРР
Карточка № 3
- Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
- Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. «Поймай звук [р]» (хлопни в ладоши когда услышишь звук Р. Взрослый произносит звуки, слоги, слова, ребенок слушает и хлопает)
Б, ж, р, л, д; ра, жа, бу, ду; ры, мы, ал, ар; дом, рак, рот, кот, собака, мороз, топор, волосы, игра, чемодан.
Карточка № 4
- Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
- Упражнение «Заведи мотор у трактора».
- Повтори слоги
. Произносить (читать) слоги.
тра – тро тры – тра
тро – тры тру – тро
тра – тру тро – тру
тру – тры тры – тро
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
4. Назови первый звук в словах:
Ира, ирис, ириска, индюк, иголка.
5. Назови последний звук в словах:
- Ира, ирис, ириска, индюк, иголка.
Ириски, индюки, иголки
Карточка № 5
- Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
- Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Произносить (читать) слоги.
атр – отр – утр ытр – атр – отр
отр – ытр – утр атр – утр – ытр
ятр – ётр – ютр ютр – ётр – ятр
итр – етр – ятр етр – итр – ютр
ётр – етр – ятр итр – ютр – етр
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
4. . Произносить (читать) слова.
Травы, трап, трасса, травка, трос, тройка, тропик, трогать, труд, трубка, трусики, трудный, трава, трамвай, трамплин, траншея, тропа, Трофим, тростник, труба, трусы, Трунов, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, струя, струна, стружка.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Карточка № 6
Отработать и закрепить карточку № 5.
Карточка № 7
- Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
- Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Запомни и повтори цепочку слогов:
Тра-тро-тру-тры
Атр-отр-утр-ытр
Рта-рто-рту-рты
4. Повтори слова
Матрац, тетрадь, матрос, метро, ситро, патрон, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры, утро, хитрость, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать, завтра, завтрак, острая, быстрая, быстро, острый, пёстрый, центры, костры, министры, театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр, кадр, кедр, пёстр, быстр, гетр.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
4. Запомни и повтори пары слова:
Трава – трап дракон – драма
Трасса – тропа драка – дрова
Трос - труба друг – дружба
Карточка № 8
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Назови все изображенные предметы, три любых предмета закрась.
Карточка № 9
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Запомни и повтори цепочку слогов:
Дра-дра-тра адр-адр-атр
Тру-дру-тру отр-отр-одр
Дры-тры-тры удр-удр-утр
4.Игра «Изменяй по образцу»:
Строить космодром с друзьями
Образец:
Я строю космодром с друзьями
Мы…………………. Он………………….
Ты ………………… Она…………………..
Вы………………… Они………………….
5. Произносить (читать) предложения.
На траве дрова, на траве дрова. У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трое трубачей трубили в трубы. Один за другим матросы идет по трапу. Уважайте труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с водой. У метро кинотеатр для детей. Будь руг, да не вдруг.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов
Карточка № 10
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Запомни и повтори цепочку слогов:
Ра-ро-ру-ры Ру-ры- ра-ро
Ро-ру-ры-ра Ры-ра-ро-ру
4. Проговаривай чистоговорки:
Ра-ра-ра – высокая гора
Ро-ро-ро – новое перо
Ру-ру-ру – скачет кенгуру
Ры-ры-ры – кусают комары
5. Произносить (читать) текст.
После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесно. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ним идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки – по ведру. Втроём они быстро полили капусту.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Карточка № 11
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Проговаривай слоги и слова:
Ар-ар-ар – пар, удар, санитар
Ир-ир-ир – мир, пир, тир
Ор-ор-ор – бор, хор, топор, мотор, помидор, мухомор
Ер-ер-ер – веер, катер, ветер, пионер, пенсионер
Ёр-ёр-ёр – ковер, шофер, костер, актер, шахтер
4. «Считай до 10-ти»
(топор, ковёр, мухомор)
5. Выучить скороговорку:
Вечером над озером ходит белый пар –
Это рыбы в озере ставят самовар.
6. «Отгадай слово»
Р, о, т п, а, р Р, о, м, а т, о, п, о, р
Карточка № 12
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Проговаривай слоги и слова:
Ра-ра – ра-ра-ра ру-ру – ру-ру-ру
Ро-ро – ро-ро-ро ры-ры – ры-ры-ры
Детвора, гитара, жираф, муравей мороз, ворота, парус, кукуруза, карандаш, барабан.
4. «Считай до 10-ти»
(гитара, барабан)
5. Ответь на вопросы:
- Роме подарили цветные карандаши.
Что подарили Роме?
- Роме для школы купили ранец.
Что купили Роме для школы?
- В этом году хорошо уродилась груша.
Что хорошо уродилось в этом году?
- Из кастрюли идет пар.
Откуда идет пар?
- Мама поставила на стол красивые тарелки.
Что поставила на стол мама?
6. Игра «Один-много»
Рыба – рыб
Рак –
Корова –
Ведро -
Карточка № 13
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Запомни и повтори цепочку слогов:
Ар-ор-ур-ыр ра-ро-ру-ры
Ор-ур-ыр-ар ро-ру-ры-ра
Ур-ыр-ар-ор ру-ры-ра-ро
Ыр-ар-ор-ур ры-ра-ро-ру
4. Проговаривай слова:
Карта, парта, картина, фартук, бархат, горка, норка, арбуз, гармонь, карман, дырка, верба, термас, Мурка, бурка, шкурка, пятерка.
5. Проговори предложения и ответь на вопросы:
- Рома поймал рыбу. Кого поймал Рома?
- Рома варил раков. Что делал Рома?
- В саду распустились розы. Где распустились розы?
- Рано утром Рома пошел в школу. Когда Рома пошел в школу?
- Волк рыщет по лесу. Что делает волк?
6. Игра «Телеграф» (отхлопывание слогов в слове)
Слова: Рома, школа, карман, помидор, мухомор, Мурка.
7. Подбери родственные слова.
Рыжий - …………(Рыжик, рыжеть, порыжеть, Рыжуха)
Кормить - ……….(корм, кормление, кормушка, прикорм)
Карточка № 14
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Повтори чистоговорки
ОР-ОР-ОР – в поле мухомор. | ОР-ОР-ОР – не работает мотор. |
4. Повтори слова
Вар, дар, жар, пар, шар, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, удар, угар, товар, отвар, бор, сор, хор, двор, набор, мотор, помидор, забор, мухомор, топор, бур, шнур, сыр, абажур, Таймыр, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, пионер, офицер, узор, мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
5. Повторите словосочетания:
Новый забор. | Вкусный зефир. |
Карточка № 15
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Запомни и повтори цепочку слогов:
Кра-кро-кру-кры
Акр-окр-укр-ыкр
Рка-рко-рку-ркы
Арк-орк-урк-ырк
4. Запомни и повтори цепочку слов:
Край – кран – краб
Краски – кровь – крот
Кросс – крошки – круг
Кружок – кружка – крупа
Акробат – крыша – крыса
5. «Считай до 10 –ти»
(крот, кровать)
6. Проговаривай стихотворение:
К нам во двор пробрался крот,
Роет землю у ворот.
Что же надо там кроту?
Потемнее темноту.
7. Прослушай четверостишие (см.выше) и хлопни в ладоши , если услышишь в словах звук [р].
Карточка № 16
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Запомни и повтори цепочку слогов:
Гра-гро-гру-гры агр-огр-угр-ыгр
Гро-гру-гры-гра огр-угр-ыгр-агр
Гру-гры-гра-гро угр-ыгр-агр-огр
Рга-рго-ргу-ргы
Рго-ргу-ргы-рга
Ргу-ргы-рга-рго
4. Запомни и повтори цепочку слов:
Град – грамм – графин
Градусник – гром – громко
Грохот – груша – груз
Грузди – грузовик – фотография
5. Проговаривай четверостишие:
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза!
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
6.Игра «Изменяй по образцу»:
Слушать, как громыхает гром
Образец:
Я слушаю, как громыхает гром
Мы…………………. Он………………….
Ты ………………… Она…………………..
Вы………………… Они………………….
Карточка № 17
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Запомни и повтори цепочку слогов:
Пра-про-пру-пры пра-пра –бра
Апр-опр-упр-ыпр бро-про-бро
Рпа-рпо-рпу-рпы пру-бру-бру
Бра-бро-бру-бры бры-пры-пры-бры
Абр-обр-убр-ыбр опр-опр-обр-обр
4. Проговаривай слова:
Брат, браво, кобра, зебра, обрыв, брызги, бобры, брови, правда, пробка, пруд, прутик, пружина.
Карп, парк, март, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, борщ, корм, морж, порт, сорт, торт, горка, орден, корка, зоркий, норка, форма, урна, горный, тормоз, форточка, бурка, бурный, куртка, ярче, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, дырка, фыркать, дырчатый.
5. Игра «Слова перепутались»
- Расцвели на клумбе козы(розы).
В огород забрались розы (козы).
- Ползает у речки мак (рак).
Расцветает в поле рак (мак).
- Холодно. Надень ракетку (жакетку).
Для мяча возьми жакетку (ракетку).
- На конверт наклею маску (марку).
На лицо надену марку (маску).
6. «Замени первый звук в слове на [р]».
Хобот – робот жакетка -
Танец – пыжик -
Забота – нога -
Мычать – губка -
Карточка № 18
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Проговаривай слова:
Рупор, температура, барометр, скороговорка, квартира, трактор, разговор, оркестр, размер, фарфор, маршрут, аэродром, литература.
4. «Считай до 10-ти»
(трактор, вороненок)
5. Проговаривай скороговорку:
Проворонила ворона вороненка,
Проворонила ворона воронят.
6. Игра «Изменяй по образцу»:
Работать на производстве
Образец:
Я работаю на производстве
Мы…………………. Он………………….
Ты ………………… Она…………………..
Вы………………… Они………………….
Карточка № 19
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Проговаривай чистоговорки:
Ра-ра-ра – глубокая нора
Ро-ро-ро – новое ведро
Ры-ры-ры – летают комары
Ру-ру-ру – начинаем мы игру
Арка-арка – у Ромы марка
Орка-орка – крутая горка
Урка-урка – кошка Мурка
Ырка-ырка – у Иры дырка
4. Запомни и повтори цепочку слов:
Прожектор – конструктор – тракторист
Тракторист – прожектор – конструктор
Конструктор – тракторист – прожектор
5. Отгадай слова, добавляя звук [р]:
- В начало слова:
_ысь, _ыба, _ак, _уки, _обот, _адио, _адуга, _ыбак, _акета, _убашка.
- В конец слова:
Забо_, ша_, па_, шну_, теат_, масте_.
Карточка № 20
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Запомни и повтори цепочку слогов и слов:
Вра-вро-вру-вры авр-овр-увр-ывр
Вро-вру-вры-вра овр-увр-ывр-авр
Враг – врач – вранье
Врозь – врун – врос
Вручную – врыть – врываться
Прорубь – проворно – задорно
Дразнить – краснеть – ругаться
4. Проговаривай четверостишие:
Мчусь, как ветер на коньках.
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.
5. «Отгадай слово»
Р, о, в с, ы, р ш, а, р р, ы, б, а р, о, з, а
6. Игра «Изменяй по образцу»:
Кувыркаться на турнике
Образец:
Я кувыркаюсь на турнике
Мы…………………. Он………………….
Ты ………………… Она…………………..
Вы………………… Они………………….
Карточка № 21
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Произносить (читать) слова.
Ярко, дояра, ёрш, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный, юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, бирка, ширма, мирный.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
4. Повтори словосочетания:
Тонкая кора. | Идёт детвора. | Старый сарай. |
5. «Один – много»
Гора-горы | узор-узоры |
Карточка № 22
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Произносить (читать) слова.
Повар, сахар, веер, ветер, вечер, катер, мастер, арба, инженер, арбуз, артист, Барбос, барсук, карман, картон, мартышка, картошка, гармонь, партизан, огурцы, шнурки, пурга, кирка, кирпич, зерно, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернила, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.
4. Договори последний слог:
«РЫ»
Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….
«РА»
Но..., го…, па…, иг…, детво..., жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….
5. Повтори чистоговорки:
Ра-ра-ра- начинается игра. | Ра-ра-ра- весенняя пора. |
Карточка № 23
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Запомни и повтори цепочку слов:
Брат – браво – зебра
Брошь – брусника – брызги
Бобры – добры – брови
Право – правда – направо
Пробка – пруд – прутик
Пружина – прыгун – попрыгунчик
4. «Считай до 10-ти»
(зебра, брошка)
5. Выучи скороговорку:
- Как бы мне пошла корона! –
Громко каркает ворона.
6. Игра «Изменяй по образцу»:
Рыть траншею
Образец:
Я рою траншею
Мы…………………. Он………………….
Ты ………………… Она…………………..
Вы………………… Они………………….
(звук Р произносить четко)
Карточка № 24
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. Повтори слова:
Арка | карман | горка | ферма | парк | верх |
4. Повтори словосочетания:
Старая горка. | Морской ветер. |
5. «Назови ласково»
Торт – тортик | карман -… | Мурка -… |
Карточка № 25
1. Артикуляционная гимнастика См. карточку № 1
2.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
3. . Повтори словосочетания:
Громкий рупор. | Бутерброд с красной икрой. |
4. Произносить (читать) предложения.
Пёс Барбос и кошка Мурка. Егор у портного. Фёдор метёт двор. Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. На стене карта. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. У Германа мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Карточка № 26
1.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
2. Произносить (читать) предложения.
На ферме пожар. Егор едет на дежурство. Захарка дёргает за шнур. Фёдор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. На опушке порхают яркие бабочки. Зернистый снег темнеет в марте. На тёрке трут морковь. Захар держит топор. Чисти для борща картофель. Взял Егор в углу топор. Дальше в спор – больше слов.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
3. Выучить стихотворение.
- Егор, Егор, укажи свой двор!
- А вон мой двор, голубой забор.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Карточка № 27
1.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
2. Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ.
- ВОТ ТАК ИГРА!
Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузовичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками. Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дернув ее за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!» Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»
Карточка № 28
1.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
2. Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ.
- СТАРЫЕ ИГРУШКИ
У сестер Веры и Иры было много разных игрушек. Как-то мама убиралась в детской комнате. Она решила все старые игрушки выбросить на помойку. Картонную коробку со старьем мама отнесла к мусорному контейнеру. Вечером Вера и Ира играли во дворе. Увидев коробку с игрушками, сестры очень обрадовались. Их игра продолжалась до темноты. Когда радостные сестры вернулись с прогулки, в руках они держали картонную коробку со старыми игрушками.
- СЛУЧАЙ НА СТРОЙКЕ
Федор работал на стройке штукатуром. Он отделывал квартиру на втором этаже строящегося дома. Один раз утром поднялся сильный ветер. Он свистел в рамах, разбрасывал кирпичи, срывал с рабочих штормовки. Но самое страшное — ветер раскачивал подъемный кран. В любое время он мог рухнуть на построенный дом. Федор и другие рабочие закрепили подъемный кран тросами. Скоро ветер стих. Строители вновь принялись за обычную работу.
Карточка 29
1.Упражнение «Заведи мотор у трактора».
2. Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ.
ДОБРЫЙ ЛЕОПАРД
На дороге к цирку стоял Кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спрашивает: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?» Маленький кролик, рыдая, говорит: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пропускает».
Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь. Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом». Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» — прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские карточки. Автоматизация звука Ж.
Авторские карточки. Автоматизация звука Ж....
Карточки "Автоматизация звука Л"
Материал по автоматизации звука Л...
Карточки "Автоматизация звука Ш"
Материал по автоматизации звука Ш...
Карточки "Автоматизация звука С"
Материал по автоматизации звука С...
Карточки автоматизации звука - Р
Карточки автоматизации звука - Р...
Карточки автоматизации звука - Ч
Картотека логопеда...
Карточки автоматизации звука - З
Картотека логопеда...