Создание условий для интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательную школу
методическая разработка по логопедии

Актуальность проблемы интеграции детей и создание для этого условий занимает одно из важных мест в современной логопедии, а содержание понятия "готовности к школьному обучению" является одним из актуальных.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 33 » ПРЕЗЕНТАЦИЯ Создание условий для интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательную школу Учитель- логопед Трубчанинова О.Г.

Слайд 2

Актуальность проблемы интеграции детей с речевыми нарушениями в общеобразовательную школу и создание для этого условий занимает одно из самых важных мест в современной логопедии, а содержание понятия «готовности к школьному обучению» является одним из актуальных. В настоящее время в медико-психологической и педагогической литературе отмечается резкое ухудшение здоровья населения и увеличение в России количества детей с нарушениями речи органического и функционального характера. Среди отклонений в речевом развитии наиболее распространенными можно назвать: -изолированные фонетические нарушения; -фонетико-фонематическое недоразвитие речи; -общее недоразвитие речи; -нарушения просодической (мелодико-интонационной и темпо-ритмической) организации речи; -дизартрия. Нарушения речи – распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Ещё до начала школьного обучения каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий он оказывается не готовым к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике хорошо выученных грамматических правил.

Слайд 3

Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения владеет обширным арсеналом средств для определения отклонений в речевом развитии. Профессиональная деятельность учителя-логопеда направлена на поиск новых, более эффективных, личностно-ориентированных подходов к процессу коррекционного речевого развития. В условиях группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи есть возможность варьировать индивидуальные коррекционные программы развития детей в зависимости от степени динамического продвижения речевого развития ребенка. Основные причины нарушения письменной речи -нарушения фонематического слуха -нарушения произношения -несформированность навыков звуко -слогового анализа и синтеза слов Дети дошкольного возраста с наиболее тяжелыми формами речевых нарушений –группа риска по дисграфии . Предпосылками для возникновения у таких дошкольников во время начального образования являются следующие показатели: - невозможность дифференциации на слух акустически близких звуков,что при обучении грамоте неизбежно приведет к соответствующим буквенным заменам на письме, т.е. к появлению акустической формы дисграфии ; - слабость развития фонематического слуха влечет за собой трудности в овладении даже самыми простыми видами фонематического анализа слов. Дети с трудом могут узнавать звук на фоне слова, выделять гласный из начала слова, определять согласный в конце слова, находить место звука в слове.

Слайд 4

Организация коррекционной работы по подготовке детей с речевыми нарушениями к овладению письменной речью. Основными задачами по предупреждению акустической формы дисграфии являются следующие: 1. Развитие фонематического восприятия. 2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов. 3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения. 4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. 5. Определение положения звука по отношению к другим. Таким образом, реализация данных задач как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения является одним из главных условий успешной интеграции детей в школу.

Слайд 5

Методический комплекс по развитию фонематического слуха На начальном этапе комплекс включает в себя серию таких игровых упражнений, направленных на развитие фонематического слуха посредством дифференциации неречевых звуков,как : 1. « Угадай, чей голосок». 2. «Послушай тишину». 3. «Заяц и черепаха». Содержание работы второго этапа направленно на развитие фонематического слуха посредством формирования навыка определения наличия заданного звука в слове, умения подбирать слова с заданным звуком. У дошкольников вызывают интерес такие упражнения, как 1. «Чудо-дерево». 2. « Крестики – нолики». 3. «Маленький художник». 4. «Волшебная карусель».

Слайд 6

На завершающем этапе работы развитие фонематического слуха достигается путем формирования умения дифференцировать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие, умения определять место звука в слове: «Скажи как я», «Звуковая мозаика», «Светофор», «Следопыты», «Сравни картинки» «Пирамид». Таким образом, в результате использования данного комплекса для развития фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями, к концу обучения дети могут: - выделять и запоминать определенные слова в ряду других (сходных или различных по звуковому составу); - различать отдельные звуки сначала в ряду других звуков, затем в слогах и словах; - подбирать картинки и слова сначала с заданным звуком, а потом учитывая и заданную позицию звука в слове; - выбирать картинки или подбирать слова с указанным количеством звуков; -проводить звуковой анализ слов Авторский комплекс по развитию фонематического слуха играет важную роль в профилактике нарушений письменной речи. Таким образом, нормализация речевой деятельности, степень готовности ребенка к интеграции в школу во многом определяются теми условиями, которые создаются в рамках логопедической службы. Преемственность в работе специалистов учреждений дошкольного образования и общеобразовательных школ является залогом успеха в осуществлении процесса интеграции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ог...

Создание условий в ДОУ для познавательно-речевого развития дошкольников

выступление на районном семинаре для педагогов-дошкольников из опыта работы детского сада по познавательно-речевому развитию детей...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с речевыми нарушениями в образовательной интеграции

Часть детей с дошкольников с речевыми нарушениями наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства - логопедических (кор...

Создание условий для интеграции дошкольного и дополнительного образования (из опыта работы)

Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса в ДОУ. Интеграция дошкольного и дополнительного образования - это эффективный способ совме...

Создание условий для интеграции дошкольного и дополнительного образования.

Детский сад давно уже перестал быть заведением, главная обязанность которого была присмотр за детьми «с утра до вечера». Родители хотят чтобы за их детьми не только присматривали, а давали...

«Создание условий для интеграции задач по развитию речи и математических представлений у дошкольников с ТНР ».

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений.    ...

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ НЕЙРОТРЕНАЖЕРОВ

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ НЕЙРОТРЕНАЖЕРОВ...