Речь с движением в педагогической работе и влияние таких упражнений на психоэмоциональное состояние дошкольников.
материал по логопедии

В настоящее время у детей с нарушениями речи и у многих детей без речевой патологии довольно часто отмечается нарушение внимания, памяти, недостаточно развита познавательная активность, не сформирована мотивация элементарной учебной деятельности, плохо формируются навыки  организации и самоорганизации, часто неточные, неловкие движения (это относится как к общей так и к мелкой моторике), кроме того, страдает эмоциональность, выразительность, иногда наблюдаются и неадекватные поведенческие  проявления. Вся система воспитательно-развивающей работы с детьми в дошкольном учреждении направлена на преодоление этих нарушений, но речь с движением – это такой вид работы, без которого не обойтись и с которого как раз и нужно начинать процесс развивающего и компенсирующего обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_s_dvizheniem_ta.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д\с № 2 Приморского района

Речь с движением

в педагогической работе

и влияние таких упражнений

на психоэмоциональное

состояние дошкольников.

                                                                Сообщение на педсовете:

                                                                Из опыта работы логопеда                                                                         Исаковой Е.А.

                                                                

г. Санкт-Петербург

2021г.

        В настоящее время у детей с нарушениями речи и у многих детей без речевой патологии довольно часто отмечается нарушение внимания, памяти, недостаточно развита познавательная активность, не сформирована мотивация элементарной учебной деятельности, плохо формируются навыки  организации и самоорганизации, часто неточные, неловкие движения (это относится как к общей так и к мелкой моторике), кроме того, страдает эмоциональность, выразительность, иногда наблюдаются и неадекватные поведенческие  проявления. Вся система воспитательно-развивающей работы с детьми в дошкольном учреждении направлена на преодоление этих нарушений, но речь с движением – это такой вид работы, без которого не обойтись и с которого как раз и нужно начинать процесс развивающего и компенсирующего обучения.  

        Не только в речевых, но и в общеразвивающих группах детского сада одной из главных задач является развитие речи. Основа, база для формирования речи – не словарь, как многие считают, а ритм, мелодика. Ритм, ритмичность – вот та основа, на которую «ложатся» все составляющие: и лексика, грамматика, и фонематический слух, и общие речевые навыки. Если все составляющие речи развиваются своевременно и правильно и при условии, что развиты память и мышление, то у ребенка формируется развернутая фразовая речь.  Связная речь – это итог, начинается же работа по развитию речи именно с чувства ритма, а оно в свою очередь формируется в двигательной деятельности, а еще лучше в упражнениях на речь с движением.

        Речь с движением способствует развитию внимания, памяти, интереса к организованной деятельности, точности и выразительности движений. Эти упражнения помогают нам регулировать поведение, реакции, движения, темп и ритм речи, скорость и четкость мыслительных процессов. Причем, это относится как «заторможенным» детям, так и к  детям с синдромом гиперактивности. То есть речь с движением позволяет активизировать одних и уравновешивать, сглаживать постоянное возбуждение у других.

Положительно влияют эти упражнения и на психо-эмоциональное состояние дошкольников и сами по себе, и в силу того, что у детей активно развиваются все психические процессы. Если у детей все хорошо получается, если они нас радуют, и   мы их часто хвалим, то они и занимаются с удовольствием, активно выполняют задания, обычно пребывают в хорошем настроении. Они даже уже могут испытывать такое чувство, которое психологи определяют как «интеллектуальная радость».

        Кроме того, некоторые педагоги уже стали забывать, что ведущая деятельность в детском саду – игровая, мы уже часто теперь все учим, учим детей. А ведь в игре, в частности, в упражнениях на речь с движением можно многим вещам научить лучше, чем когда они сидят за столами. Занятия с использованием таких упражнений ни в коем случае не могут быть скучными, нудными. «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться» - это слова из детской песенки. Детей легко заинтересовать такими упражнениями, ведь мы, как настоящие профессионалы «заражаем» их своей эмоциональностью, выразительностью, доброжелательностью. У нас на лице, в движениях все эмоции, какие только бывают или какие понятны, доступны детям. Даже если вначале дети неохотно выполняют упражнения, движения вялые, слабые, ленивые, в глазах скука, на лице так называемая «маска», мы все-таки побуждаем их делать все старательнее, активнее. Когда надо – улыбаться, пусть даже без желания; улыбка все же будет «распространяться» во всем теле, во всем организме. Дети сначала будут подражать нам, неосознанно повторять внешние проявления различных эмоций, и постепенно спектр их чувств и эмоций станет намного богаче.

        Нам нужно по возможности меньше ругать, а тем более наказывать детей. Продуктивнее все-таки предупреждать различные негативные проявления, занимать их, учить чему-то полезному, хорошему и интересному («Учи хорошему – плохое на ум не пой дет» - старинная пословица). Какое это имеет отношение к речи с движением? Самое прямое. Если мы будем проводить такие упражнения в течение дня и достаточно часто, дети будут больше заняты, будут больше уметь, будут организованнее.

Когда проводить?

- перед утренней гимнастикой или как часть ее;      

- как физминутку;

- как организационный момент перед занятием или перед организацией какой-то другой деятельности;

- перед организацией подвижной игры;

- как «игры малой подвижности на ограниченной территории» в групповой комнате или на прогулке в  плохую погоду;

- во время проведения воздушных процедур;

- в вечерний отрезок времени или перед вечерней прогулкой и т.д.

        В своей педагогической работе мы используем пять видов упражнений на речь с движением:

1. Собственно речь с движением

2. Пальчиковая гимнастика

3. Считалки

4. Подвижные игры со словами

5. Хороводные игры

        В упражнениях первой группы речь с движением является самоцелью, т.е. главной задачей здесь является согласование движений с произносимым текстом, развитие координации и точности движений. Но кроме этого здесь мы   можем учить детей проявлять самые разные эмоции и чувства:

- радость:

ОЙ, ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА

                … 

ПАДАЙ, ПАДАЙ, СНЕГ, СНЕГ,

(движение «падает снег», но

энергичнее, чем в первом случае)

РАДУЙ, РАДУЙ ВСЕХ! (дети весело хлопают в ладоши)

- удовольствие:

«ПОДНЯЛСЯ НАШ ОГОРОД!

                …

НАШ ЗЕЛЕНЫЙ ОГОРОД

(руки плавно вперед в стороны)

НАС ПРОКОРМИТ ЦЕЛЫЙ ГОД!

(улыбнуться, погладить себя по животу)

- гордость:

ЛИСТЬЯ ОБЛЕТЕЛИ        

В ОГОРОДЕ У РЕКИ

        …        

УРОЖАЙ ХОРОШИЙ СОБРАН,

(рукой плавно слева направо)

МЫ РЕБЯТА - МОЛОДЦЫ,

(показывают на себя, затем руки вперед

чуть в стороны ладонями вверх)

- бодрость:

ХОМКА, ХОМКА, ХОМЯЧОК,

                …

        ПОДМЕТАЕТ ХОМКА ХАТКУ

  («подметают»)        

        И ВЫХОДИТ НА ЗАРЯДКУ

        РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ –

  («маршируют»)

        ХОМКА ХОЧЕТ СИЛЬНЫМ СТАТЬ.

  (руки, согнутые в локтях - в стороны вверх)

- важность (артистично, с иронией):

ВОТ БОЛЬШОЙ СТЕКЛЯННЫЙ ЧАЙНИК -

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ, КАК НАЧАЛЬНИК.

(Надули щеки; одна рука на поясе, другая изогнута, как  «носик»)

- задумчивое, нежное настроение:

СНЕГ ЛОЖИТСЯ НА ПОЛЯ,

 (плавные движения руками

сверху вниз: показывают, как

падает снег)

ПОБЕЛЕЛА ВСЯ ЗЕМЛЯ.

(разводят руки в стороны)

- осторожность, мягкость:

МАМЕ НАДО ОТДЫХАТЬ,

МАМЕ ХОЧЕТСЯ ПОСПАТЬ,

(говорят тихо и ходят на цыпочках)

Я НА ЦЫПОЧКАХ ХОЖУ,

Я ЕЕ НЕ РАЗБУЖУ.

- вкрадчивость:

ВОТ КРАДЕТСЯ ЧЕРНЫЙ КОТ

 (мягко плавно переступают

 на месте с такими же мягкими

 движениями руками перед собой)

ПРИТАИЛСЯ, МЫШКУ ЖДЕТ.

 (присели)

- удивление:

БУРАТИНО ПОТЯНУЛСЯ

                …

РУКИ В СТОРОНЫ РАЗВЕЛ,

КЛЮЧИК ВИДНО НЕ НАШЕЛ.

(выполняют движение)

        Вторая группа упражнений на речь с движением – упражнения для пальчиков или пальчиковая гимнастика. Это тоже не простое механическое развитие мелкой моторики пальцев рук, эти упражнения способствуют активизации и совершенствованию различных психических процессов, эмоций и чувств. В большинстве случаев они регулируют темпоритм не только речи, но и мышления. Упражнение с мячом «Я знаю пять названий…» теперь уже недоступно дошкольникам, особенно детям с тяжелым нарушением речи, поэтому его можно выполнять как упражнение для пальцев: сначала дети сжимают и разжимают пальцы, затем энергично загибают по одному.

        Третья группа – это, конечно, считалки. Они тоже помогают формировать плавность речи и движений, устраняют или предупреждают скандированность речи. Необходимо учить детей правильно использовать считалки, учить «не разламывать» слова на части:

        «Каждому человечку подари словечко»

Или еще другое правило: «Раз словечко, два словечко – вот считалочка».

        И, наконец, еще два вида упражнений на речь с движением – подвижные игры со словами и хороводные игры. К сожалению, хороводные игры в последнее время в педагогической практике используются мало.

                

        В представленной здесь картотеке около ста различных упражнений на речь с движением. Они подобраны по лексическим темам, использовать можно как все упражнения, так и выборочно в зависимости от уровня развития детей группы и от степени проявления интереса к таким упражнениям. В любом случае все упражнения на речь с движением играют важную роль в работе над развитием речи, движений, памяти, мышления, эмоций, чувств, несомненно, положительно влияют на психо-эмоциональное состояние детей-дошкольников.    

C                                             Весна

«ПЕСЕНКА ВЕСЕННИХ МИНУТ»

         ЧТО НИ СУТКИ -

         ПО МИНУТКЕ –

         ДЕНЬ ДЛИННЕЙ,

         КОРОЧЕ НОЧЬ.

         ПОТИХОНЬКУ,

         ПОЛЕГОНЬКУ

         ПРОГОНЯЕМ

         ЗИМУ ПРОЧЬ.

                           В. Берестов

Д                                                Весна

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ

«ВЕСНА-КРАСНА»

-Ты весна, весна-красна!

Что с собою принесла?

  • Принесла я для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осинки и для берёз

Свежих листьев целый воз.

 («Весна» обыгрывает все свои

слова выразительными движениями)

Д                                      Весна.

«РАЗГОВОР С ВЕСНОЙ»

 

-Ну весна, как дела?

-У меня уборка.

-Для чего тебе метла?

-Снег смести с пригорка.

-Для чего тебе ручьи?

-Мусор смыть с дорожек.

-Для чего тебе лучи?

-Для уборки тоже.

Все промою, просушу –

Вас на праздник приглашу


Д                                                   Весна.

             «ЧЕРЁМУХА»

  • Черёмуха, черёмуха,

Что ты стоишь бела?

  • Для праздника весеннего

Для Мая расцвела.

  • А ты, трава-муравушка,

Что стелешься мягка?

  • Для праздника весеннего,

Для майского денька.

  • А вы, берёзы тонкие,

Что ныне зелены?

  • Для праздника! Для праздника!

Для Мая! Для весны!

РДв                                           Весна

КАПЛИ ЗВОНКО КАПАЛИ,

(стряхивают кисти рук, руки

постепенно опускают сверху вниз)

МЫ, СОСУЛЬКИ, ПЛАКАЛИ.

(показывают указательным паль-

цем сначала правой, а потом левой

руки, как по щекам текут слезки)

СОНЦЕ СВЕТИТ ОЧЕНЬ ЯРКО –

(руки плавным движением вверх-

чуть в стороны)

НАМ СОСУЛЬКАМ СТАЛО ЖАРКО.

(обмахиваются)

С НАС ТЕЧЕТ УЖЕ ВОДА,

(скольжение руками от плеч по бокам

вниз)

МЫ РАСТАЕМ НАВСЕГДА.

(разводят руками)

ОЙ, БЕДА, БЕДА, БЕДА –

(ладони к щекам, качают головой)

МЫ РАСТАЕМ БЕЗ СЛЕДА.

(разводят руками, только ладони

от себя, пальцы вверх)

РДв                                              Весна        

    ХОРОВОД «ВЕСНЯНКА»

I. ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЁМ ВОДА,

НЕТУ  СНЕГА, НЕТ И ЛЬДА.

(дети легко бегут по кругу, взявшись за руки)

ОЙ, ВОДА! ОЙ, ВОДА!

(по 3 хлопка 2 раза)

НЕТУ СНЕГА, НЕТУ ЛЬДА.

(кружатся на месте на носочках

мелкими шагами)

Припев: ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ

(бег по кругу и плавные движения

руками: «машут крыльями»)

И СОЛОВУШКИ МАЛЫ.

(руки в стороны–вверх)

ЖУРАВЛИ, ЖУРАВЛИ

(2 раза по 3 хлопка)

И СОЛОВУШКИ МАЛЫ


РДв                                                Весна

              «КЛЕН»

ЗА ОКНОМ СОСУЛЬКА ТАЕТ,

(руки перед собой вверх, ладошками от себя, плавно опускают вниз)

ВЕТЕР ТУЧИ РВЕТ В КЛОЧКИ.

(машут руками над головой: врозь – скрестно)

РАЗЖИМАЕТ, РАЗЖИМАЕТ

КЛЕН ТУГИЕ КУЛАЧКИ.

(поднимая руки перед собой вверх, сжимают и разжимают кулачки)

ПРИСЛОНИЛСЯ ОН К ОКОШКУ.

(руки, чуть согнутые в локтях, перед собой, ладошки вертикально, пальцы растопырены)

И, ЕДВА РАСТАЕТ СНЕГ,

(наклоняются, плавное движение двумя руками слева направо)

МНЕ ЗЕЛЕНУЮ ЛАДОШКУ

КЛЕН ПРОТЯНЕТ РАНЬШЕ ВСЕХ.

(руки вперед ладошками вверх)


СВ, счёт

(можно использовать как считалку)

Ежик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл,

Два под берёзой,

Один у осины.

Сколько их будет

В плетёной корзине ? (3)

СВ, счет                                 Грибы

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

Только я в кусты зашла

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

С                                         Грибы

Ехал поезд по грибы,

Стук-стук-перестук.

Пересчитывал столбы,

Стук-стук-перестук.

У последнего столба

Он увидел два гриба:

Боровик и шампиньон.

Кто не верит – выйди вон.

                        И.Гамазкова

На горе растут дубы,

Под горой растут грибы.

Белый стар –

Брать не стал.

Моховик и вял и мал.

Груздь на солнце греет бок.

В кузовок иди, грибок.                                                        

ХИ                                        Ягоды, грибы.

             ХОРОВОД "В ЛЕСУ".

        Мы пойдем, пойдем, пойдем,

        Землянику мы найдем,

        Земляника-ягода,

        Как же ты красна,

        Земляника-ягода,

        Как же ты вкусна!

                Земляника-ягода,

                Руку нам давай,

                Земляника-ягода,

                В хоровод вставай.

        Мы пойдем, пойдем, пойдем,

        Подосиновик найдем.

        Красный подосиновик,

        Где тебя найти?

        Красный подосиновик

        Вырос на пути.

                Красный подосиновик,

                Руку нам давай,

                Красный подосиновик,

                В хоровод вставай.

С                        Грибы

Веселятся на полянке

Мухоморы и поганки.

Где лисички? Где сморчки?

Рыжики, боровики?

Грузди и опятки,

Не играйте с нами в прятки!

Вас я в листьях разгляжу

И в корзинку положу.

Д                                           Ягоды      

-Куда идете, детушки?

-А по ягоды, бабушка.

-Где же ягоды, детушки?

-Над землицей, бабушка.

-Уж не клюква ль, детушки?

-Нет, повыше, бабушка.

-Не черника ль, детушки.

-Нет, повыше, бабушка.                

-Не малина ль, детушки?

-Угадала, бабушка.

рыжик.

ММ                                                 Грибы

МЕЖ ЕЛОВЫХ МЯГКИХ ЛАП

(обе ладони на столе, мягкие, плавные поочередные движения рук).

ДОЖДИК – КАП, КАП, КАП.

(кисти рук над столом параллельно поверхности, каждым пальцем дотронуться до стола)

ГДЕ НА ПНЕ СУЧОК ЗАСОХ,

(руки плавно поднимаются пальцами вверх)

ВЫРОС МОХ, МОХ, МОХ.

ГДЕ ЛИСТОК К ЛИСТКУ ПРИЛИП,

(ладони друг к другу, пальцы соединяются)

ВЫРОС ГРИБ, ГРИБ, ГРИБ.

(левая рука в кулачок, ладонь правой руки его накрывает, вращательные движения)

КТО НАШЕЛ ЕГО, ДРУЗЬЯ?

ЭТО Я, Я, Я.

(показывает на себя большим пальцем правой руки, остальные пальцы – к ладони)

ММ                                                   Грибы

ТОП-ТОП, ПЯТЬ ШАГОВ,

В ТУЕСОЧКЕ ПЯТЬ ГРИБОВ.

(пальчики «шагают»)

МУХОМОР КРАСНЫЙ –

ЭТО ГРИБ ОПАСНЫЙ.

(дальше дети загибают по одному пальцу, начиная с большого)

А ВТОРОЙ – ЛИСИЧКА,

РЫЖАЯ КОСИЧКА.

ТРЕТИЙ ГРИБ – ВОЛНУШКА,

РОЗОВОЕ УШКО.

А ЧЕТВЕРТЫЙ ГРИБ – СМОРЧОК,

БОРОДАТЫЙ СТАРИЧОК.

ПЯТЫЙ ГРИБ – БЕЛЫЙ

– БЕРИ ЕГО СМЕЛО.


РДв                                        Деревья

             «ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ»

ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ ПЛАВНО КРУЖАТСЯ,

  (дети стоят врассыпную, медленно кружатся на месте)

ЛИСТЬЯ НАМ ПОД НОГИ ТИХО ЛОЖАТСЯ.

  (наклоняются, плавное движение руками слева направо)

И ПОД НОГАМИ ШУРШАТ, ШЕЛЕСТЯТ,

  (присели, руки перед собой внизу,

плавные движения в стороны, перебирая всеми пальчиками)

БУДТО ОПЯТЬ ЗАКРУЖИТЬСЯ ХОТЯТ.

   (встали, легкое кружение на носочках на месте)

РДв                                              Деревья

РУКИ ПОДНЯЛИ И ПОКАЧАЛИ-

ЭТО ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ.

РУКИ КАЧНУЛИ,

КИСТИ ВСТРЯХНУЛИ –

ВЕТЕР СБИВАЕТ РОСУ.

В СТОРОНЫ РУКИ,

ПЛАВНО ПОМАШЕМ –

ЭТО К НАМ ПТИЦЫ ЛЕТЯТ.

КАК ОНИ СЯДУТ,

ТОЖЕ ПОКАЖЕМ –

КРЫЛЬЯ СЛОЖИЛИ НАЗАД.


ММ                        Домашние животные

КОШКА МЫШКУ ЦАП - ПОЙМАЛА,

  (пальчики с силой сжали в кулачок)

ПОДЕРЖАЛА, ПОДЕРЖАЛА, ОТПУСТИЛА.

  (медленно  разжать пальчики)

МЫШКА ПОБЕЖАЛА, ПОБЕЖАЛА,

  (все пальчики «бегут»)

ХВОСТИКОМ МАХАЛА,

  (все пальцы вместе, ладонь

  разворачивается вертикально

  вдоль стола, и выполняются

  движения «как рыба хвостом»)

«ДО СВИДАНИЯ», - СКАЗАЛА

  (помахать рукой)

И В НОРКУ УБЕЖАЛА.

  (спрятать руки за спину)

РДв                         Домашние животные

             «ПИРОГ»

    (для детей  средней группы)

ПАДАЛ СНЕГ НА ПОРОГ,

  (мягкие движения руками сверху вниз)

КОТ СЛЕПИЛ СЕБЕ ПИРОГ

  (лепят)

А ПОКА ЛЕПИЛ И ПЕК,

РУЧЕЙКОМ ПИРОГ УТЕК.

(наклоняются, руки вперед – в стороны)

ПИРОЖКИ СЕБЕ ПЕКИ

  (грозят пальчиком)

НЕ ИЗ СНЕГА - ИЗ МУКИ!

  (руки вперед ладошками вверх)

                                      П.Воронько.


РДв                

«КОТ СИБИРСКИЙ»

КОТ СИБИРСКИЙ,

КОТ – ЦАРАПКА

УЧИТ ДЕТОК ТАНЦЕВАТЬ  (плавные движения правой и левой рукой):

- НУ-КА, ДЕТКИ, ПО КОМАНДЕ

- РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

 (руки на пояс, пружинки с поворотом)

- ГРАЦИОЗНО, НЕЗАМЕТНО

- НАДО ЛАПКИ ПОДНИМАТЬ

- ЛЕВОЙ – ПРАВОЙ,

- ПРАВОЙ – ЛЕВОЙ.

- РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ! (руки на поясе, выставляют ножку на пятку)

КОТ ЗАКОНЧИЛ, А КОТЯТА

В ТАНЕЦ ПРОСЯТСЯ ОПЯТЬ

  (руки вниз, чуть в стороны, ладошками вперед):

- НУ-КА, ПАПА, ПОИГРАЙ-КА!

- РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

(руки на поясе кружатся на месте)

РДв                       Домашние животные

         

          «ПОРОСЯТА»

ЛЕНТЯИ ПОРОСЯТКИ

     (руки на поясе)

НЕ ДЕЛАЛИ ЗАРЯДКИ

      (покачиваются из стороны в сторону)

И СТАЛИ НЕУЮЖИ,

(переступают с ноги на ногу)

НЕ ВЫЛЕЗУТ ИЗ ЛУЖИ.

НИКАК! НИКАК!

(высоко поднимая колени)

               


РДв        Домашние животные  

    «ХОЗЯЮШКА»

НАША-ТО ХОЗЯЮШКА

СМЕТЛИВА БЫЛА,

ВСЕМ В ИЗБЕ РАБОТУШКУ

К ПРАЗДНИКУ ДАЛА.

(Идут по кpyгy,  взявшись за руки)

ЧАШЕЧКУ СОБАЧКА МОЕТ ЯЗЫЧКОМ.

(Сложили ладони чашечкой  

«лижут» чашечку.)

ХРЮШКА СОБИРАЕТ

КРОШКИ ПОД ОКНОМ.

(присели, ритмично

наклоняют голову)

ПО СТОЛУ КОТИЩЕ

ЛАПОЮ СКРЕБЕТ,

(встали, правой рукой

делают движения к себе.)

КОЗОЧКА ВЕНИЧКОМ

ПОЛОВИЧОК МЕТЕТ,

(«метут» пол.)

РДв         Домашние животные.

КОНЬ МЕНЯ В ДОРОГУ ЖДЕТ,

(руки вперед)

БЬЕТ КОПЫТОМ У ВОРОТ.

(одной ногой притопывают,

поднимая ее, сгибая в колене)

НА ВЕТРУ ИГРАЕТ ГРИВОЙ,

(повороты головы вправо и лево)

ПЫШНОЙ, СКАЗОЧНО КРАСИВОЙ.

БЫСТРО Я В СЕДЛО ВСКОЧУ,

НЕ ПОЕДУ – ПОЛЕЧУ.

(скачут галопом)

ТАМ ЗА ДАЛЬНЕЮ РЕКОЙ

ПОМАШУ ТЕБЕ РУКОЙ.

(машут рукой)

РДв                        Домашние животные

 

ЭЙ, ЛОШАДКИ, ВСЕ ЗА МНОЙ!

ПОСПЕШИМ НА ВОДОПОЙ!

(руки вперед, пружинистые полуприседания)

ВОТ РЕКА, ШИРОКА И ГЛУБОКА –

НЕ ДОСТАНЕШЬ ДО ДНА.

(плавное разведение руками

в стороны, наклоны вперед)

А ВОДИЦА ВКУСНА! ПЕЙТЕ!

ХОРОША ВОДИЦА.

ПОСТУЧИМ КОПЫТЦЕМ.

(сгибая ногу в колене, поднимают ее

и топают)

ЭЙ, ЛОШАДКИ, ВСЕ ЗА МНОЙ!

ПОСКАКАЛИ ДОМОЙ!

(движение вперед галопом)

ПИ                        Домашние животные  

«КОТ И МЫШИ»

МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД.

НА ЛУЖАЙКЕ ДРЕМЛЕТ КОТ

(дети, взявшись за руки, ходят по кругу)

ТИШЕ, МЫШИ, НЕ ШУМИТЕ,

КОТА ВАСЬКУ НЕ БУДИТЕ.

(погрозить пальцем)

КАК ПРОСНЕТСЯ ВАСЬКА–КОТ,

РАЗОБЬЕТ ВАШ ХОРОВОД.

ВОТ ПРОСНУЛСЯ ВАСЬКА-КОТ –

РАЗБЕЖАЛСЯ ХОРОВОД!

(кот просыпается, дети – мыши разбегаются, кот их ловит)


ФМ                  Домашние животные

ВОТ КРАДЕТСЯ ЧЕРНЫЙ КОТ

 (мягко плавно переступают

 на месте с такими же мягкими

 движениями руками перед собой)

ПРИТАИЛСЯ, МЫШКУ ЖДЕТ.

 (присели)

МЫШКА НОРКУ ОБОЙДЕТ

И К КОТУ НЕ ПОДОЙДЕТ.

 (легкий неслышный бег

 на носочках)

С                              Домашние животные

ВОТ СОБАЧКА ЖУЧКА –

ХВОСТИК ЗАКОРЮЧКОЙ.

СОБАЧКА В КОНУРЕ ЖИВЕТ.

ДОМ СТОРОЖИТ.

ХОЗЯИНА ЖДЕТ.


C         Домашние птицы

Шел по берегу петух,

Поскользнулся в реку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Нужно под ноги смотреть.

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил.

И гогочет, и гогочет –

Заучить считалку хочет.

Молодые петухи

Из-за хлебной крошки

И какой-то шелухи

Подрались немножко.

РДв                          Домашние птицы

ПЕТУШКИ РАСПЕТУШИЛИСЬ,

(«машут крыльями»)

НО ПОДРАТЬСЯ НЕ РЕШИЛИСЬ

(скрестили руки на груди)

ЕСЛИ БУДЕШЬ ПЕТУШИТЬСЯ

(грозят пальцем)

МОЖНО ПЕРЫШЕК ЛИШИТЬСЯ.

(движение одной рукой по другой

руке от плеча вниз)

ЕСЛИ ПЕРЫШЕК ЛИШИТЬСЯ,

(то же самое – другой рукой)

НЕЧЕМ БУДЕТ ПЕТУШИТЬСЯ.

(«машут крыльями»)

C         Домашние птицы

Шел по берегу петух,

Поскользнулся в реку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Нужно под ноги смотреть.

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил.

И гогочет, и гогочет –

Заучить считалку хочет.

Молодые петухи

Из-за хлебной крошки

И какой-то шелухи

Подрались немножко.

РДв                          Домашние птицы

ПЕТУШКИ РАСПЕТУШИЛИСЬ,

(«машут крыльями»)

НО ПОДРАТЬСЯ НЕ РЕШИЛИСЬ

(скрестили руки на груди)

ЕСЛИ БУДЕШЬ ПЕТУШИТЬСЯ

(грозят пальцем)

МОЖНО ПЕРЫШЕК ЛИШИТЬСЯ.

(движение одной рукой по другой

руке от плеча вниз)

ЕСЛИ ПЕРЫШЕК ЛИШИТЬСЯ,

(то же самое – другой рукой)

НЕЧЕМ БУДЕТ ПЕТУШИТЬСЯ.

(«машут крыльями»)

РДв                                      Игрушки

                                                     

 Дети раскачиваются из стороны в сторону, с ноги на ногу, руки в стороны.

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА,

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА,

ПРИСЕДАЙ-КА,

ПРИСЕДАЙ-КА,

(приседают)

БУДЬ ПОСЛУШЕН,

(грозят пальцем)

ИШЬ КАКОЙ!

(поднимаются на носки)

НЕ ХОТИМ ИГРАТЬ С ТОБОЙ!

(качают головой)

РДв                      Игрушки

       

         «БУРАТИНО»

БУРАТИНО ПОТЯНУЛСЯ,

(потянулись, впереди вверх,

через стороны вниз)

РАЗ – НАГНУЛСЯ,

ДВА – НАГНУЛСЯ,

(наклоны)

СДЕЛАЛ ШАГ И ПОВЕРНУЛСЯ.

(выполняют)

РУКИ В СТОРОНЫ РАЗВЕЛ,

КЛЮЧИК ВИДНО НЕ НАШЕЛ.

(выполняют движение)

ЧТОБЫ КЛЮЧИК НАМ ДОСТАТЬ

НАДО НА НОСОЧКИ ВСТАТЬ.

(встали на носочки, потянулись)

Дв                                         Игрушки

Игровое упражнение:

«ИГРУШКИ»

- Как мишка ходит?

(ходьба, переваливаясь с ноги на ногу)

- Как мячики прыгают?

(руки на поясе, прыжки на носках)

- Мячики катятся

(легкий бег на носках)

- Машинка едет

(топающий шаг)

Эти движения дети выполняют по слову воспитателя в произвольном порядке. Упражнение используется в основном в средней и в старшей группе.

РДв                                     Игрушки

          «КАРУСЕЛИ»

Дети, взявшись за руки, двигаются

по кругу, изменяя темп движения

согласно тексту:

ЕЛЕ, ЕЛЕ, ЕЛЕ, ЕЛЕ

ЗАВЕРТЕЛИСЬ КАРУСЕЛИ,

А ПОТОМ, ПОТОМ, ПОТОМ

ВСЕ БЕГОМ, БЕГОМ, БЕГОМ;

ТИШЕ, ТИШЕ, НЕ СПЕШИТЕ,

КАРУСЕЛЬ ОСТАНОВИТЕ.

РАЗ, ДВА, РАЗ, ДВА –

ВОТ И КОНЧИЛАСЬ ИГРА.

С (ММ)                               Игрушки

Мы – красавицы матрешки,

Разноцветные одежки.

Раз – Матрена. Два – Малаша.

Мила – три. Четыре – Маша.

Маргарита – это пять.

Нас нетрудно сосчитать.

С                        Игрушки

Мой

Веселый

Звонкий

Мяч!

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Красный,

Синий

Голубой!

Не угнаться

За тобой!

              (С. Маршак)

РДв                                      Игрушки

                                                     

 Дети раскачиваются из стороны в сторону, с ноги на ногу, руки в стороны.

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА,

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА,

ПРИСЕДАЙ-КА,

ПРИСЕДАЙ-КА,

(приседают)

БУДЬ ПОСЛУШЕН,

(грозят пальцем)

ИШЬ КАКОЙ!

(поднимаются на носки)

НЕ ХОТИМ ИГРАТЬ С ТОБОЙ!

(качают головой)

РДв                      Игрушки

       

         «БУРАТИНО»

БУРАТИНО ПОТЯНУЛСЯ,

(потянулись, впереди вверх,

через стороны вниз)

РАЗ – НАГНУЛСЯ,

ДВА – НАГНУЛСЯ,

(наклоны)

СДЕЛАЛ ШАГ И ПОВЕРНУЛСЯ.

(выполняют)

РУКИ В СТОРОНЫ РАЗВЕЛ,

КЛЮЧИК ВИДНО НЕ НАШЕЛ.

(выполняют движение)

ЧТОБЫ КЛЮЧИК НАМ ДОСТАТЬ

НАДО НА НОСОЧКИ ВСТАТЬ.

(встали на носочки, потянулись)

Дв                                         Игрушки

Игровое упражнение:

«ИГРУШКИ»

- Как мишка ходит?

(ходьба, переваливаясь с ноги на ногу)

- Как мячики прыгают?

(руки на поясе, прыжки на носках)

- Мячики катятся

(легкий бег на носках)

- Машинка едет

(топающий шаг)

Эти движения дети выполняют по слову воспитателя в произвольном порядке. Упражнение используется в основном в средней и в старшей группе.

РДв                                     Игрушки

          «КАРУСЕЛИ»

Дети, взявшись за руки, двигаются

по кругу, изменяя темп движения

согласно тексту:

ЕЛЕ, ЕЛЕ, ЕЛЕ, ЕЛЕ

ЗАВЕРТЕЛИСЬ КАРУСЕЛИ,

А ПОТОМ, ПОТОМ, ПОТОМ

ВСЕ БЕГОМ, БЕГОМ, БЕГОМ;

ТИШЕ, ТИШЕ, НЕ СПЕШИТЕ,

КАРУСЕЛЬ ОСТАНОВИТЕ.

РАЗ, ДВА, РАЗ, ДВА –

ВОТ И КОНЧИЛАСЬ ИГРА.

С (ММ)                               Игрушки

Мы – красавицы матрешки,

Разноцветные одежки.

Раз – Матрена. Два – Малаша.

Мила – три. Четыре – Маша.

Маргарита – это пять.

Нас нетрудно сосчитать.

С                        Игрушки

Мой

Веселый

Звонкий

Мяч!

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Красный,

Синий

Голубой!

Не угнаться

За тобой!

              (С. Маршак)

С                     Лесные звери

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

С                                  Лесные звери

 Тили-тили-тили-бом,

 Сбил сосну зайчишка лбом.

 Жалко мне зайчишку:

 У зайчишки шишка.

 Поскорее сбегай в лес,

 сделай заиньке компресс!

 Серый зайка вырвал травку,

 Положил ее под лавку,

 Кто травку возьмет,

 Тот водить сейчас пойдет.


C                         Лесные звери

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес дубровый.

- Что там делал?

- Лыко драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто забрал?

- Родион.

- Выйди вон!

Солнце яркое в апреле.

 Все в лесу повеселели:

 белки рыжие мелькают,

 Зайцы серые гуляют,

 Даже старый черный крот

 В норке песенку поет.

Ш                          Лесные звери                              

Еж колючий, словно кактус,

Кактус колется, как еж.

Если днем еще их видно,

Так ведь ночью – не поймешь.  

Еж пыхтит и морщится:

Что я вам уборщица?

 Лес никак не подмету...

 Соблюдайте чистоту!

Мчится заяц от лисы,

Хвост дрожит, как у осы.

Встали сосны на пути.

От погони не уйти!

Нет спасения в бору!

Прыгнул к барсуку в нору.

                              Е.Александрова.


РДв                          Лесные звери

 ВЕТЕР ВЕТКАМИ ШУМИТ,

   (руки вытянуты вверх,

   плавные движения в стороны)

 ЕЖИК НАШ ДОМОЙ БЕЖИТ.

   (легкий бег на месте)

 А НАВСТРЕЧУ ЕМУ ВОЛК,

   (руки перед собой согнуть

    в локтях, пальцы как «когти»)

 НА ЕЖА ЗУБАМИ ЩЕЛК!

   (локти вместе, руками

   изобразить пасть волка)

 ЕЖ ИГОЛКИ ПОКАЗАЛ,

   (кисти рук перекрестно,

       пальцы врозь)

 ВОЛК СО СТРАХУ УБЕЖАЛ.

   (бег на месте)

С, ПИ                     Лесные звери

Лиса близко притаилась,

Лиса хвостиком прикрылась,

Лиса носом повела.

Разбегайся, кто куда!

Зайчишка-трусишка

по полю бежал,

в огород забежал.

Капустку нашел,

морковку нашел,

сидит, грызет.

Хозяин идет!


РДв                               Лесные звери

 ВОТ СВЕРНУЛСЯ ЕЖ В КЛУБОК,

 ПОТОМУ ЧТО ОН ПРОДРОГ.

   (дети присели на корточки,

       наклонили голову)

 ЛУЧИК ЕЖИКА КОСНУЛСЯ,

 ЕЖИК СЛАДКО ПОТЯНУЛСЯ.

   (дети потянулись, подняв руки

     и встав на носочки)

РДв                               Лесные звери

 

ФИЗЗАРЯДКОЙ ЕЙ НЕ ЛЕНЬ

ЗАНИМАТЬСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

(прыжки на месте на правой, потом на левой ноге)

 С ОДНОЙ ВЕТКИ ПРЫГНУВ ВЛЕВО,

 НА СУЧОК ОНА ПРИСЕЛА.

(прыжок в сторону, присели)

 ВПРАВО ПРЫГНУЛА, ПОТОМ

 ПОКРУЖИЛАСЬ НАД ДУПЛОМ.

(прыжок вправо, поскоками вперед по кругу)

 ВЛЕВО, ВПРАВО ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ.

 ПРЫГАТЬ БЕЛОЧКЕ НЕ ЛЕНЬ.

(прыжки на двух ногах вместе вправо-влево)


РДв                               Лесные звери

      «МЕДВЕЖАТА»

МЕДВЕЖАТА В ЧАЩЕ ЖИЛИ,

ГОЛОВОЙ СВОЕЙ КРУТИЛИ.

ВОТ ТАК, ВОТ ТАК,

ГОЛОВОЙ СВОЕЙ КРУТИЛИ.

(голову вправо-влево)

МЕДВЕЖАТА МЕД ИСКАЛИ,

ДРУЖНО ДЕРЕВО КАЧАЛИ.

ВОТ ТАК, ВОТ ТАК,

ДРУЖНО ДЕРЕВО КАЧАЛИ.

(наклоны)

ВПЕРЕВАЛОЧКУ ХОДИЛИ,

И ИЗ РЕЧКИ ВОДУ ПИЛИ

(с одной ноги на другую, наклоны вперед)

А ПОТОМ ОНИ ПЛЯСАЛИ,

ВЫШЕ НОГИ ПОДНИМАЛИ

(танцевальные движения)

РДв                           Лесные звери

  У МЕДВЕДЯ ДОМ БОЛЬШОЙ,

    (поднимают руки над головой)

  А У ЗАЙКИ МАЛЕНЬКИЙ.

          (присели)

  МИШКА НАШ ПОШЕЛ ДОМОЙ,

        (идут вразвалку)

  ДА И КРОШКА ЗАИНЬКА.

    (прыгают на двух ногах)


РДв                                         Животные

        ХОМКА, ХОМКА, ХОМЯЧОК,

  (щеки надуть, руки на пояс)

        ПОЛОСАТЕНЬКИЙ БОЧОК.

  (провести рукой по правому боку      сверху вниз, затем - по левому боку)

        ХОМКА РАНЕНЬКО ВСТАЕТ,

  (потянуться)

        ЩЕЧКИ МОЕТ, ШЕЙКУ ТРЕТ.

  (показывают)

        ПОДМЕТАЕТ ХОМКА ХАТКУ

  («подметают»)        

        И ВЫХОДИТ НА ЗАРЯДКУ

        РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ –

  («маршируют»)

        ХОМКА ХОЧЕТ СИЛЬНЫМ СТАТЬ.

  (руки, согнутые в локтях - в стороны вверх)

ПИ                           Лесные звери

     «ВОЛК ВО РВУ»

  Посередине площадки отме-

чается ров шириной 1 м ли-

ниями или шнурами. С одной

стороны рва дом, где живут

зайцы (дети) , с другой -

поле. Во рву - волк. По

сигналу воспитателя "Зайцы

в поле!" дети бегут в поле,

перепрыгивая  через  ров.

Волк внимательно следит

за зайцами и "упавших в

ров" (наступивших на шнур

или дальше (ближе) него)

забирает себе.


РДв                    Животные жарких стран.

МЫ ИДЕМ В ЗООСАД (ходьба на месте)

И ЗОВЕМ ВСЕХ РЕБЯТ.

(движения руками к себе)

МЫ УВИДИМ НЕПРЕМЕННО

(наклон вперед, развести

АНТИЛОПУ И ГИЕНУ,

руки вперед – в стороны)

ПОДМОСКОВНОГО ЕЖА,

        (пальцы растопырены)

И ПИТОНА И УЖА.

(волнообразное движение правой рукой снизу вверх)

КТО НОСАТ,   (показывают хобот)

КТО МОХНАТ,    

 (руки через стороны вверх,

  сделать круг, движения пальцами)

ЭТОТ ДИКИЙ,   (когти)

ТОТ ДОМАШНИЙ,

  (руки сложить на груди)

ЭТОТ СТРАШНЫЙ,

 (нахмурить брови)

ТОТ НЕСТРАШНЫЙ, (улыбка)

В ЗООСАД ИДЕМ СЕЙЧАС

(шагают на месте)

И ЗОВЕМ С СОБОЮ ВАС.

(соответствующие движения руками к себе)

ПИ         Лесные звери

          «ЛИСА»

        Я СОГНУСЬ В ДУГУ,

        ПОБЕГУ ПО ЛУГУ,

        ПЕТУШКА ПОДСТЕРЕГУ.

        ПОДКРАДУСЬ ИСПОДТИШКА,

        ИЗЛОВЛЮ Я ПЕТУШКА.

        ПЕТУШОК, ПЕТУШОК,

  ЗАЛЕЗАЙ КО МНЕ В МЕШОК

         


ФМ                                      Лесные звери

БАРАБАНИТ ЗАЯЦ БЕЛЫЙ:

ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ, ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ!

   (имитация)

ВЫШЛИ ЗАЙЦЫ НА ДОРОГУ,

ВСЕ ОНИ ШАГАЮТ В НОГУ.

ВПЕРЕДИ ЗАЙЧОНОК БЕЛЫЙ:

ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ, ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ!

   (маршируют)

РДв            Животные

«ЛЯГУШКА»

ЛЯГУШКА СКАЧЕТ ПО ДОРОЖКЕ,

(приседают и прыгают)

ВЫТЯНУЛА НОЖКИ.

УВИДАЛА КОМАРА,

ЗАКРИЧАЛА:

ДЕТИ: КВА-КВА-КВА

ОРН                               Лесные звери

«ДРАЗНИЛКА. ТИХО – ГРОМКО»

(Общие речевые навыки: модуляция голоса – от совсем тихого постепенно до громкого)

ЗВЕРЬ ЛОХМАТЫЙ, ТОЛСТОПЯТЫЙ,

ЗВЕРЬ ЛЕНИВЫЙ, НЕКРАСИВЫЙ.

(можно проводить как подвижную игру: один ребенок – медведь, к нему медленно подходят дети, дразня его.

Сказав последнее слово дразнилки, дети убегают, «медведь» их ловит.

ФМ                                    Лесные звери

        Я КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ

        ПРЫГАЮ НА МЕСТЕ.

        ЧТОБЫ БЫЛО ВЕСЕЛЕЙ,

        ПОБЕЖАЛИ ВМЕСТЕ.

         

           Дети прыгают на месте,

           как белки, а потом бегут  вперед.

Д                                        Насекомые

 Диалог с мячом или с хлопками.

  • Стрекоза, стрекоза

с переливами глаза,

Ты всю зиму, говорят,

Шила шелковый наряд.

Ты не ела, не пила –

Все наряд себе плела.

  • Я всю зиму проспала,

Я все солнышка ждала,

Я не шила, не кроила,

Шелк на крылья не ткала:

Мне весна их подарила,

Мне их радуга дала.    

РДв                             Насекомые

ЛЕТИТ СТРЕКОЗА,

КАК ГОРОШИНЫ ГЛАЗА.

ВВЕРХ, ВНИЗ. НАЗАД. ВПЕРЕД,

КАК ЗЕЛЕНЫЙ САМОЛЕТ.

НА БОЛЬШОЙ ЦВЕТНОЙ КОВЕР

СЕЛА ЭСКАДРИЛЬЯ.

ТО РАСКРОЕТ. ТО ЗАКРОЕТ

РАСПИСНЫЕ КРЫЛЬЯ.

РДв                                        Насекомые

          «КУЗНЕЧИКИ»

ПОДНИМАЮТ ПЛЕЧИКИ,

ПРЫГАЮТ КУЗНЕЧИКИ.

(энергичные движения плечами)

ПРЫГ-СКОК, ПРЫГ-СКОК.

(прыжки на носках)

СТОП. СЕЛИ,

(присели)

ВОКРУГ ПОСМОТРЕЛИ.

(поворачивают голову

вправо – влево)

ТРАВУШКУ ПОКУШАЛИ,

(наклоняют голову)

ТИШИНУ ПОСЛУШАЛИ.

(замерли, прислушались)

ВЫШЕ, ВЫШЕ – ВЫСОКО!

КУЗНЕЧИК ПРЫГАЕТ ЛЕГКО.

(прыжки на носках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему "Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние ребенка"

Рассматриваем различные виды арт-терапии и возможность их применения в условиях ДОУ...

Влияние классической музыки на психоэмоциональное состояние ребенка

Влияние классической музыки на психоэмоциональное состояние ребенка...

Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребёнка

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.          Развиты...

ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Одним из основных компонентов произносительной стороны речи является речевое дыхание, напрямую зависящее от функционального состояния и способности к произвольной регуляции внешнего дыхания, поскольку...