Перелетные птицы (с использованием логоритмических средств)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Завьялова Дина Мунаваровна

Конспект подгруппового занятия  с детьми с ОНР и дизартрией в подготовительной группе с использованием логоритмических средств по теме: «Перелетные птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx230.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия  с детьми

 с ОНР и дизартрией в подготовительной группе

с использованием логоритмических средств

по теме: «Перелетные птицы» 

Учителя-логопеда МДОБУ «Кудровский ДСКВ №1» Завьяловой Д.М.

Цель: обобщение представлений детей об изменениях в жизни птиц весной.

Коррекционно-развивающие задачи

  • Развивать связную речь.
  • Развивать фонематические представления (дифференциация звуков [с] – [ц]).
  • Развивать зрительное восприятие, внимание и память.
  • Развивать тонкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки.
  • Развивать  мышечный тонус в игровой форме.
  • Развивать дыхание с речевым сопровождением.

Коррекционно-образовательные задачи

  • Актуализировать и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы».
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных  с суффиксами -ат-, -ят-, притяжательных прилагательных).
  • Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Совершенствовать навык анализа предложения.
  • Совершенствовать навык составления и чтения слов.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать активность, самостоятельность.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация для НОД, мяч, рабочие листы и набор цветных карандашей на каждого ребенка, дидактическая игра «Прочитай по первым звукам», предметные картинки с изображениями перелетных птиц, изображения гнезд со слоговой схемой слова и ударением, карточки-слоги для составления слов, презентация «Прятки» (образование притяжательных прилагательных).

Ход занятия

Организационный момент

Вводная часть

П е д а г о г. Логопед:Ребята, сегодня к нам на занятие кто-то спешит.

Игра "Скок-скок-скок!"

Дети прыгают поочередно на одной ноге, на другой, встают, как аисты на одну ногу, скачут, как лягушки. Скачут на обеих ногах, руки на поясе, проговаривая текст.

Скачем по дорожке,

Сменяя часто ножки.

Поскакали, поскакали,

А потом, как аист, встали.

То уже не аист-птица,

То лягушечка-квакушка.

Ква-ква-ква!–кричит подружкам.

Скок-скок-скок-скок,

Проскакал я, сколько мог.

Кто же это, вы узнаете, когда поставите буквы от большой до маленькой. (Жар-птица.) Давайте приготовим для нее в подарок звуковые бусы. 

Анализ слова «птица»: дети дают характеристику каждому звуку.

Основная часть

П е д а г о г. А вот и Жар-птица.

Мимические упражнения

Мы сначала удивились – испугались – даже рассердились – но потом обрадовались, потому что она благодарит вас за красивые звуковые бусы. Посмотрите, что она нам принесла.  

Дети выбирают карточки.

Дидактическая игра «Прочитай по первым звукам»

П е д а г о г. Здесь зашифрованы слова, прочитайте их и найдите картинку.

Слова: грач, гуси, аист, скворец, кукушка, ласточка.

П е д а г о г. Посмотрите на картинки, покажите свои картинки друг другу. Как можно назвать это все одним словом?  (Перелетные птицы.)  Почему мы их называем перелетными? (Птицы осенью улетают, а весной возвращаются.) Птицы вернулись к нам из дальних краев, они устали. Давайте поможем птицам найти свои гнезда.

Дидактическая игра «Подбери гнездо»  

Дети делят слова на слоги, выделяют ударный слог и «сажают птицу в соответствующее гнездо».

В слове «грач» один слог. 

В слове «гусь» один слог.

В слове «аист» два слога, ударение падает на первый слог.

В слове  «скворец» два слога, ударение падает на второй слог.

В слове «кукушка» три слога, ударение падает на второй слог.

В слове «ласточка» три слога, ударение падает напервый слог.

П е д а г о г. Ребята, что делают птицы весной? (Прилетают из теплых краев, вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.) Вы все правильно ответили. Молодцы! Вы сказали, что птицы весной высиживают птенцов. 

Дидактическая игра с мячом «У кого кто»

У грача появляются… грачата. 

У гусей –

У аиста –…

У скворца –…

 У кукушки –…

У ласточки –…

П е д а г о г. А чем птицы кормят своих птенцов вы узнаете, если составите слова.

Дидактическая игра «Составь слово из слогов» 

П е д а г о г. Цвет карточек поможет вам выбрать слоги.

Дети составляют  из слогов слова: мошки, мушки, комары, гусеницы, лягушки, червяки.

П е д а г о г. Жар-птица хочет нам еще что-то рассказать. Посмотрите она принесла нам слова. Прочитайте их. (носят,   грачи,   клюве,   веточки,   в) Что хотела рассказать Жар-птица?  

Дети составляют предложение: «Грачи носят   веточки  в  клюве».

П е д а г о г. Какое первое слово в этом предложении? («Грачи».) Какой вопрос поставим к этому слову? (Кто это?) Какое это слово? (Это живой предмет.) Как обозначим это слово? (Человечком.)

Какое второе слово? («Носят».)  Какой вопрос поставим к этому слову? (Что делают?) Какое это слово? (Это слово-действие.) Как обозначим это слово? (Стрелочкой.)

Какое третье слово? («Веточки».) Какой вопрос поставим к этому слову? (Что это?) Какое это слово? (Это неживой предмет.) Как обозначим это слово? (Квадратиком.)

Какое четвертое слово? (Маленькое слово «в».) Как обозначаем это слово? (Кружок в квадрате.)

Какое пятое слово? («Клюве».) Какой вопрос поставим к слову «клюв»?  (Что это?) Какое это слово? (Это неживой предмет.) Как обозначим это слово? (Квадратиком.)

https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/15b4bdf9e3a9ffb7f90495f741c2782e.png/s/f1200x/a/90999/sc/262

Вы отлично справились с этим заданием!

Жар-птица спрашивает, в названии какой перелетной птицы есть звук [ц]? (Скворец.) Скворец просит нас построить ему скворечник. Поможем ему?

Пальчиковая гимнастика «Скворцы»

Мы построили скворечник (Дети ударяют кулачком о кулачок.)

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник 

Возле самого крыльца.  

Все семейство вчетвером (Машут перекрещенными ладошками.)

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки – (Загибают пальцы.)

Черненькие перышки.

Е. Тараховская

П е д а г о г. Скворец благодарит вас за новый скворечник и хочет с вами поиграть.

Дидактическая игра с мячом «Замени звук [с] на звук [ц]»

свет – цвет 

лиса – лица

сок – цок

сел – цел

бас – бац 

сено – цена

П е д а г о г. А птицы уже отдохнули в своих гнездах и теперь хотят поиграть с вами в прятки. 

Дидактическая игра «Чье крыло? Чья голова? Чей хвост?» (презентация)

П е д а г о г. Кто спрятался за облаком? (За облаком спрятался грач/лебедь/аист/кукушка/ласточка/гусь.) Чей хвост (клюв, голову крыло, шею) мы видим? (Мы видим грачиный хвост /лебединую шею/ аистиный клюв/ кукушечью  голову/ ласточкино крыло/ гусиные лапы.) Какая новая птица прилетела с нами поиграть? (Лебедь.) Лебедь – очень красивая птица.

У нее очень красивые перышки.

Дыхательное упражнение:

Давайте Сдуем перышки с ладони, потом с носа.

Дидактическая игра «Нарисуй по клеточкам» 

Давайте нарисуем  ее портрет. 

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/a5c8d6e1a8f8dd48e9640e8d6f14fb9e.png/s/f1200x/a/90999/sc/364

Окончание занятия

Жар-птице пора возвращаться в сказку, ей очень понравилось, что вы много знаете.  А нам пора возвращаться в группу.

Выполняются  речевые упражнения с одновременным выполнением действия.

Вот поезд наш идет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Переходят на нормальный шаг.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Бежит паровоз,

Далеко-далеко

Ребят он повез.

Подведение итога 

Педагог предлагает детям вспомнить в какие игры играли, что им было интересно делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование логоритмических средств при устранении дислалии

Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизношения....

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Перелетные птицы" с использованием мини робота Bee - bot "Пчелка".

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Пчелка" и дидаактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексических тем: "Весна.Перелетные птицы ...

«Перелетные птицы» С использованием ИКТ Обучающей презентации.

laquo;Перелетные птицы»С использованием ИКТ Обучающей презентации.Цель: Развитие у детей познавательных интересов.Задачи:Закреплять представления детей о перелетных птицах. Название птиц, их вн...