Дети с ОВЗ в ДОУ (консультация для педагогов детского сада)
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Дети с ОВЗ в ДОУ (рекомендации воспитателям)
Дети с ОВЗ в ДОУ по ФГОС — несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). К числу детей с ОВЗ могут быть отнесены следующие категории дошкольников:
- С нарушениями слуха (слабослышащие, глухие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные), нуждающиеся в сурдопедагогическом сопровождении.
- С дефектами зрения (слабовидящие, слепые).
- С задержкой психического развития — нарушением сроков формирования интеллекта, эмоционально-волевых качеств (низкая концентрация, рассеянность внимания, непонимание природы причинно-следственных связей, неспособность к ориентации в пространстве, неспособность к классификации, обобщению, анализу простейших данных).
- С тяжелыми нарушениями речи (моторной и сенсорной алалией, тяжелой степенью ринолалии, заикания, дизартрии, афазии).
- С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата врожденного и приобретенного генеза.
- С патологиями аутистического характера (синдромом Каннера, дезинтегративным расстройством, синдромом Аспергера, неспецифическим первазивным нарушением возрастного развития).
- Со сложными комплексными (множественными) дефектами развития.
- С тяжелыми интеллектуальными нарушениями (УО).
Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:
- обследует детей,
- даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.
Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.
Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.
А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести:
- повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ
- методическую составляющую;
- изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
- беседа с родителями;
- изучение медицинской карты ребенка;
- обследование физического развития;
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.
Таким образом, к списку задач дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ согласно ФГОС ДОО относится:
- Создание специальных условий для всестороннего развития личности по ключевым направлениям — интеллектуальному, физическому, социально-коммуникативному, нравственно-эстетическому, творческому — с учетом индивидуальных психофизических показателей.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование эмоционально-нравственного благополучия, приобщение к общегражданской и общемировой системе гуманистических ценностей.
- Обеспечение предпосылок для закрепления основ учебной деятельности, расширение мировоззренческих знаний и практических умений.
- Развитие природного творческого потенциала каждого воспитанника независимо от уровня психоэмоционального развития.
- Создание вариативности дошкольного образования за счет использования различных форм педагогической деятельности и проектирования АООП ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов детского сада «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов детского сада "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов детского сада по теме: "Игры для детей с повышенной двигательной активностью"
Эту консультация предназанчена для воспитателей детского сада.У многих воспитанников выявлен повышенный компонент гиперактивности с синдромом дефицита внимания. У детей с общим недоразвитием реч...
Консультация для педагогов детского сада «Пусть наши дети будут здоровыми!»
Консультация для педагогов детского сада «Пусть наши дети будут здоровыми!» Описание материала: Предлагаю вам консультацию для педагогов детского сада «Пусть наши дети будут здоровыми!». Дан...
Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...
Консультация для педагогов детского сада Знакомим детей с природой во время прогулки
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи детей посредством пескотерапии в старшей группе»
Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир...
Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...