НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква П и звуки [П], [П`]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква П и звуки [П], [П`]»
Цель: знакомство с буквой П и звуками [П], [П`].
Задачи:
- развивать фонематический слух, фонематические представления;
- вырабатывать чёткую дифференциацию [П], [П`] в слогах и словах;
- активизировать обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
- развивать внимание и память.
Оборудование: карточки для артикуляционной зарядки, буквы на бархатной бумаге, счётные палочки, полоски бумаги, проволока, цветные шарики, мозаика.
I. Организационный момент
II. Артикуляционная гимнастика
1. Беззвучно повторить с детьми гласные звуки, которые учили на предыдущих занятиях:
А – У – О – Ы – И
У – А – И – Ы – О
Ы – У – А – О – И
2. А теперь посмотрите на картинку и выполните соответствующее упражнение:
«Лопаточка», «Иголочка», «Заборчик», «Часики», «Грибок»…
III. 1. Ребята, я сейчас вам прочитаю скороговорку. Вы прислушайтесь и назовите звук, который чаще всего встречается:
Поле-то не полото,
Поле-то не полито,
Просит полюшко попить –
Нужно полюшко полить. (звук [п])
Ребята, скажите пожалуйста, звук [П] согласный или гласный? (согласный)
А как вы это определили? (есть преграда)
А как называются звуки, у которых нет преград? (гласные)
2. Ребята, на что похожа буква П? (на ворота)
Давайте, попробуем, построить букву П, подойдите к столу и выберите материал, из которого вы хотите построить букву П (счётные палочки, полоски бумаги, проволока, шарики, мозаика).
3. Кто скажет, как пыхтит паровоз? (п-п-п)
А как пищат птенцы? (пи-пи-пи)
В первом случаи звук [П], как звучит? (твёрдо). А во втором? (мягко) .
Согласные звуки бывают твёрдые [П] и мягкие [П`]. Как же так, чтобы произнести звуки [П], [П`] мы плотно смыкаем губы. [П], [П`] – попробуйте перед зеркалом, почему же звуки получаются разные: то твёрдые, то мягкие.
Кто же делает звук мягким? Может быть это наш язык тайком что-то делает во рту?
Давайте понаблюдаем. Произнесём твёрдый звук [П] (п-п-п). Губы у нас сомкнуты. Это одна преграда. А где у нас язык, вверху или внизу?. (внизу). Работают только губы.
- А теперь сомкнём губы, произнесём мягкий звук (п`- п`- п`). Где находится язык язык? Он упирается в нижние зубы.
- Вот оказывается, кто делает согласный мягким – язык! Он поднимается спинкой вверх к нёбу, упирается в нижние зубы и делает ещё одну преграду.
- Когда мы произносим твёрдый согласный [п], у нас только одна преграда. Какая? (губы).
- А когда произносим мягкий согласный [п`] сколько преград? (две)
Какие? (губы и язык).
Физкультминутка:
Встаньте около своих столов.
Если вы услышите в сказанном мною слове твёрдый звук П, вы поднимаете руки вверх. Если вы услышите в слове мягкий звук П` вы приседаете.
Петух, палка, пирог, письмо, почка, бочка, пакет, перемена, пальцы, перчатки.
Садимся за столы.
4. На столах у вас лежат жетоны синего и зелёного цвета.
Я загадываю вам загадки. Вы должны её отгадать. Если звук [п] в отгадке звучит твёрдо, то вы поднимаете жетон синего цвета, если звук [п`] – звучит мягко, то вы поднимаете жетон зелёного цвета.
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (пылесос)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (петух)
Железные избушки
Прищеплены друг к дружке.
Одна из них с трубою
Ведёт всех за собою. (паровоз)
Он с бубенчиком в руке
В сине-красном колпаке
Он весёлая игрушка,
А зовут его … (петрушка)
Два брюшка,
Четыре ушка. (подушка)
5. Чтение слогов: ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПИ
АП, ОП, УП, ЫП, ИП.
IV. Итог:
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Сколько преград при произнесении звуков [П] и [П`]?
Придумайте слова на эти звуки.
Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»
На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Презентация к занятию по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей логопедической группе " Звук и буква В"
Материал рекомендован для логопеда, при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и...
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »
Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «В гостях у Смешариков (звук и буква С) »
Данная игровая деятельность содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Конс...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...