НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква П и звуки [П], [П`]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Феофанова Татьяна Викторовна

Знакомство со звуком и буквой П

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_p.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква П и звуки [П], [П`]»

Цель: знакомство с буквой П и звуками [П], [П`].

Задачи:

- развивать фонематический слух, фонематические представления;

- вырабатывать чёткую дифференциацию [П], [П`] в слогах и словах;

- активизировать обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;

- развивать внимание и память.

Оборудование: карточки для артикуляционной зарядки, буквы на бархатной бумаге, счётные палочки, полоски бумаги, проволока, цветные шарики, мозаика.

I. Организационный момент

II. Артикуляционная гимнастика

1. Беззвучно повторить с детьми гласные звуки, которые учили на предыдущих занятиях:

А – У – О – Ы – И

У – А – И – Ы – О

Ы – У – А – О – И

2. А теперь посмотрите на картинку и выполните соответствующее упражнение:

«Лопаточка», «Иголочка», «Заборчик», «Часики», «Грибок»…

III. 1. Ребята, я сейчас вам прочитаю скороговорку. Вы прислушайтесь и назовите звук, который чаще всего встречается:

Поле-то не полото,

Поле-то не полито,

Просит полюшко попить –

Нужно полюшко полить. (звук [п])

Ребята, скажите пожалуйста, звук [П] согласный или гласный? (согласный)

А как вы это определили? (есть преграда)

А как называются звуки, у которых нет преград? (гласные)

2. Ребята, на что похожа буква П? (на ворота)

Давайте, попробуем, построить букву П, подойдите к столу и выберите материал, из которого вы хотите построить букву П (счётные палочки, полоски бумаги, проволока, шарики, мозаика).

3. Кто скажет, как пыхтит паровоз? (п-п-п)

А как пищат птенцы? (пи-пи-пи)

В первом случаи звук [П], как звучит? (твёрдо). А во втором? (мягко) .

Согласные звуки бывают твёрдые [П] и мягкие [П`]. Как же так, чтобы произнести звуки [П], [П`] мы плотно смыкаем губы. [П], [П`] – попробуйте перед зеркалом, почему же звуки получаются разные: то твёрдые, то мягкие.

Кто же делает звук мягким? Может быть это наш язык тайком что-то делает во рту?

Давайте понаблюдаем. Произнесём твёрдый звук [П] (п-п-п). Губы у нас сомкнуты. Это одна преграда. А где у нас язык, вверху или внизу?. (внизу). Работают только губы.

- А теперь сомкнём губы, произнесём мягкий звук (п`- п`- п`). Где находится язык язык? Он упирается в нижние зубы.

- Вот оказывается, кто делает согласный мягким – язык! Он поднимается спинкой вверх к нёбу, упирается в нижние зубы и делает ещё одну преграду.

- Когда мы произносим твёрдый согласный [п], у нас только одна преграда. Какая? (губы).

- А когда произносим мягкий согласный [п`] сколько преград? (две)

Какие? (губы и язык).

Физкультминутка:

Встаньте около своих столов.

Если вы услышите в сказанном мною слове твёрдый звук П, вы поднимаете руки вверх. Если вы услышите в слове мягкий звук П` вы приседаете.

Петух, палка, пирог, письмо, почка, бочка, пакет, перемена, пальцы, перчатки.

Садимся за столы.

4. На столах у вас лежат жетоны синего и зелёного цвета.

Я загадываю вам загадки. Вы должны её отгадать. Если звук [п] в отгадке звучит твёрдо, то вы поднимаете жетон синего цвета, если звук [п`] – звучит мягко, то вы поднимаете жетон зелёного цвета.

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (пылесос)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает. (петух)

Железные избушки

Прищеплены друг к дружке.

Одна из них с трубою

Ведёт всех за собою. (паровоз)

Он с бубенчиком в руке

В сине-красном колпаке

Он весёлая игрушка,

А зовут его … (петрушка)

Два брюшка,

Четыре ушка. (подушка)

5. Чтение слогов: ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПИ

АП, ОП, УП, ЫП, ИП.

IV. Итог:

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Сколько преград при произнесении звуков [П] и [П`]?

Придумайте слова на эти звуки.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Презентация к занятию по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей логопедической группе " Звук и буква В"

Материал рекомендован для логопеда, при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «В гостях у Смешариков (звук и буква С) »

Данная   игровая деятельность содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Конс...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...